Финансы, 27 янв 2016, 00:26

Скромные мечты: россияне умерили свои планы по крупным расходам

В кризис все меньшая доля россиян планирует расходы на ремонт в квартире, турпутевки и платное образование, подсчитал ВЦИОМ. От каких планов не стоит отказываться в любом случае?
Читать в полной версии
(Фото: Depositphotos)

Количество россиян, планирующих расходы на ремонт в квартире, туристические путевки и образование, сократилось в условиях кризиса, показали результаты опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения, который проводился в январе 2016 года. Например, в 2013 году ремонт в квартире планировали 20% опрошенных ВЦИОМ, в 2014 году — 16%, а в 2016 году — 14% опрошенных.

Аналогичная тенденция наблюдается в отношении планируемых трат на турпутевки. Доля тех, кто собирался тратить на это деньги, снизилась с 16% в 2013 году до 10% в этом году. Доля тех, кто намерен потратить средства на дополнительное образование или на обучение детей, сократилась с 9 до 3% соответственно.

При этом планы по расходам на ремонт в 2016 году имеет все же наибольшее количество респондентов ВЦИОМ. Купить машину собираются 10% россиян, еще столько же намерены потратить деньги на турпоездку. Несколько реже говорят о планах на покупку мебели (7%), телевизора (5%) и стиральной машины (4%). Приобрести недвижимость в наступившем году планируют 7% опрошенных.

Судя по данным опроса, россияне в 2015 году активно тратили деньги на покупку бытовой техники и электроники. Самыми популярными покупками в 2015 году в России стали мобильные телефоны и смартфоны. О том, что в 2015 году приобрели телефоны или смартфоны, сообщили 17% опрошенных. До кризиса их было меньше — 8% в 2012 году и 14% в 2013 году. Каждый десятый обзавелся телевизором и компьютером, ноутбуком или планшетом (по 9%). Молодые люди тратили на эти покупки деньги охотнее, чем представители старших возрастных групп.

Желания и потребности молодых людей заметно превышают нужды пожилых. Так, для молодежи 18–24 лет в сравнении с людьми пенсионного возраста наиболее приоритетным является приобретение машины (20 против 1%), турпутевки (12 против 5%), квартиры или дома (15 против 2%), компьютера или ноутбука (11 против 1%) и мобильного телефона (9 против 1%). В то время как главной заботой пожилых является ремонт в квартире — такие расходы планируют 17% людей 60 лет и старше против 11% среди 18–24-летних.

«Мы наблюдаем тенденцию снижения расходов на образование, медицину или покупку акций. Эти, так называемые инвестиции в себя, которые и так, по опросу, занимали небольшую долю, в кризис снизились еще больше», — отмечает руководитель проектной группы ВЦИОМ Юлия Баскакова. Она отметила, что ажиотажный спрос на телефоны, компьютеры и телевизоры произошел из-за того, что люди ожидали подорожания, и это разовые траты, которые большое число людей могли себе позволить.

«Количество желающих обучаться резко уменьшилось, в отличие от кризиса 2008 года, когда, наоборот, увеличилась доля тех, кто начал посещать курсы дополнительного образования или получать второе образование. На самом деле это не очень грамотное поведение, потому что инвестиции в себя в любом случае окупаются всегда, может, по времени не так быстро, но по уровню возврата, доходности они всегда прибыльнее и рентабельнее», — констатирует независимый финансовый советник, доцент Финансового университета при правительстве РФ Саида Сулейманова.

Главный совет в текущей нестабильной ситуации, говорит Сулейманова, — тщательно планировать все расходы, но не пытаться, по возможности, реализовать свои планы в кредит. «Если можно подождать с покупкой, на которую не хватает какой-то суммы, то средства лучше пока направить на что-то другое. На медицине и образовании экономить в любом случае не стоит. Может быть, если есть средства, вместо отложенной покупки можно купить долгосрочный полис страхования жизни, обеспечив себе гарантию от непредвиденных жизненных обстоятельств», — советует Сулейманова.

Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Неочевидный Оман: где еще возможно россиянам открыть счета за рубежом
Pro
Как охотятся кадровые браконьеры: 11 методов агрессивного хантинга
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов
Pro
Солнечный удар по экономике: как вспышки на Солнце повлияют на рынки