Антикризисные меры, 25 дек 2020, 15:12

ЦБ нашел нового куратора безопасности на фоне активизации мошенников

Курировать вопросы безопасности и информационной безопасности поручено новому зампреду ЦБ Герману Зубареву. Смена куратора информбезопасности произошла на фоне активизации мошенников в условиях пандемии COVID-19
Читать в полной версии
Фото: Андрей Гордеев / Ведомости / ТАСС

Новым заместителем председателя Банка России назначен Герман Зубарев, занимавший пост советника главы ЦБ, сообщает пресс-служба регулятора. На новой должности Зубарев будет курировать работу департаментов безопасности и информационной безопасности Банка России.

Ранее занимавшийся этими вопросами зампред ЦБ Дмитрий Скобелкин останется куратором департамента финансового мониторинга и валютного контроля, а также продолжит контролировать работу представительства Банка России в Китае.

Смена куратора информбезопасности произошла на фоне активизации мошенников в условиях пандемии COVID-19. Еще в мае 2020 года директор департамента ЦБ по противодействию недобросовестным практикам Валерий Лях предупреждал, что в условиях падения доходов оказавшихся на самоизоляции россиян мошенники все активнее заманивают жертв предложениями дешевых кредитов, а также услуг по «раскредитованию».

По данным ЦБ, мошенники активно используют тему COVID-19 в схемах социальной инженерии, обещая своим жертвам отсрочки при выплате кредитов, разного рода компенсации, пособия, услуги по диагностике заражения коронавирусной инфекцией и так далее. Так они пытаются выяснить данные банковской карты или пароль по СМС, а затем самостоятельно осуществить платеж на сторонний счет.

Только за первые шесть месяцев 2020 года регулятор заблокировал более 9,7 тыс. мошеннических телефонных номеров, то есть почти в четыре раза больше, чем за январь—июнь прошлого года, и почти 5 тыс. сайтов, созданных для хищения средств. Однако мошенникам все же удалось похитить у клиентов банков около 4 млрд руб. (на 39% больше, чем за январь—июнь 2019 года), из которых вернуть удалось только 485 млн руб.

Рост числа и объема хищений мог произойти из-за того, что в пандемию многие впервые начали оплачивать товары и услуги дистанционно, считают в ЦБ: «В силу отсутствия необходимого опыта противодействия злоумышленникам эта категория граждан оказалась повышенно уязвима к социальной инженерии».

Сбербанк с начала года зафиксировал более 3,4 млн жалоб клиентов на телефонное мошенничество, сообщил РБК его представитель, этот показатель вырос более чем в 30 раз по сравнению с 2017-м и более чем в два раза по сравнению с 2019 годом. «Количество мошеннических звонков гражданам России достигает 100 тыс. в сутки, телефонное мошенничество в России уже имеет все признаки национального бедствия», — предупредил представитель банка.

В свою очередь заместитель председателя Сбербанка Станислав Кузнецов заявил о взрывном росте киберпреступности.

В ноябре 2020 года «Коммерсантъ» сообщил, что в департаменте информационной безопасности (ДИБ) Банка России началась серьезная реструктуризация. Собеседники издания предполагали, что по ее итогам к ДИБ могут перейти функции Центра мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере (ФинЦЕРТ), последний же может быть ликвидирован.

Pro
«Царит хаос». Почему самолеты Boeing собирают из бракованных деталей
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Что такое «мусорная» ДНК и почему она не так бесполезна, как кажется
Pro
Как замедление экономики КНР влияет на торговлю с Россией
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
«Звезды» Старого Света: в чем европейские компании обошли американские