Банки отказались брать валюту у ЦБ на первом аукционе РЕПО
$201,2 млн – это очень маленький объем, говорит главный экономист по России и СНГ «Ренессанс Капитала» Олег Кузьмин. Причина низкого спроса в высоких ставках, считает он. «Инструмент практически не заработал, то есть он заработал в очень ограниченном объеме. Если в ближайшее время не произойдет наращивания объема до $20–30 млрд, то инструмент не станет спасением для рубля или поддержкой для банков и компаний при погашении внешнего долга», – говорит Кузьмин.
Аналитики Sberbank CIB согласны, что первый аукцион показателен: «Мы полагаем, что проведение аукционов – важная проверка действенности инструмента, которым ЦБ предполагает заменить механизм валютных интервенций в рамках бивалютной корзины. Если спрос низкий, то это, вероятно, приведет к усилению давления на рубль», – пишут они в своем обзоре.
Ранее участники рынка говорили РБК, что валютное РЕПО может снизить давление на рубль. Введение валютного РЕПО может изменить поведение экспортеров, которое также оказывает негативное влияние на рубль своими действиями.
Экспортеры не продают валюту, потому что боятся, что не смогут ее купить, когда придет время погашать внешний долг, ведь банки неохотно дают валютные кредиты; также некоторые экспортеры берут рублевые кредиты на то, чтобы выплатить зарплату, вместо того чтобы продать валютную выручку, отмечает начальник дилингового центра Металлинвестбанка Сергей Романчук.
«Теперь, когда у банков появится возможность перекредитоваться в ЦБ, они, вероятно, будут выдавать кредиты в валюте. Иными словами, есть вероятность, что восстановится спокойствие, и экспортеры больше не будут накапливать валютную выручку, а будут, как раньше, продавать ее», – предполагает Романчук.