Приструнить коллектора: чем поможет людям новый закон о взыскании долгов
21 июня Госдума приняла в третьем чтении законопроект, регулирующий работу коллекторов. В нем детально прописано, на что имеют право граждане и какие действия доступны взыскателям. Планируется, что закон «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов» вступит в силу 1 января 2017 года.
Как отмечают юристы, закон принят в достаточно жестком для коллекторского сообщества виде. «Скорее всего, это связано с тем, что в зоне риска общения с коллекторами сегодня находятся несколько миллионов россиян», — рассуждает председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. Действительно, по данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), количество розничных кредитов с просрочкой более 90 дней составляет около 6,7 млн единиц.
По словам Янина, люди ждали этого закона. Возмущение общественности вызвали новости о противоправных действиях коллекторов. Например, в Ульяновске выбиватель долгов в конце января поджег ребенка, бросив в окно квартиры должника бутылку с зажигательной смесью. Через месяц после этих событий главы двух палат Федерального собрания Валентина Матвиенко и Сергей Нарышкин внесли в Госдуму проект закона о коллекторах.
Представители крупных коллекторских агентств давно признают необходимость закона, регулирующего их работу. Как отмечает президент «Секвойя Кредит Консолидейшн» Елена Докучаева, закон поможет очистить рынок от так называемых серых коллекторов и исключить возможность использования незаконных методов при взыскании задолженности. При этом ограничения замедлят сбор долгов, предполагает Докучаева.
По мнению директора Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) Бориса Воронина, закон был сделан в большой спешке, его разработка строилась на популизме. «Пока что есть ощущение, что главная функция закона — быть предвыборным лозунгом защиты прав должников, — говорит Воронин. — Именно об осознании гражданами этого аспекта и заботились больше всего депутаты».
Директор НАПКА также прогнозирует, что после принятия закона от граждан последует шквал жалоб, не разобравшихся в законе и считающих, что коллекторы нарушают их права. А сборщиков долгов, по словам Воронина, ждет очень много бумажной работы. Что нужно знать россиянам о новом законе и на что должники будут иметь право с 1 января 2017 года?
Когда и как коллектор может связываться с должником?
Взыскатель долгов сможет звонить гражданину не чаще раза в день, не более двух раз в неделю и восьми раз в месяц. Это можно делать с 8 до 22 часов в будние дни и с 9 до 20 часов по выходным. В письмах к должнику должно быть указано, кто и на каком основании требует долг, с указанием размера, структуры, срока и порядка погашения задолженности. «Таким образом, исключена возможность «накручивания» долга, которой часто пользовались коллекторы, по своему желанию увеличивая долг на любую сумму», — комментирует управляющий партнер компании «Кредитный советник» Евгений Рякин.
С кем имеет право общаться коллектор?
Родственники, друзья и соседи должника (если они не поручители) не будут преследоваться коллекторами. Рассылка сообщений друзьям должника в соцсетях и любое взаимодействие с кем-либо, кроме него самого, запрещены. «Важно также, что законопроект предусмотрел перечень должников, с которыми работать коллекторам нельзя, — рассказывает руководитель проектов АК «Павлова и партнеры» Сергей Солдатенко. — К ним законодатель отнес банкротов, недееспособных, лиц, имеющих ограниченные способности, тех, кто лечится в стационаре, инвалидов I группы».
Какие методы воздействия недопустимы?
Раньше коллекторы пугали должников уголовным преследованием, описью имущества приставами и судимостью. «Теперь эти угрозы попадают под запрет», — говорит Евгений Рякин. Писать сообщения о долге на стенах домов, развешивать объявления на дверях подъезда также запрещено. Не допускается введение должника в заблуждение о последствиях неоплаты долга. Угрозы тюремным заключением, унижения, причинение вреда — все эти практики признаются недопустимыми. «Впервые принцип запрета на психологическое давление на должника закрепляется законодательно», — резюмирует Дмитрий Янин.
Можно ли оградить себя от общения с коллекторами?
Восьмая статья законопроекта гласит, что должник вправе отказаться от любого взаимодействия с коллектором (кроме письменного уведомления) через четыре месяца после возникновения просрочки. «Гражданин может подать заявление о том, что отказывается от внесудебной формы урегулирования проблемы», — рассказывает Янин. При этом документ не обязательно заверять у нотариуса. Это заявление может быть отправлено коллектору заказным письмом с уведомлением о вручении. «В случае нарушения закона должник вправе взыскать убытки или моральный вред», — говорит Сергей Солдатенко. Однако эта норма не будет действовать, пока регулятор коллекторской деятельности, не определенный в законе, не разработает форму отказа от взаимодействия с коллекторами.