Финансы, 23 ноя 2019, 10:00

Эксперты сообщили о резком сокращении случаев подделки карт

С начала 2019 года число случаев подделывания банковских карт сократилось на 70%. Россияне по-прежнему рискуют столкнуться с этим видом мошенничества, но в основном при поездках за границу
Читать в полной версии
Фото: Laszlo Balogh / Reuters

Количество случаев использования поддельных банковских карт в 2019 году резко снизилось, говорится в исследовании «Тренды карточного фрода 2019», которое подготовили Райффайзенбанк и «Лабораториия Касперского».

Если за 10 месяцев 2018 года их число снизилось на 3% по сравнению с тем же периодом 2017 года, то в 2019 году оно упало сразу на 73% (данные в абсолютном выражении банк не раскрывает). Расчеты в исследовании основаны на данных системы мониторинга карточных транзакций Райффайзенбанка, отчетах центра мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере департамента информационной безопасности ЦБ (ФинЦЕРТ), а также на динамике инцидентов, зафиксированных антифрод-решениями «Лаборатории Касперского». Другие банки подтверждают тенденцию.

Как подделываются карты

Злоумышленники устанавливают в банкоматах или POS-терминалах скиммеры (накладки на слоты для считывания карты), которые копируют всю информацию, хранящуюся в магнитной полосе: имя держателя, номер карты, срок окончания ее действия, CVV- и CVC-коды. После этого создается копия карты, которую можно использовать для оплаты в магазинах. Для компрометации PIN-кода обычно используются мини-видеокамеры, реже — накладные клавиатуры. Эти устройства устанавливаются как в банкоматах, так и около POS-терминалов, пояснила руководитель операционного отдела банковских карт и эквайринга Райффайзенбанка Виктория Александрова.

На снижение числа случаев подделки карт влияют несколько основных факторов, отмечают авторы исследования Райффайзенбанка и «Лаборатории Касперского»:

  • переход на карты с чипом (с 1 июля 2015 года ЦБ обязал банки оснащать карты микропроцессором, а не только магнитной полосой, которая менее защищена);
  • широкое распространение бесконтактных платежей по карте или с помощью электронных кошельков (Apple Pay, Google Pay и т.п.);
  • переход на сквозное шифрование в крупных розничных сетях, при котором данные платежа не доступны третьим лицам;
  • массовое оснащение банкоматов на территории России антискимминговыми устройствами.

В других банках такие же тенденции. У Тинькофф Банка сумма денежных средств, украденных с помощью скомпрометированных карт, в 2019 году снизилась на 32% по сравнению с показателями прошлого года, сообщил представитель банка. Московский кредитный банк в текущем году зафиксировал только одну попытку мошенничества с поддельной картой, в прошлом году их было менее пяти, отметила его пресс-служба. «Открытие» также наблюдает значительное сокращение попыток использования поддельных платежных карт в последние годы, а ВТБ не выявил ни одного случая использования поддельных карт в течение последних лет. В сети POS-терминалов и банкоматов Альфа-банка использование поддельных карт не фиксировалось с 2012 года. Сбербанк отказался от комментариев РБК, но еще в июле его зампред Станислав Кузнецов заявил, что в России одержана практически полная победа над скиммингом.

Несмотря на усиление мер безопасности, случаи такого мошенничества сохраняются, говорит Виктория Александрова из Райффайзенбанка, по большей части из-за того, что в некоторых странах по-прежнему можно использовать карты только с магнитной полосой. В Европе в этом году наблюдается минимальное число таких атак, отмечает ведущий антивирусный эксперт «Лаборатории Касперского» Сергей Голованов, но говорить, что скимминг сошел на нет, пока рано: «В некоторых странах до сих пор распространена оплата картами с магнитной полосой, поэтому злоумышленники продолжат проявлять к этому интерес».

О том, что приходит на смену скиммингу, читайте в материале «РБК Pro».

Pro
Дешевый дофамин не поможет: как справиться с цифровым стрессом
Pro
«В крипте нет спасения». Почему биткоин «упал как камень»
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
Не более 15 минут на встречу: фишки командной работы от опытного продакта
Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить
Pro
От $80 тыс. за апартамент: где и за сколько можно купить жилье на Бали
Pro
Что вместо секса: как создавать рекламу в мире гендерного равенства
Pro
10 компаний с перспективами роста во втором кварталe — выбор Bloomberg