Тест-драйв «Денег», 23 окт 2015, 10:26

Совет от банка: как работает финансовый помощник Alfa-Sense

В сентябре Альфа-банк анонсировал выпуск мобильного банка нового поколения, дающего персональные подсказки каждому клиенту. Корреспондент РБК неделю жил с новым приложением. Что из этого получилось?
Читать в полной версии
Фото: Алена Кондюрина для РБК

Впервые Альфа-банк представил Sense широкой публике в середине сентября. В видеоролике, размещенном на официальном сайте приложения, молодой человек на скейте и в наушниках покупает новый альбом в ITunes. На экране его телефона возникает уведомление: «Ближайший концерт певицы состоится через 2 недели», а затем карточка с надписью о том, что ее любимые цветы — пионы, и предложение купить букет.

По словам разработчиков, отличие Sense от остальных мобильных банков состоит в том, что помимо стандартных функций у него есть опции, превращающие приложение в личного финансового помощника для каждого пользователя. Приложение должно напоминать о необходимости внести платеж по кредиту, заплатить за коммунальные услуги, подсказывать, как сократить расходы, и давать советы, облегчающие жизнь.

«Например, в субботу ночью клиент делает транзакцию в баре, и у него тут же должна появиться карточка «закажи такси», — рассказывает руководитель проектов управления развития продуктов электронной коммерции Альфа-банка Вячеслав Акулов.

Карточки будут оформляться из наиболее востребованных операций конкретного клиента. В теории у каждого пользователя должен сформироваться собственный банк с персональными рекомендациями. Как это работает на практике?

Регистрация

Зарегистрироваться в приложении могут только действующие клиенты Альфа-банка. Для этого к Sense нужно привязать карту банка. Ее можно просто сфотографировать и все реквизиты распознаются автоматически. На экране тут же появятся список счетов клиента и базовые карточки и функции.

Переводы

В отличие от большинства мобильных банков, которые требуют номер счета или карточки, Sense позволяет переводить деньги только по номеру мобильного телефона. Денежные переводы устроены в виде чатов. Кроме денег в чате можно обмениваться обычными сообщениями, картинками и фото. Чтобы отправить деньги, пользователю нужно выбрать контакт из списка телефона и ввести сумму платежа. Если у вашего друга тоже установлен Sense, то деньги просто будут зачислены ему на счет. Если нет, то ему будет отправлено СМС-сообщение с ссылкой на форму, в которую нужно ввести данные карточки.

Похожие функции есть у Рокетбанка и Тинькофф Банка. Правда, у второго пока что посылать деньги по номеру мобильного можно только внутри банка. Отдельный сервис Тинькофф Банка мессенджер Moneytalk позволяет посылать деньги клиентам любых кредитных организаций. Но у него есть существенный недостаток по сравнению с переводами в Sense — комиссия. В Sense все переводы бесплатны. Лимит составляет 15 тыс. руб. в день.

Еще одна функция нового приложения — возможность попросить деньги у друзей.

Корреспондент РБК пробовал переводить и получать деньги трижды. Операции прошли успешно в двух случаях: после ввода суммы платежа вам приходит СМС-сообщение с кодом подтверждения операции, а получателю — с суммой пополнения счета. На третий раз деньги списались, но СМС о пополнении счета получателю не пришло. На момент сдачи текста 120 руб., одолженных на кофе, так и не нашлись ни на одном из наших счетов. Впрочем, сотрудники Альфа-банка обещали разобраться.

Чат

Разработчики приложения позиционируют чат Sense как персонального ассистента. По словам Акулова, чат работает круглосуточно, а пользователи могут задавать вопросы и о работе банка, и о смысле жизни. Пока Sense работает в тестовом режиме, в чате — 8 сотрудников банка. К полноценному запуску продукта их число должно увеличиться до 30.

Сотрудники, действительно, довольно быстро отвечают. На вопрос о тонкостях программы лояльности ответ пришел через 5 минут.

Платежи

Для оплаты услуг у Sense есть несколько отдельных иконок или карточек — для мобильной связи, интернета, штрафов ГИБДД и коммунальных услуг.

Иконку мобильной связи можно синхронизировать с личным кабинетом сотового оператора, и она будет сразу же показывать баланс на телефоне, доступный объем трафика мобильного интернета и т.д.

Чтобы не вводить номер водительского удостоверения, его можно просто сфотографировать. Приложение распознает водителя и выдаст список неоплаченных штрафов. Также Sense будет уведомлять о новых штрафах. Точно так же можно сфотографировать квитанцию по коммунальным платежам. Приложение должно определить назначение платежа и выдать сумму задолженности. При желании ввести все реквизиты можно и вручную.

Во время тестирования у корреспондента РБК не возникло проблем с оплатой мобильной связи и штрафов ГИБДД. А вот оплата коммунальных услуг вызвала сложности. Приложение запуталось в квитанциях за ЖКУ и электроэнергию. В результате вместо трех счетов сформировалось пять. Понять, какие из них, нужно оплачивать и куда уйдут деньги, было довольно сложно, и мы решили не рисковать. Оплатить счет за городской телефон в Sense пока нельзя. Эту опцию обещают подключить позже. Еще одно неудобство — необходимость оплатить всю задолженность сразу. Например, в мобильном банке Сбербанка платеж можно разбить на несколько частей.

Отдельно стоит сказать об интерфейсе Sense. Приложение честно предупреждает о комиссиях перед оплатой платежа. А после совершения операций появляются мотивирующие картинки.

Комиссия есть за платежи по штрафам и коммунальным услугам. Она фиксированная и составляет 29 руб. (так же как и в традиционном мобильном банке Альфа-банка). Это средние условия по рынку. Например, у банков «Открытие» и МКБ все коммунальные услуги оплачиваются без комиссии. У Промсвязьбанка не взимается дополнительная плата по платежам до 10 тыс. руб. У Банка Москвы коммунальные платежи облагаются комиссией 0,6% от суммы платежа, но не меньше 20 руб. У Сбербанка комиссия отсутствует, если у поставщика услуг заключен договор с банком. Если нет, то базовая ставка составляет 1%. В этом случае за оплату счета в 5 тыс. руб. придется заплатить 50 руб. комиссии.

Впечатления

За неделю тестирования Sense не предложил корреспонденту РБК ни одной подсказки. Впрочем, никаких необычных операций, кроме трат в кафе и магазинах, сделано не было.

Разработчики признают, что пока набор опций неполный. К концу ноября должен заработать pfm-сервис (от англ. Personal finance management), позволяющий анализировать траты по различным категориям. К этому же времени в тестовом режиме заработает возможность заказывать такси Uber, не выходя из приложения Sense. Кроме того, в будущем должны серьезно улучшиться подсказки. Например, если клиент будет покупать по карте билеты за границу, приложение должно будет предложить ему открыть счет в соответствующей валюте, забронировать гостиницу и купить страховку.

Если обещанные опции появятся, то Sense станет по-настоящему уникальным мобильным банком, считает директор исследовательской компании Markswebb Rank & Report Алексей Скобелев. «Проблема всех подобных сервисов в том, что они требуют от пользователей принимать большое количество решений. Клиентам нужно самим помнить, что пора покупать билеты на новогодние праздники, менять валюту, получать визу и оформлять страховку. Из-за этого pfm-сервисами пользуются очень редко», — объясняет Скобелев.

Основатель Рокетбанка Виктор Лысенко сомневается, что Альфа-банку удастся реализовать все функции в полной мере. «Не думаю, что Sense будет давать небанальные и полезные подсказки. Например, чтобы узнать, какие именно цветы любит девушка, как это показано в рекламе, банку нужно доставать данные не только из транзакций, но и из чека магазина, а этого пока делать практически никто не умеет», — говорит Лысенко.

Полноценный запуск Sense должен произойти в начале 2016 года — тогда его смогут установить все желающие. До этих пор сервис может быть скорее развлечением, чем реальным финансовым помощником.

Pro
Где работать продакту, чтобы получать ₽300 тыс.: корпорация или стартап
Pro
Налоговые риски при ликвидации и реорганизации компании. Кто платит
Pro
Обыск или выемка: почему необязательно давать пароли от личных устройств
Pro
«Русская рулетка»: как рассчитаться с китайцами — 5 схем
Pro
ChatGPT вместо 70 тыс. индийцев: как ИИ разрушил бизнес Chegg
Pro
«Стоим на пороге тяжелого кризиса». Что ждет российскую угольную отрасль
Pro
Как жены и мужья рушат карьеры своих вторых половин
Pro
«Худшая система мотивации, что я видел»: как платить бонусы управленцам