Сбербанк проинвестировал в «Uber для врачей»
В четверг, 25 мая, Сбербанк официально объявил о приобретении 80% сервиса онлайн-записи к врачам docdoc.ruу фонда Guard Capital, который специализируется на венчурных и прямых инвестициях. Остальные 20% принадлежат основателю и генеральному директору сервиса Дмитрию Петрухину и топ-менеджменту компании. Сумма сделки не раскрывается.
Как сообщил первый зампред правления банка Лев Хасис, на базе этого актива Сбербанк не планирует ограничиваться только онлайн-записью к врачам. «Надеемся, что эта компания станет той платформой, которая нам позволит со временем, по мере совершенствования законодательства, предоставлять не только услуги записи к врачу, но и другие цифровые услуги», — заявил Хасис. По словам банкира, в будущем, в частности через docdoc.ru, могут быть предложены такие услуги, как телемедицина (оказание медицинской помощи с применением дистанционных каналов связи; в мае правительство одобрило новую версию законопроекта о телемедицине, она внесена в Госдуму. — РБК), покупка лекарств. «Сейчас многие международные компании развивают искусственней интеллект. Мы надеемся, что, после того как будут приняты соответствующие законы, docdoc.ru позволит реализовывать многие сервисы в этом направлении», — добавил Лев Хасис. Все эти сервисы в Сбербанке обобщающе называют «цифровой медициной».
Сейчас Docdoc.ru — это работающая по аналогии с Uber онлайн-платформа, которая помогает искать врачей из разных клиник с учетом их рейтинга, составлена на базе отзывов пользователей медицинских услуг. По данным компании, на рынке онлайн-записи в поликлиники Docdoc.ru занимает 98%, а на рынке записи к конкретному врачу — 60%. «Docdoc.ru — это агрегатор с 30 тыс. врачей, 2 тыс. клиник. Мы присутствуем в 11 крупнейших городах и более чем в 30 более мелких городах», — сообщил Дмитрий Петрухин.
«По сути, два стратегических игрока в России «Яндекс» (через «Яндекс.Здоровье». — РБК) и Сбербанк не просто объявили о том, что цифровая медицина — это будущее, а сделали реальные шаги в этом направлении, абсолютно материальные, тем самым показав, что разделяют точку зрения передовых экономик на развитие цифровой медицины», — считает сооснователь сервиса вызова врача на дом DOC+ Виктор Белогуб.
Ваш браузер не поддерживает вставку видео
Проектные планы
Лев Хасис рассказал также о планах развития сервиса на ближайшие несколько лет. «План по доходам от сервиса составляет 50–60% от рынка цифровой медицины через три-четыре года», — сообщил он, указав, что, по оценке Сбербанка, объем рынка цифровой медицины составит к 2020 году 150–180 млрд руб.
Данный проект — один из этапов построения Сбербанком так называемой цифровой экосистемы, которая будет связывать наиболее эффективным образом через сервисы предпринимателей и пользователей их услуг в разных областях, включая медицину и фармацевтику. «При этом Сбербанк не планирует строить какую-то закрытую систему только для своих клиентов — эта платформа будет открыта и для клиентов других кредитных организаций», — заверил банкир.
Как ранее сообщал РБК, трансформацию Сбербанка в «финансовую экосистему» осенью 2016 года одобрил наблюдательный совет банка. «Экосистема в бизнесе — это взаимодействие провайдеров услуг, потребителей, которые включают конкуренцию и сотрудничество, для того чтобы предоставлять какой-то сервис», — пояснил Лев Хасис.
По его словам, docdoc.ru будет лишь одной из платформ этой экосистемы, его сервисы будут встроены в мобильное приложение банка.
В качестве примера еще одного элемента строящейся экосистемы Сбербанка Лев Хасис привел проект «Эвотор». Его Сбербанк запустил в прошлом году. В этом проекте, кроме использования сервиса облачных онлайн-касс, неограниченное количество компаний могут разрабатывать свои приложения для различных задач малого бизнеса», — пояснил Хасис.
Риски проекта
Ключевой риск — отсутствие законодательной базы для так называемой цифровой медицины, указывает руководитель сервиса «Яндекс.Здоровье» Григорий Бакунов.
Во-первых, указанный законопроект еще не принят. Во-вторых, хотя в нем учтены пожелания интернет-отрасли, все же остаются моменты, которые потребуют уточнений и доработки в будущем, говорит Бакунов. Например, требование о необходимости получить согласие гражданина на медицинское вмешательство с использованием усиленной квалифицированной подписи может стать серьезным препятствием для внедрения телемедицины, считает он: «Нам еще предстоит большая совместная работа в будущем, чтобы обо всем договориться и сделать цифровую медицину по-настоящему полезной и безопасной для всех».
Также участники рынка указывают на риски ведения банком непрофильного для себя бизнеса.