Цена конфликта, 24 ноя 2015, 22:07

Разворот на 180 градусов: как рынки реагировали на новости о сбитом Су-24

Реакция официальных властей на сбитый российский бомбардировщик Су-24 обрушила мировые фондовые рынки. Особенно пострадали турецкий и российский
Читать в полной версии
(Фото: Михаил Метцель/ТАСС)

​Инцидент со сбитым самолетом обрушил российский и турецкий рынки капитала. Индекс РТС снизился к открытию на 3,34% до 867 пунктов, ММВБ упал на 3,11%, до 1810 пунктов. Турецкие индексы отреагировали еще сильнее: к 20:00 мск индекс ISE 100 упал на 4,39%, ISE 50 — на 4,41%, ISE National All Shares 100 — на 3,14%.

«Удар в спину» обвалил турецкие индексы​​

Турецкие рынки падали на опасениях, что сегодняшние события могут осложнить отношения страны с одним из крупнейших торговых партнеров — Россией, говорит управляющий директор Arbat Capital Алексей Голубович. Кроме того, инвесторы опасаются, что Турция как страна НАТО может оказаться втянутой в глубокий политический конфликт, добавляет он. «Отношения России и НАТО могут обостриться из-за Турции, и снова начнется то противостояние, которое происходило до трагедии в Париже. Теракт во Франции сплотил страны во имя борьбы против одного врага, а сбитый самолет может снова разобщить политических лидеров», — говорит он. При этом, по его мнению, эта ситуация скажется хуже всего именно на турецкой экономике, потому что она в глазах мирового сообщества будет виновата в конфликте. Для европейских инвесторов возрастет оценка турецкого риска, добавляет Голубович.

Наиболее активно турецкие индексы снижались во второй половине дня. «Реакция на турецких ры​​нках была не мгновенной. Индексы пошли вниз после того, как стало точно известно, что Турция сбила именно российский самолет. А после резкого заявления российского президента реакция стала еще более явной», — говорит Голубович. После заявления Владимира Путина стало понятно, что при действующей турецкой власти Россия не будет реализовывать никакие совместные долгосрочные проекты, добавляет он.

«Сегодняшняя потеря связана с ударом, который нам нанесли в спину пособники террористов. По-другому я не могу квалифицировать то, что сегодня случилось», — сказал Путин, комментируя инцидент с российским Су-24. Он добавил, что «это трагическое событие будет иметь серьезные последствия для российско-турецких отношений».​

Премьер Турции Ахмет Давутоглу заявил, что его страна имеет право на любые меры для защиты воздушного пространства.​ Он подчеркнул, что Турция не будет колебаться перед решением, предпринимать ли необходимые меры, чтобы защитить национальную безопасность страны.

«Сам факт сбитого самолета был не столь важен, инвесторы ждали реакции официальных властей. К сожалению, она не была достаточно конструктивной ни с той, ни с другой стороны», — говорит управляющий директор по инвестициям «ТКБ Инвестмент Партнерс» Владимир Цупров. Цупров подчеркнул, что для фондового рынка Турции новости о сбитом самолете и ​комментарии обоих политиков стали наиболее важными новостями сегодня.

«Турецкая экономика достаточно сильно зависит от России, поэтому сегодняшние события и комментарии политиков, намекающие на ухудшение отношений, так сильно повлияли на турецкий фондовый рынок», — заявил РБК официальный представитель турецкой инвестиционной компании Finans Investment Trust AS. По его словам, развитие украинского конфликта показывает, что российское правительство и президент Путин могут достаточно жестко и резко реагировать на политические события за рубежом, не просчитывая экономических последствий. «А заявление турецкого премьера отражает мнение абсолютного большинства турок о том, что военное присутствие России на южной границе Турции опасно, неуважительно и недопустимо. Политический конфликт может очень сильно уронить рынок», — добавил он.

По мнению Голубовича, турецкий фондовый рынок может упасть еще примерно на 20%, рынок облигаций — на 10%.

Надежды не оправдались

Российские индексы падали из-за неоправдавшихся надежд на восстановление геополитической ситуации, говорит директор глобального управления по работе на рынке акций «Ренессанс Капитала» Максим Орловский. «Рост российских индексов в последние дни был связан исключительно с политическими новостями: большинство инвесторов воспринимали встречу Владимира Путина с американским президентом и переговоры с другими зарубежными лидерами как сигнал к улучшению внешнеполитической ситуации», — говорит Орловский. В понедельник, 23 ноября, индекс РТС впервые с июля вырос до 900 пунктов, а ММВБ побил рекорд последних семи лет, достигнув на максимуме отметки 1867 пунктов. По словам Орловского, события вторника заставили долгосрочных инвесторов развернуться на 180 градусов: «Новости о самолете нивелировали значительную часть роста российских индексов».

В лидерах падения оказались бумаги энергетического и финансового сектора. Бумаги компаний, бизнес которых связан с Турцией оказались в числе наиболее сильно потерявших в весе. В частности бумаги Сбербанка, который владеет в Турции DenizBank, подешевели на 4,08%, акции «Интер-РАО» (владеет в Турции газовой электростанцией «Тракия» стоимостью $67,7 млн) упали на 3,33%. На фоне заявления Госдумы о возможном закрытии авиасообщения с Турцией на 3,04% подешевели акции «Аэрофлота».

Рубль также отреагировал на негативный новостной фон, ослабев к середине дня к мировым валютам. Доллар на максимуме стоил 66,47 руб., евро — 70,79 руб. К 19:45 мск курс доллара снизился на 0,31 коп., до 65,5 руб., евро упал на 20 коп., до 69,7 руб. на фоне роста нефтяных цен.

Более глобальные последствия этого конфликта состоят в том, что если ситуация между Россией и Турцией обострится сильнее, то это скажется на нефтяном рынке, уверен Голубович. «Мы уже видим рост цен на нефть (+3%, до $46,3 за баррель). При негативном сценарии страны могут прекратить поставку российской нефти через пролив, тогда будет резкий скачок цен на нефть», — говорит он, добавляя, что «это плохая новость для «Роснефти» и «Газпрома», которые продают газ и нефть Турции».

Европейские фондовые площадки также негативно отреагировали на инцидент. К 19:45 мск британский FTSE 100 снизился на 0,45%, немецкий DAX — на 1,58%, французский CAC 40 — на 1,5%, европейский индекс Stoxx Europe 600 — на 1,6%.

Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Как в разных странах решается проблема дефицита водителей-дальнобойщиков
Pro
Как сделать сотрудников более ответственными: набор практик
Pro
Как найти клиентов за рубежом и получать до $120 в час — взгляд айтишника
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто