Финансы, 29 апр 2021, 15:27

«Тинькофф» купил приложение для хранения банковских и скидочных карт

Мобильное приложение «Кошелек» стало частью экосистемы «Тинькофф». Сервис позволяет хранить в телефоне любые пластиковые карты. Это первая сделка TCS Group с 2017 года. До этого «Кошелек» пытался развивать Альфа-банк
Читать в полной версии
Фото: Валерий Мельников / РИА Новости

TCS Group приобрела контрольную долю в компании ООО «Бесконтакт», которая выступает разработчиком мобильного приложения «Кошелек». Оно позволяет загружать в телефон банковские и скидочные карты, а также купоны и подарочные сертификаты. Об этом говорится в сообщении группы «Тинькофф» на Лондонской бирже.

«Сделка закрыта 29 апреля 2021 года. Коммерческие условия сделки не раскрываются», — указано в сообщении.

Приложение «Кошелек» разработано петербургской компанией Cardsmobile, которая была основана в 2012 году и позже стала резидентом «Сколково». ООО «Бесконтакт» — юридическое лицо компании. Весной 2018 года 25% Cardsmobile приобрел Альфа-банк для наращивания рыночной доли «Кошелька», однако уже в начале 2020 года основатель компании Кирилл Горыня выкупил у Альфа-банка 25% Cardsmobile обратно. Стороны сделки тогда пояснили, что Cardsmobile хочет выходить на международные рынки, что не входит в планы Альфа-банка.

По данным СПАРК на 29 апреля, основная доля ООО «Бесконтакт» — 77,4% — принадлежала кипрской «Виафокус Лимитед», бенефициаром которой является Кирилл Горыня. Лично ему принадлежали 16,9% компании, еще 4,8% были у Сергея Шульги (сооснователя корпоративного инвестфонда i-Free), 0,94% — у Филиппа Шубина (сооснователя Cardsmobile).

В приложении «Кошелек» зарегистрированы более 20 млн пользователей и оцифровано свыше 300 млн карт. Изначально «Кошелек» создавался как цифровая альтернатива бумажнику только для хранения карт. Позже в нем появился сервис для бесконтактной оплаты — «Кошелек Pay». С его помощью пользователи Android могут переносить в смартфоны и другие устройства (часы, кольца, браслеты) карты банков-партнеров. «На кассе для получения скидки достаточно показать карту с экрана смартфона, а для оплаты покупок или проезда — приложить смартфон к платежному терминалу», — объясняется на официальном сайте Cardsmobile.

«Команда «Кошелька», включая сооснователей Кирилла Горыню и Филиппа Шубина, сохранит автономность и продолжит развивать бизнес компании <...>. Текущая стратегия по развитию компании сохранится, платформа останется открытой и независимой для привлечения новых пользователей к услугам всех банков-участников сервиса «Кошелек Pay», — объясняется в сообщении «Тинькофф». В приложение интегрируют сервисы «Тинькофф», в том числе «Долями» (для постепенной оплаты покупок), разные виды кешбэка и т.д.

В последний раз группа «Тинькофф» совершала сделку M&A в 2017 году — тогда она приобрела 55% в платежном сервисе CloudPayments, который обеспечивает прием банковских карт в интернете. В 2019 году группа увеличила свою долю в сервисе до 90%. Осенью 2020 года стало известно о возможной покупке Тинькофф Банка «Яндексом» за $5,5 млрд, но в итоге сделка не состоялась.

Нужен ли этот сервис «Тинькофф»

«Кошелек» должен стать частью экосистемы «Тинькофф», которую группа строит с 2015 года. В нее входят сервисы для частных лиц и бизнеса. У экосистемы «Тинькофф» около 11 млн клиентов.

Главное отличие «Кошелька» от мобильных кошельков любой операционной системы в том, что он позволяет оцифровать почти любую пластиковую карту со штрихкодом или другим идентификатором помимо магнитной полосы. Для Wallet в iOS или Android необходимо проектировать специальные карты, в России не все магазины идут на это, особенно небольшие игроки, объясняет руководитель направления исследований Центра исследования финансовых технологий «Сколково-РЭШ» Егор Кривошея. Эта опция, по его словам, позволит клиентам «Тинькофф» добавлять любые карты, что особенно актуально в контексте запуска Tinkoff Pay.

Интеграция «Кошелька» с другими сервисами «Тинькофф» даст банку возможность получить дополнительную информацию о программах лояльности клиентов и использовать ее для аналитики, добавляет руководитель группы по оказанию услуг компаниям финансового сектора Deloitte Максим Налютин.

«Стоимость сделки при условии приобретения 100% доли в уставном капитале ООО «Бесконтакт» могла составить 1,5 млрд руб.», — оценивает руководитель проектов компании «НЭО Центр» Марина Политова.

«Проекты финтеха и бесконтактных технологий существенно выросли в оценке стоимости в связи с пандемией», — отмечает Кривошея. Стоимость проекта сейчас может быть выше, чем в начале 2020 года, когда 25% акций оценивали не менее чем в 315 млн руб., считает он, указывая, что текущую сделку можно оценить не менее чем в 700–800 млн руб.

Pro
Импортозамещение больше не интересует инвесторов. Куда потекли капиталы
Pro
Какие товары станут хитами на маркетплейсах в 2025 году
Pro
«Русская рулетка»: как рассчитаться с китайцами — 5 схем
Pro
Русский Куршавель: как инвестировать в недвижимость на Алтае
Pro
Вечные. Как экс-топ ЛУКОЙЛа продает жизнь после смерти за ₽10 тыс.
Pro
«Успех надо тиражировать». Мифы, которые погубили известные компании
Pro
Плюс 246% в корзину: чему магазинам стоит поучиться у Netflix
Pro
«В постоянном поиске». Как импортеры решают проблемы с платежами за рубеж