Райффайзенбанк остановит отправку переводов в долларах
К чему приведет закрытие одного из основных окон для расчетов с внешним миромРайффайзенбанк с 10 июня прекратит проведение исходящих денежных переводов в долларах США. Запрет касается всех клиентов, сообщается на официальном сайте банка.
«С 10 июня 2024 года исходящие платежи в долларах США будут недоступны в связи с изменившимися требованиями банков-корреспондентов, которые осуществляют такие переводы. К сожалению, мы не можем на это повлиять. Это изменение затрагивает всех клиентов банка», — говорится в сообщении банка. Там добавляют, что все корректно оформленные и отправленные до 16:00 7 июня платежи в долларах будут проводиться с учетом ранее установленных ограничений. При этом ограничений на входящие платежи в долларах и на переводы в других валютах нет.
По словам представителя банка, в течение последних двух лет Райффайзенбанк был вынужден поэтапно адаптировать свою политику исходящих платежей в долларах США, чтобы соответствовать меняющимся требованиям банков-корреспондентов и при этом сохранять возможность трансграничных расчетов в этой валюте. «К сожалению, рыночные условия снова изменились, и с 10 июня 2024 года банк больше не сможет проводить исходящие платежи в долларах США. Мы хотели бы подчеркнуть, что изменения продиктованы решениями на стороне банков-корреспондентов, повлиять на которые мы не можем», — сказал он.
После введения масштабных западных санкций против российской финансовой системы Райффайзенбанк занял ведущую позицию на рынке трансграничных переводов, так как против него не было введено ограничений и он не потерял способность осуществлять валютные операции. В феврале 2023 года на Райффайзенбанк приходилось 40–50% от всех платежей между Россией и остальным миром, писала Financial Times (FT) со ссылкой на топ-менеджера кредитной организации.
Отмена долларовых переводов происходит на фоне давления европейских и американских властей на Raiffeisen Bank International (RBI) из-за работы его «дочки» в России, которое продолжается с 2022 года. В апреле 2024 года RBI сообщил о том, что ожидает запроса от Европейского центробанка об ускорении сокращения бизнеса в России. Согласно предписанию европейского регулятора, российский Райффайзенбанк должен снизить кредитный портфель на 65% к 2026 году по сравнению с третьим кварталом 2023 года, такое же сокращение должно произойти и в части международных платежей. В мае 2024 года глава группы Йоханн Штробль пояснил, что банк начнет выполнять предписание ЕЦБ в третьем квартале 2024 года.
Нынешнее ухудшение условий проведения трансграничных расчетов не первое — банк планомерно увеличивает комиссии или минимальные лимиты валютных операций. Например, он ввел комиссию 50% за входящие долларовые переводы из других банков, ограничивал исходящие платежи в евро в некоторые страны, а в январе 2024 года поднял максимальный размер комиссий за переводы валюты в другие кредитные организации более чем втрое — до $1 тыс. и €1 тыс. Одновременно с этим австрийский Raiffeisen (материнская структура) весной 2023 года закрыл корреспондентские счета всем российским банкам, кроме своей «дочки». Эти меры позволили австрийскому Raiffeisenbank по итогам 2023 года снизить объем платежных операций в России на 50% с пиковых значений 2022 года до уровней начала 2022 года.
Впервые Raiffeisen объявил о намерении сократить бизнес в России еще весной 2022 года, после начала российской военной операции на Украине. Через год группа сообщила, что рассматривает два сценария выхода — продажу «дочки» или вывод этого актива из состава RBI (spin-off). Однако затем топ-менеджеры Raiffeisen заявляли, что не могут продвинуться с продажей «дочки», поскольку сделка требует разрешения от российских властей.
Причины остановки переводов в долларах
Остановка переводов связана с давлением ЕЦБ и началом активной реализации стратегии по выходу с российского рынка, считает эксперт по вопросам борьбы с финансовой преступностью Джордж Волошин. Это вполне ожидаемый шаг, так как банк находится под угрозой введения санкций за осуществление расчетных операций, за исключением операций, не входящих в перечень запрещенных, добавляет управляющий партнер Fintech Partners Александр Калякин: «Становится все сложнее отличать одно от другого. Этот процесс комплаенс-контроля осуществляется вручную, он дорогой и медленный, что сказывается на других расчетных операциях, а риски невольного нарушения растут».
Куда более вероятно, что это результат давления со стороны Минфина США, который ранее уже указывал Raiffeisen Bank International на риски ограничения доступа к долларовой системе в связи с транзакциями, проводимыми его российской «дочкой», считает партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов. «Видимо, топ-менеджмент банка решил пойти на некоторые уступки с целью небольшой разрядки ситуации», — соглашается руководитель группы по работе с банками юридической компании Amond & Smith Ltd Иван Тихоненок.
В отправке долларовых переводов участвуют также банки-корреспонденты, среди которых такие крупные игроки, как Citi, JP Morgan, BNY Mellon и иные, перечисляет партнер BKHK law firm Роман Хаминский. Он предполагает, что часть из них могут опасаться санкционных рисков и ограничений от американских регуляторов, поэтому решили прекратить поддержку таких операций через Райффайзенбанк. Горбунов указывает, что ключевым корреспондентом все-таки являются организации, входящие в ту же группу, так что, принимая соответствующее решение, Raiffeisen в первую очередь нивелирует риски именно для себя, добавляет Горбунов.
«Единственным корреспондентом Райффайзенбанка остался Raiffeisen Bank International AG. Тот факт, что входящие платежи пока будут приниматься как обычно, а исходящие будут остановлены для всех клиентов, для меня означает, что австрийский банк продолжит обслуживать европейские компании и европейских граждан, осуществляющих деятельность в России», — рассуждает Волошин.
Последствия для людей и бизнеса
Райффайзенбанк оставался крупнейшим игроком на рынке трансграничных переводов, и остановка долларовых платежей однозначно будет иметь негативное воздействие на те импортные потоки, которые еще не были дедолларизированы, предупреждает Волошин: «Это, конечно, плохо с точки зрения обеспеченности экономики необходимыми товарами и сырьем. Дефицитные импортные позиции подорожают, что вряд ли будет скомпенсировано вероятным укреплением рубля, которое будет, скорее всего, кратковременным».
По словам члена генсовета «Деловой России», гендиректора АО «Первая Группа» Алексея Порошина, Райффайзенбанк был и остается одним из основных каналов оплаты российским бизнесом своего экспорта и импорта в долларах США. «Практически все крупнейшие компании, у которых до СВО были счета в этой кредитной организации, сохранили их и продолжают работать через банк. На этом фоне понятно желание американского и европейского регуляторов снизить активность данного канала, тем самым повысить напряженность. Рынок, надо сказать, это уже почувствовал. В последние пару дней Райффайзенбанк прекратил взаимодействие с рядом клиентов и уже начал тормозить исходящие переводы в долларах», — рассказал Порошин. По его мнению, у бизнеса остаются альтернативные каналы проведения платежей, переход на них может повлиять на объемы импорта, но значительного снижения Порошин не ожидает.
Компании могут понести ущерб и дополнительные издержки из-за возможного проведения операций через третьи страны, прогнозирует Хаминский. Усложнение цепочек расчетов, безусловно, ведет к росту цен для конечного потребителя и сроков поставки товаров и услуг, добавляет Тихоненок.
Что касается частных лиц, то большинство клиентов, которые хотели вывести свои деньги за рубеж, вероятно, это сделали, однако остается приличное количество людей, нуждающихся в валютных переводах, продолжает Хаминский. Например, те, у кого есть персональные счета в подразделениях private banking иностранных банков, объяснил эксперт. У физических лиц, впрочем, пока остаются альтернативные способы проведения долларовых переводов, говорит Хаминский.
На доллар США, вероятно, приходится примерно половина от объема платежей в валютах недружественных стран, и лишь ограниченную часть этого объема обслуживал Райффайзенбанк, говорит старший научный сотрудник лаборатории международной торговли Института Гайдара Дмитрий Кузнецов. «Поэтому я бы не ожидал существенного влияния этого шага Райффайзенбанка на внешнюю торговлю, с учетом того что основные проблемы с расчетами сейчас все-таки происходят на стороне банков нейтральных стран», — считает Кузнецов.
В целом возможностей проведения платежей становится меньше, и если проблемы возникнут у более широкого круга банков, то импорт определенно пострадает, поскольку некоторые иностранные поставщики предпочитают именно доллары США, например из-за своей вовлеченности в глобальные цепочки стоимости и активного участия в долларовых финансовых рынках, продолжает Кузнецов. «Однако статистика ЦБ показывает, что под угрозой окажется до 10% российской внешней торговли, что с учетом возможной переориентации на другие валюты дает нам оценку возможного падения [объема импорта] порядка нескольких процентов», — резюмировал экономист.
По последним данным ЦБ, в первом квартале 2024 года доля долларов, евро и других валют «недружественных» стран в расчетах за импорт в России составила 26,7%, за экспорт — 21,3%. Доля этих валют планомерно сокращается с 2022 года. Для сравнения, в первом квартале 2022 года эти показатели составляли 67,9 и 85,9% соответственно. Вместо этих валют бизнес начал использовать рубль (доля в импорте — 35,9%, доля в экспорте — 40,4%) и валюты «дружественных» стран, к которым относятся юани, дирхамы, рупии и т.п. (доля в импорте — 37,4%, доля в экспорте — 38,3%).
Какая есть альтернатива
В целом российские банки, даже не находящиеся под санкциями, существенно ограничены в проведении долларовых расчетов, из-за чего уже появились альтернативные каналы, поэтому ситуация не ухудшится радикально, считает Калякин: «Существуют альтернативные пути долларовых расчетов через третьи страны или расчеты в иных валютах с последующим выходом в долларовые активы в других юрисдикциях. Но это не идеально отлаженный канал на все случаи и времена, а лишь временная конструкция в условиях санкционного давления». К альтернативам также относятся оставшиеся немногие западные банки, криптовалюта и транспортировка средств наличностью, добавляет Волошин.
Другие банки, которые еще могут осуществлять переводы в долларах из России, вероятно, будут действовать более избирательно, усилят комплаенс источников происхождения средств и увеличат требуемый пакет документов перед отправкой долларовых переводов, предполагает Хаминский. Аналогичные действия по ограничению долларовых переводов могут начать предпринимать и все иные европейские банки, у которых еще сохранилось присутствие в России, — через какое-то время ограничения могут коснуться не только долларов, но и евро, говорит партнер «О2 Консалтинг» Наталья Кузнецова.
Альтернативой для бизнеса является рынок платежных агентов, а также клиринговые инструменты, которые активно применяются в рамках сделок ВЭД, и небольшие частные банки, работающие со SWIFT, перечислил Порошин. О проведении переводов через посредников как решении проблемы ранее говорил глава ВТБ Андрей Костин. «На рынке сегодня есть два основных вида таких (агентских. — РБК) схем. Крупные экспортеры, как правило, пользуются сетью доверенных трейдеров, все остальные, включая крупнейшие банки, обращаются к услугам независимых компаний и посредников», — рассказывал Костин. Он добавил, что с помощью агентов оплата может осуществлять как фиатными деньгами, так и криптовалютами.