Война санкций, 25 мар 2015, 21:33

Нишу Райффайзенбанка на рынке автокредитования готовы занять конкуренты

Райффайзенбанк прекратил выдавать автокредиты. Он входит в десятку крупнейших игроков рынка автокредитования, его долю могут поделить другие банки, радуются конкуренты
Читать в полной версии
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Автокредиты минус

Райффайзенбанк c 25 марта прекратил выдавать и рефинансировать автокредиты. «Такое решение связано с негативными трендами на отечественном автомобильном рынке, свидетельствующими о крайне низком потенциале развития этого бизнеса в России в среднесрочной перспективе», — указано в пресс-релизе «Райффайзена».

Как сообщил председатель правления Raiffeisen Bank International AG (RBI) Карл Севельда в ходе конференц-колла с инвесторами, это было решение российской «дочки». По словам Севельды, она подсчитала, что рынок автокредитования очень высококонкурентный и не удовлетворяет требованиям рентабельности, которые есть у банка.

«Несмотря на то что Райффайзенбанк был крупным игроком на рынке автокредитования, мы считаем, что этот сегмент не мог бы принести большой доход в будущем», — заявил Севельда. По словам зампреда правления  Райффайзенбанка Андрея Степаненко, банк сфокусируется на более доходных направлениях — выдаче кредитных карт, ипотеке, потребительском кредитовании и приеме депозитов.

Согласно рейтингу Frank Research Group, Райффайзенбанк, по данным на 1 февраля 2015 года, входил в десятку крупнейших банков по объему портфеля автокредитов и доли на этом рынке (4,3%). По данным Райффайзенбанка, автокредиты на 1 января 2015 года составляли около 20% (41,2 млрд руб.) в общем объеме розничного кредитного портфеля (210,1 млрд руб.).

Исполнительный директор компании «Рольф» Виталий Павловский считает, что решение о сворачивании автокредитных программ в России стало следствием неуверенности европейского банка в перспективах восстановления автомобильной отрасли в России — менеджмент, видимо, решил минимизировать экономические риски. По мнению гендиректора «Эксперт РА» Павла Самиева, уход означает, что банк вообще не верит в восстановление рынка и его рентабельность даже на горизонте двух-трех лет.​​

По мнению начальника аналитического управления Национального рейтингового агентства Карины Артемьевой, решение Райффайзенбанка уйти с рынка автокредитования в ситуации обвала продаж и высоких ставок взвешенное: банк сократит административные расходы, в первую очередь на персонал [только в дилерских центрах работало около 300 специалистов], а также расходы на будущее резервирование. Вернуться на авторынок «Райффазен» сможет без особых сложностей — благодаря силе бренда, наличию собственной офисной сети и опыту топ-менеджмента в этой деятельности. С Артемьевой соглашается аналитик S&P Роман Рыбалкин, добавляя, что у Райффайзенбанка есть доступ к недорогому фондированию и при желании он может выдержать ценовую конкуренцию в любом секторе рынка. ​​​​

Для конкурентов плюс

Директор департамента автокредитования банка «Сетелем» («дочка» Сбербанка», занимается автокредитованием) Владимир Мартюков считает, что уход с рынка Райффайзенбанка — плюс для других игроков, поскольку они быстро займут его место. Другая «дочка» европейского банка — ЮниКредит Банк — с рынка не уходит, сообщил директор департамента розничных продаж Иван Матвеев, предупреждая, впрочем, что общий уровень автокредитования будет зависеть от ключевой ставки ЦБ, ситуации в экономике, емкости предложения автомобилей от дистрибьюторов.

Владимир Мартюков считает, что дно кризиса пройдено. «Цены на автомобили постепенно снижаются, ставки — тоже. Плюс государственные субсидии позволят сразу же привести кредитное предложение на уровень начала 2014 года», — говорит он. По его словам, если в январе этого года доля автокредитов в общем объеме продаж автомобилей была на уровне 8%, то уже в марте она составляла 13–15%. «Полагаю, к концу 2015 года мы вернемся на уровень 35%», — прогнозирует Мартюков.

Субсидий надолго не хватит

Спрос на автокредиты упал из-за резкого роста банковских ставок — с 13–15 до 19–21%, поясняют дилеры, а также из-за снижения потребительской активности. Например, продажи автомобилей в январе–феврале упали на 32,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 243,8 тыс. штук. Из-за падения доходов населения вырос риск просрочек по кредитам.

Сейчас некоторые банки врем​​​​​​енно приостанавливают или вообще закрывают автокредитование, отмечает директор по продажам дивизионов «Премиум» и «Эла» ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев. По его словам, объем предложений банков по автокредитам снизился на 15,3%. «Снижение реальных доходов населения и высокий уровень безработицы в стране приводит к снижению количества одобрений по автокредитам», — полагает Зиновьев, добавляя, что банки потеряли уверенность в долгосрочной платежеспособности заемщиков. «В прошлом году в компании «Рольф» средняя доля продаж в кредит составляла порядка 42%, сейчас она упала до 17%. Все это — на фоне продолжающегося падения продаж автомобилей», — отмечает Павловский из «Рольфа».

В настоящий момент правительство готовится запустить государственную программу льготного автокредитования. Предварительно на нее будет выделено 1,5 млрд руб. В рамках программы государство компенсирует банкам 70% от ключевой ставки ЦБ (сейчас — 14%). Это существенно удешевит стоимость заемных средств, что стимулирует спрос на автокредиты, полагает руководитель управления кредитования и страхования ГК «Автомир» Иван Романов. Впрочем, по его словам, ситуация на рынке автокредитования не сильно изменится, так как выделенных программой денег хватит на пару месяцев.

В целом на поддержку автопрома в 2015 году государство планирует выделить 25 млрд руб. — это программы стимулирования спроса на автомобили, в том числе программа утилизации и trade-in.

Ушел из регионов

В среду, 25 марта, Райффайзенбанк также объявил о закрытии своих отделений в 15 городах, «малоперспективных с точки зрения развития клиентской базы». До 30 октября 2015 года банк планирует закрыть точки в Ангарске, Братске, Барнауле, Волжском, Златоусте, Магнитогорске, Иваново, Ижевске, Нефтеюганске, Советске, Ставрополе, Старом Осколе, Таганроге, Тольятти и Чите.

Ранее Райффайзенбанк объявил о закрытии к 1 сентября 2015 года отделений в шести дальневосточных регионах России — в Магадане, Владивостоке, Якутске, Хабаровске, Благовещенске и Петропавловске-Камчатском.

Оптимизация сети затронет в первую очередь клиентов — физических лиц, а также компании малого и микробизнеса. С корпоративными клиентами банк продолжит сотрудничество на дистанционной основе, предложив им открыть счета в других городах присутствия, сказано в пресс-релизе Райффайзенбанка.

Также банк начал продавать портфели кредитов, в частности портфель кредитов, выданных физлицам и клиентам из сегмента малого и микробизнеса, на Дальнем Востоке он продаст Азиатско-Тихоокеанскому банку. Объем этого портфеля составляет 3,5 млрд руб., сделка состоится в апреле.

Целенаправленной работы по поиску покупателя на кредитные портфели в других регионах Райффайзенбанк не ведет, но при этом открыт для предложений, сообщила его пресс-служба.

Райффайзенбанк будет развивать бизнес в Москве, где до конца 2015 года планирует открыть шесть новых отделений. После завершения реструктуризации операционная сеть Райффайзенбанка сократится до 177 отделений в 44 городах из 39 регионов России. В сообщении банка подчеркивается, что общее количество офисов по России «значительно не изменится».

Как заявил Карл Севельда, до конца 2017 года Райффайзенбанк сократит в России активы, взвешенные по риску, на €5,1 млрд. По всему бизнесу группы — на €25,7 млрд. Большее, чем в России, сокращение ожидается только в Польше — на €8,1 млрд.

Pro
Аттестация без негатива, обид и страха: 10 правил оценки персонала
Pro
Русский Куршавель: как инвестировать в недвижимость на Алтае
Pro
Какие предбанкротные сделки должника Верховный суд считает нормальным
Pro
Какие нюансы налоговой амнистии за дробление бизнеса никто не обсуждает
Pro
«В постоянном поиске». Как импортеры решают проблемы с платежами за рубеж
Pro
Какие товары станут хитами на маркетплейсах в 2025 году
Pro
Глупцы на Олимпе. Почему компании меньше платят сотрудникам с высоким IQ
Pro
Серая футболка, Dior и костюм стюардессы: зачем миллиардеры так одеваются