Финансы, 28 апр 2015, 12:05

УК «КапиталЪ» рассказала о новом виде мошенничества во «ВКонтакте»

Мошенники выманивают деньги у граждан, используя документы УК «КапиталЪ», сообщил РБК гендиректор компании Вадим Сосков
Читать в полной версии
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

​Мошенники, рассказал Сосков, действуют через соцсеть «ВКонтакте». Они регистрируют различные аккаунты и предлагают оформить заем на сумму от 10 тыс. до нескольких миллионов рублей, при этом в качестве подтверждения серьезности своих намерений демонстрируют лицензии УК «КапиталЪ». Копию лицензии мошенники высылают «заемщикам» в качестве доказательства своей надежности.

Тем, кому «одобрен» заем, «кредиторы» предлагают заплатить «паевой взнос в кредитный кооператив» в размере от 1 тыс. до 4 тыс. руб, перечислив деньги на «Яндекс.Кошелек». Сделать это нужно до выдачи займа. Если жертва согласилась, мошенники просят перевести еще и «страховку по кредиту» — около 4 тыс. руб.

Если гражданин медлит, мошенники начинают ему угрожать, продолжает гендиректор УК «КапиталЪ». Суть угроз сводится к следующему: «Вам уже оформлен кредит, и если не перечислите страховку, к вам придут коллекторы». После того, как гражданин перечисляет средства, лица, предлагавшие заем, исчезают.

Так и не получившие кредиты напуганные граждане в итоге находят сайт ООО «Управляющая компания «КапиталЪ» и звонят по указанному там телефону. «Мы фиксируем примерно один случай в день», — уточнил Сосков.

Например, 7 апреля этого года жительнице поселка Гремячий Вологодской области через «ВКонтакте» предложили выдать кредит на 700 тыс. рублей на 10 лет. Женщина согласилась, и кредит был «одобрен». За его предоставление «кредиторы» попросили перечислить «комиссию» в 3,5 тыс. руб. По техническим причинам «заемщица» не смогла перечислить деньги. На следующий день мошенники ей сообщили, что кредит уже выдан, и они пришлют к ней коллекторов за неисполнение обязательств по договору (по факту никаких договоров женщина не подписывала — все общение проходило через интернет). Только после этого женщина позвонила в УК «КапиталЪ».

15 апреля москвичка откликнулась на предложение взять кредит, поступившее через «ВКонтакте». Мошенники «одобрили» 2 млн руб. под 20% на 7 лет и потребовали перечисления комиссии в 3,75 тыс. руб. После того, как деньги были перечислены, мошенники потребовали, чтобы «заемщица» оплатила страховку в размере 4,8 тыс. руб. Женщина стала раздумывать, в результате чего мошенники опять же заявили, что кредит уже оформлен, и стали ей угрожать коллекторами. Только после этого пострадавшая обратилась в УК «КапиталЪ».

УК «КапиталЪ» — одна из крупнейших в России компаний в сфере управления активами. Кредитованием частных лиц она не занимается, как и не имеет отношения к кредитным кооперативам. «Мошенники могут взять лицензию с сайта любой управляющей компании — по закону, УК обязаны их размещать в интернете», — добавляет Сосков. По его мнению, эта ситуация дискредитирует весь рынок коллективных инвестиций. «У людей может сложиться впечатление, что все, связанное с паями, паевыми взносами, является обманом, — опасается Сосков. — Хотя, откровенно говоря, мошенники пользуются финансовой неграмотностью населения».

Гендиректор УК «Альфа-Капитал» Ирина Кривошеева успокаивает, что за последние 2-3 года люди стали более осторожными и «въедливыми», когда речь заходит о финансовых услугах. «Речь может идти о нескольких десятках пострадавших, но на отрасли в целом это вряд ли отразится».

В последнее время в связи с ростом просрочки (за прошлый год в целом по банковской системе просрочка по розничным кредитам выросла на 52%) банки ужесточили требования к заемщикам. В микрофинансовых организациях требования мягче, но там нельзя занять крупную сумму. Вследствие этого люди, нуждающиеся в средствах и в то же время не обладающие высоким уровнем финансовой грамотности, «покупаются» на предложения получить кредит от неизвестных лиц.

Бороться с этим сложно. Адвокат МКА «Клишин и партнеры» Дмитрий Васильченко говорит, что для подачи заявления о возбуждении уголовного дела должны собраться десятки пострадавших, поскольку суммы ущерба небольшие.

Сама УК «КапиталЪ» не может подать заявление в правоохранительные органы, так как не является пострадавшей стороной, но призывает к этому понесших убытки граждан, говорит Сосков.

«Это классическая форма мошенничества в интернете. У нас есть модераторы и юристы, которые отслеживают подобную информацию и ограничивают ее распространение. Зачастую этого оказывается достаточно», — сказал РБК начальник пресс-службы «ВКонтакте» Георгий Лобушкин, уточнив, что аккаунты и группы блокируются по заявлениям пострадавших лиц.


В прошлом году Банк России предостерег граждан от услуги «раздолжнитель», оказываемой целым рядом компаний. Эти компании, по данным ЦБ, предлагают гражданам за комиссию погасить их кредиты перед банками и микрофинансовыми организациями. Заемщик платит «раздолжнителю» процент от своего долга перед банком или МФО.

«Фактически компания не погашает обязательства заемщика перед банком или МФО либо производит платежи, сумма которых меньше полученных от заемщика средств. Таким образом, у заемщика сохраняется непогашенная задолженность перед банком или МФО», — пояснял ЦБ в своем пресс-релизе. Какие именно компании занимаются такой деятельностью, ЦБ не уточнил.

Схожую услугу оказывала компания «ДревПром», в отношении которой в прошлом году было возбуждено уголовное дело. Как установила полиция, договор финансирования, заключенный с данной компанией, не освобождал заемщика от обязанности выплачивать банку кредит. Введенный в заблуждение клиент «ДревПрома», уже заплативший компании 20-30% от суммы кредита в обмен на обещание погасить заем, о просроченных выплатах банку узнавал после получения извещений о начислении штрафов и пеней.


Pro
Богатые россияне выбирают личные фонды и закрытые ПИФы. Что меняется
Pro
Начать играть на бирже можно даже имея 10 тыс. рублей — советы начинающим
Pro
«Снова вырастут цены». Эйчары назвали отрасль с рекордным дефицитом людей
Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски
Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис
Pro
Сотрудники молчат: 6 страхов, которые мешают им делиться своим мнением
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
Старение из-за постоянного воспаления: как избежать проблемы