Финансы, 28 мар 2022, 20:12

ЦБ напомнил, что в законе нет возможности санировать брокеров

Существующее законодательство предусматривает механизм санации только для НПФ, страховщиков и банков, отметили в ЦБ после открытого письма «Универ Капитала», который обратился к регулятору за финансовым оздоровлением
Читать в полной версии
Фото: Андрей Любимов / РБК

Российское законодательство не позволяет проводить финансовое оздоровление брокерских компаний, следует из сообщения Банка России, которое он распространил после открытого письма брокера «Универ Капитал», в котором тот просил о санации.

«Банк России не комментирует деятельность конкретных компаний. При этом обращаем внимание, что механизм санации предусмотрен законодательством только для банков, страховщиков и НПФ», — говорится в комментарии ЦБ в ответ на запрос РБК.

О готовности к добровольной санации ранее заявил председатель совета директоров «Универ Капитала» Максим Кожевников. Соответствующее письмо он направил в ЦБ на имя Эльвиры Набиуллиной. В письме отмечалось, что владельцы долей «Универ Капитала» готовы передать управление компанией Банку России или финансовой организации, уполномоченной регулятором, для проведения процедуры финансового оздоровления.

Предложение о передаче управления было сделано «с целью защиты прав инвесторов и предотвращения банкротства системного значимого (собственная терминология компании) брокера «Универ Капитал». За несостоятельностью брокера, как отмечал автор письма, может последовать «банкротство российских компаний и граждан, инвестировавших свои накопления и сбережения в ценные бумаги российских эмитентов и долговые обязательства РФ».

Проблемы у брокера «Универ Капитал» начались в конце февраля 2022 года, после закрытия торгов на Московской бирже. У компании образовалась задолженность по сделкам, заключенным до 28 февраля, уточнял представитель торговой площадки. При этом брокер потерял возможность самостоятельно заключать сделки РЕПО (продажа бумаг с обязательством их обратного выкупа) для получения дополнительной ликвидности. Право заключения сделок РЕПО перешло к Национальному клиринговому центру (структура Мосбиржи), который заключал их по штрафным ставкам и использовал активы клиентов, не имевших маржинальных (с кредитным плечом) позиций. По оценке брокера, общая сумма штрафных процентов по таким сделкам составила 880,5 млн руб.

После частичного открытия фондовой секции Мосбиржи (21 марта Банк России разрешил торги по ОФЗ) в рамках исполнения обязательств «Универ Капитала» НКЦ начал распродавать активы клиентов брокера (в том числе немаржинальные позиции). Так, в первый день торгов НКЦ продал ОФЗ клиентов «Универ Капитала» на общую сумму 1,08 млрд руб. «Универ Капитал» при этом настаивал, что бумаги продали по несправедливой цене, в результате клиентам был нанесен ущерб в размере 173,8 млн руб.

24–25 марта НКЦ продолжил распродавать активы клиентов «Универ Капитала». «Центральный контрагент принудительно продал клиентский пакет еврооблигаций Минфина, при этом доходность к погашению одного из выпусков еврооблигаций составляла более 400% годовых в долларах США», заявлял брокер, обращаясь в ЦБ за санацией.

По собственным данным компании, «Универ Капитал» обслуживает 2,16 тыс. «ненулевых брокерских счетов», из них 1,7 тыс. принадлежат физическим лицам — резидентам РФ, 358 принадлежат юрлицам — резидентам РФ, еще 57 счетов у юрлиц — нерезидентов РФ. Объем клиентских и собственных ценных бумаг, учитываемых в НРД по ценам, сложившимся на 18 февраля 2022 года, в компании оценивают более чем в 40 млрд руб. Более половины этих активов — облигации федерального займа (ОФЗ) и еврооблигации Минфина.

Pro
Дешевый дофамин не поможет: как справиться с цифровым стрессом
Pro
«В крипте нет спасения». Почему биткоин «упал как камень»
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Второй «пузырь доткомов»: как может выглядеть крах ИИ
Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
От $80 тыс. за апартамент: где и за сколько можно купить жилье на Бали
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис