Финансы, 29 июл 2021, 15:30

Сколько зарабатывает и тратит экосистема «Сбера». Инфографика

Сбербанк раскрыл финансовые результаты экосистемы по итогам первого полугодия. Выручка в этом сегменте увеличилась, но и убыток тоже. «Сбер» хочет сделать нефинансовые сервисы прибыльными к 2023 году
Читать в полной версии

В первом полугодии 2021 года выручка Сбербанка от нефинансовых сервисов выросла в три раза по сравнению с первым полугодием 2020-го - с 24,7 млрд до 74,7 млрд руб. В целом за отчетный период выручка Сбербанка составила 1,8 трлн руб., увеличившись за год на 14,4%. Таким образом, доля экосистемы в ней составляет 4 против 1,5% годом ранее.

В то же время Сбербанк за отчетный период получил убыток от экосистемы в размере 19,2 млрд руб. Этот показатель вырос более чем в 2,5 раза по сравнению с тем же прошлогодним периодом (7,2 млрд руб.).

Активы нефинансового бизнеса «Сбер» оценивает в 230,2 млрд руб. По итогам 2020 года они составляли 136,6 млрд руб.

Что входит в экосистему

Нефинансовый бизнес, куда входят сервисы экосистемы, в отчетности поделен на несколько категорий:

  • e-commerce: сервисы электронной коммерции и логистические сервисы, основные из которых «Сберлогистика», «СберМаркет» и «Самокат»;
  • развлечения: медиасервисы, в том числе онлайн-кинотеатр Okko и другие медиаактивы Rambler, а также «СберЗвук» и «Союзмультфильм»;
  • FoodTech & Mobility: сервисы доставки готовой еды, такси и каршеринг, в частности Delivery Club, «Кухня на районе», «Ситимобил» и You Drive (совместное предприятие с Mail.ru Group);
  • Health: цифровые сервисы в здравоохранении («СберЗдоровье»);
  • b2b-сервисы: нефинансовые сервисы для юридических лиц, в том числе облачные решения SberCloud, компания по кибербезопасности BI.ZONE и т.д.

В эти категории не вошли сервисы мобильного оператора сотовой связи «Сбербанк Телеком», сайт поиска работы «Работа для вас», сервис подбора и сопровождения сделок с недвижимостью «ДомКлик» и ряд иных услуг.

Совокупная EBITDA нефинансовых сервисов (прибыль до вычета расходов на амортизацию, финансовых расходов или доходов, а также налога на прибыль) также остается отрицательной: по итогам первого полугодия 2021 года она составила минус 14,3 млрд руб. против минус 5,4 млрд руб. за первые шесть месяцев 2020 года. Отрицательная EBITDA зафиксирована в сегменте электронной коммерции — 12,2 млрд руб., сервисы доставки еды, такси и каршеринг генерируют убыток в размере 5,3 млрд руб., медиасервисы — 2,7 млрд руб. Положительная EBITDA была только в сервисах для бизнеса, которые, в частности, включают облачные технологии и услуги по кибербезопасности (4,1 млрд руб.).

Сбербанк строит свою экосистему с 2017 года. На презентации новой стратегии «Сбера» в конце ноября прошлого года глава банка Герман Греф отмечал, что большинство нефинансовых сервисов должны выйти на безубыточность за три года. По его словам, Сбербанк планирует ежегодно наращивать выручку основных нефинансовых сервисов своей экосистемы более чем на 100%: так, к 2023 году их доля в чистом операционном доходе должна вырасти до 5%, а к 2030-му — до 20–30%.

Pro
Греция оправилась от кризиса. Почему рост не спасает ее от бедности
Pro
Второй «пузырь доткомов»: как может выглядеть крах ИИ
Pro
Дешевый дофамин не поможет: как справиться с цифровым стрессом
Pro
Богатые россияне выбирают личные фонды и закрытые ПИФы. Что меняется
Pro
Сотрудники молчат: 6 страхов, которые мешают им делиться своим мнением
Pro
Согласовать с властями. Как купить компанию или долю в ней в Белоруссии
Pro
Как торговаться за выходное пособие, если работодатель хочет вас уволить
Pro
Что будет, если ИИ решит все проблемы людей, — The Economist