Финансы, 23 мар 2018, 13:33

ЦБ снизил ключевую ставку пятый раз подряд

Банк России снизил ключевую ставку на 25 б.п., до 7,25% годовых. На решение регулятора влияли низкая инфляция, рост кредитования, а также возросшая геополитическая неопределенность
Читать в полной версии
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Совет директоров Банка России 23 марта на втором в году заседании по денежно-кредитной политике принял решение снизить ключевую ставку на 25 базисных пунктов, до 7,25%. Решение регулятора совпало с прогнозами большинства экономистов, которые ожидали снижения на 0,25 процентного пункта.

«Годовая инфляция остается на устойчиво низком уровне, инфляционные ожидания постепенно снижаются, — сказано в сообщении ЦБ. По прогнозу регулятора, годовая инфляция составит 3–4% в конце года и будет находиться близ 4% в 2019-м. В этих условиях ЦБ продолжит снижать ключевую ставку и «завершит переход к нейтральной денежно-кредитной политике в 2018 году».

Вместе с тем ЦБ указал на усиление проинфляционных рисков со стороны рынка труда. «Динамика заработных плат и безработицы создает предпосылки для возможного усиления проинфляционного давления, — указывает регулятор. — Пока остается неопределенность в оценке продолжительности и масштаба действия данных факторов. Банк России будет уделять особое внимание ситуации на рынке труда, в том числе оценивать влияние динамики доходов и заработных плат на потребительское поведение и инфляцию».

Ситуация на рынке труда привлекла внимание регулятора на фоне самого заметного с 2015 года роста доходов. Реальные располагаемые денежные доходы населения в феврале текущего года, по данным Росстата, выросли на 4,4% относительно февраля 2017-го, рост этого показателя зафиксирован впервые с января 2017 года. Драйвером роста доходов населения стало увеличение средней начисленной зарплаты в организациях на 9,7%. В январе-феврале резко выросли зарплаты бюджетников, что связано с необходимостью выполнения президентских майских указов 2012 года, согласно которым зарплаты отдельных категорий бюджетников должны были достичь 100 или 200% от средних трудовых доходов всех россиян.

ЦБ также отметил, что будет отслеживать риски со стороны внешних условий, «учитывая эпизоды повышенной волатильности на мировых рынках на фоне нормализации денежно-кредитной политики в других странах и усиления неопределенности в сфере торговой политики».

Предпосылки снижения

Намек на снижение ставки сделал и сам регулятор в минувшую пятницу, писал РБК. Глава департамента денежно-кредитной политики ЦБ Игорь Дмитриев в интервью «РИА Новости»​ говорил, что департамент будет рекомендовать совету директоров снизить ставку на заседании 23 марта. «Исходя из тех расчетов и сценариев, которые департамент денежно-кредитной политики готовит и обновляет, мы предложим совету директоров рассмотреть снижение ставки», — говорил Дмитриев.

С начала 2017 года ЦБ уже семь раз снижал ключевую ставку, общее снижение за этот период составило 2,5 б.п., с 10 до 7,5%. На предыдущем заседании 9 февраля Банк России снизил ставку на 0,25 п.п. Решения о снижении регулятор принимал на четырех последних заседаниях совета директоров. Тогда на него повлияли волатильность на международных финансовых рынках и рекордно низкая инфляция в России. Регулятор указывал также на снижение инфляционных рисков и смещение в сторону рисков для экономики. При этом он допустил завершение перехода от умеренно жесткой к нейтральной денежно-кредитной политике.

Совпадение в прогнозах

Накануне заседания совета директоров регулятора экономисты были практически единогласны в прогнозах, указывая, что ЦБ снизит ставку на 0,25 п.п. Только двое из 38 опрошенных Bloomberg аналитиков находили возможным снижение ставки на 0,5 п.п., остальные высказывались за шаг в 0,25 п.п. «Есть несколько факторов для более активного снижения ставки — до 0,5 п.п. и к более умеренному — на 0,25 п.п., однако без сомнений ЦБ снизит ставку», — говорит директор аналитического департамента «Локо-Инвест» Кирилл Тремасов. Котировки фьючерсов ​на ставку RUONIA иллюстрировали вероятность снижения ставки на 0,25 п.п., сообщала Московская биржа. Исходя из них, рынок оценивал вероятность такого сценария в 86%.

Опрошенные РБК эксперты обращали внимание, что в текущих экономических условиях регулятор не будет склонен к радикальным снижениям ставки. «Снижение составит 25 б.п., регулятор снизит, а не сохранит ставку, поскольку инфляция находится на уровне значительно ниже ключевой ставки, инфляционные ожидания снижаются, это и мотивирует снижение ключевой ставки, — говорит аналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов. — Ставка будет снижена на 0,25 п.п. а не на 0,5 п.п., так как рост инфляции остановился и на нее начали оказывать позитивное влияние те факторы, которые длительное время оказывали как раз дефляционный вклад». «У ЦБ есть возможность снижения ставки, поскольку инфляция остается по-прежнему на низком уровне, ожидаю, что ставка будет снижена на 25 б.п., — рассуждает главный экономист БКС Владимир Тихомиров. — С учетом возможного роста инфляции в годовом выражении начиная уже с марта ЦБ не только сегодня, но и в последующие заседания будет склонен проявлять осторожность».

Ряд экономистов все же находили возможным более существенное снижение ставки. «Ставка может быть снижена на 0,5 п.п., основные факторы в пользу этого решения — низкая инфляция и хорошая конъюнктура на внешних рынках, связанная с высокими ценами на нефть», — говорит начальник Центра разработки стратегий Газпромбанка Егор Сусин. «Полностью мы не исключаем сценарий снижения ставки сразу на 0,5 п.п., однако учитывая, что в целом ситуация на глобальных рынках сейчас несколько нервозная, подросла волатильность, рубль находится под некоторым давлением в последнюю неделю, более вероятен базовый сценарий 0,25 п.п.», — считает ведущий аналитик группы анализа долговых рынков Промсвязьбанка Михаил Поддубский. Перечисляя факторы за снижение на 0,5 п.п., Кирилл Тремасов назвал отсутствие признаков ускорения инфляции и давление на мировые продовольственные цены.

Влияние ФРС

На решении регулятора могло также отразиться и повышение ставки ФРС США на 0,25 п.п., до 1,5–1,75%, на заседании в среду, 21 марта. «Кроме того, влияние окажет снижение разницы между уровнем ключевой ставки ЦБ и ФРС США, — говорит директор департамента операций на финрынках банка «Русский Стандарт» Максим Тимошенко. — Оно может сказаться также на спросе со стороны нерезидентов в части российского долга». Продолжающийся уверенный приток средств нерезидентов в ОФЗ и привлекательность кэрри-трейда также способствуют тому, что ЦБ намерен снизить ставку, уверен Кирилл Тремасов.

Влияние на инфляцию

Низкий уровень инфляции позволил регулятору снизить ставку. Недельная инфляция в России в период с 13 по 19 марта третью неделю подряд остается на уровне 0,1%, сообщил в среду Росстат. «Замедление годовой инфляции может продолжиться в первом полугодии, что отчасти связано с эффектом высокой базы прошлого года по продовольственной инфляции, — отметил регулятор. — Постепенное возвращение инфляции к целевому уровню начнется во второй половине текущего года, чему будет способствовать дальнейшее восстановление внутреннего спроса».

Фото: Илья Питалев / РИА Новости

«Начиная с конца января потребительская инфляция стабилизировалась на уровнях 2,2% год к году, что намекает на весьма сдержанное влияние стандартных инфляционных факторов — потребительского спроса, валютного курса и инфляционных ожиданий», — говорится в обзоре Росбанка, опубликованном в пятницу. «По последним февральским данным, инфляция составила 2,2%, при уровне ключевой ставки до изменения (7,5%) низкая инфляция представляла больше возможностей для регулятора стимулировать рост экономики, проводя нейтральную денежно-кредитную политику, — говорит​ Максим Тимошенко. — В таком случае к концу года она, вероятно, приблизится к значению 6–6,5%, при сохраняющемся прогнозе роста инфляции в 4%».

«В марте прошлого года месячная инфляция была ниже текущего показателя, поэтому в годовом выражении мы увидим постепенное увеличение инфляции с 2,2%, — рассуждает Владимир Тихомиров. — В дальнейшем большое значение будет играть ситуация с потребительским спросом и будет ли оказываться дополнительное давление на цены. Последняя статистика Росстата показывает ощутимый рост зарплат и доходов, в течение двух-трех месяцев это может вылиться в более активные обороты розничной торговли и усиление давления на цены».

Увеличение проинфляционных рисков, которое отметил ЦБ, связано с февральским ростом зарплат бюджетников, отмечает Станислав Мурашов. По мнению аналитика, рост зарплат, скорее всего, приведет к увеличению потребительского спроса в марте и в последующие месяцы. Таким образом, динамика снижения инфляции к середине года замедлится: она достигнет около 2% вместо прогноза 1,8%, говорит Мурашов. Он ожидает, что реальная ключевая ставка, то есть ключевая ставка минус инфляция, которая сейчас близка к 4%, к концу года может снизиться до 2,5–2,75%.

​ЦБ обращает внимание на динамику доходов и заработной платы в связи с тем, что пока не ясно, временный ли это эффект, говорит Егор Сусин из Газпромбанка. По его словам, пока положительная динамика доходов не оказывает значимого влияния на потребительскую активность: население не стало тратить деньги, что вызывает определенные вопросы.

По словам главного аналитика Бинбанка Антона Покатовича, важно то, что сейчас ЦБ не видит больших рисков ускорения инфляции из-за «взрывной» динамики роста потребительского кредитования. Именно в росте этого сектора регулятор видит способ активизации потребительского спроса, предполагает он.

Влияние на кредитные и депозитные ставки

При этом снижение ставки не окажет особого влияния на уровень кредитных ставок и темпы роста кредитования, считают эксперты. «Это связано с сохраняющимся невысоким уровнем потребительской активности, — считает Станислав Мурашов. — В кредитах сейчас, возможно, и есть прирост, но по крайней мере в неипотечном кредитовании он обусловлен в основном рефинансированием старых кредитов. И потребительские расходы в основном финансируются сейчас за счет сбережений либо за счет текущих денежных поступлений».

По итогам года

В перспективе эксперты ожидают продолжения снижения уровня ставки ЦБ. ​Исходя из котировок фьючерсов на RUONIA, рынок ожидал снижения ставки к концу года до 6,75%, указала Московская биржа. «ЦБ, судя по его последним публикациям и заявлениям, ориентируется на инфляцию 3,5–4% на конец года и планирует вывести ставку на нейтральный уровень, — считает Владимир Тихомиров. — Исходя из их же прогнозов, это означает, что ставка может оказаться в диапазоне 6,5–7% на конец года при условии роста инфляции до уровня, обозначенного регулятором. Я ожидаю ключевую ставку на уровне 7% к концу года, что означает, что если сегодня произойдет снижение, то в текущем году мы сможем рассчитывать еще только на одно снижение». «К концу года ставка, вероятно, приблизится к значению 6–6,5% при сохраняющемся прогнозе роста инфляции в 4%», — прогнозирует Максим Тимошенко.

Когда инфляция стала важной для ЦБ

Основным ориентиром для Банка России долгое время была не инфляция, а курс рубля. При этом главным инструментом влияния на предложение денег были закупки Банком России валюты на валютном рынке, а ориентиром служил «валютный коридор» — границы колебаний курса национальной валюты к евро и доллару. Однако в 2006 году ЦБ впервые заявил о постепенном переходе к режиму инфляционного таргетирования, где основной инструмент — не валютные интервенции, а изменение процентных ставок. В 2008 году Алексей Улюкаев, тогда занимавший пост зампреда ЦБ, объяснял, что курс на инфляционное таргетирование был выбран задолго до того, как Россия столкнулась с инфляционным ускорением. «Стабильность ценовой динамики — это важнейшее фундаментальное обстоятельство современной экономики, которое позволяет нормально развиваться бизнесу», — подчеркивал Улюкаев.

Именно инфляция как индикатор «лучше характеризует изменение стоимости жизни и его динамика влияет на формирование инфляционных ожиданий субъектов экономики», — объяснял свой выбор ЦБ в 2013 году в «Основных направлениях денежно-кредитной политики».

В 2012 году ЦБ поставил в качестве ориентира инфляцию в 4% (достигнуть этого показателя предполагалось к 2015 году). «В принципе, цель может быть любой, даже 100%. Стандартная цель в развитых странах — 2-2,5%. В странах с формирующимся рынком, в которым относится Россия, обычно велики колебания относительных цен, то есть цен одних групп товаров по отношению к другим, поэтому в этих странах инфляцию чаще таргетируют на уровне, близком к 4%», — объясняла в сентябре 2014 года выбор регулятора первый зампред ЦБ Ксения Юдаева, курировавшая тогда денежно-кредитную политику и выступавшая одним из главных сторонников инфляционного таргетирования. Она подчеркивала, что в рамках политики инфляционного таргетирования «обычные люди фактически перестают реагировать на изменения валютного курса, поскольку он не оказывает заметного влияния на покупательную способность их доходов и сбережений».

Если смотреть на международный опыт, то инфляционное таргетирование реализуется в мире сравнительно недавно — впервые о реализации такой политики заявил регулятор в Новой Зеландии в 1989 году. Сейчас политику инфляционного таргетирования проводят 27 стран, в том числе Великобритания, Канада, Швеция, Норвегия и США, а также некоторые развивающиеся страны (Перу, Гана, Гватемала, Бразилия и т.д.).

У таргетирования инфляции есть достаточно много влиятельных критиков, один из самых известных — нобелевский лауреат по экономике Джозеф Стиглиц. По его мнению, повышение ставок для удержания инфляции в нужных рамках будет вести к снижению экономического роста.

Pro
Индонезия против: почему в стране запретили новейшую модель iPhone
Pro
Никаких галлюцинаций: как сделать ответы ИИ-ботов точнее
Pro
«Отмените субсидии». Как политика Трампа повлияет на рынок электрокаров
Pro
Стоит ли ждать падения цен на новостройки после отмены дешевой ипотеки
Pro
Как малоизвестный китайский производитель смартфонов покорил рынок Африки
Pro
Какие предбанкротные сделки должника Верховный суд считает нормальными
Pro
«Успех надо тиражировать». Мифы, которые погубили известные компании
Pro
«Станет богаче, чем когда-либо». Как Трамп заработал на выборах