Финансы, 30 мар 2022, 10:02

ЦБ попросил банки принять «компенсирующие меры» в ИТ-безопасности

ЦБ призвал банки к «компенсирующим мерам» в вопросе информбезопасности из-за санкций и ухода западных компаний. Участники рынка пожаловались на недостаточные объяснения и отметили, что им придется «изобретать» решения самим
Читать в полной версии
Фото: Андрей Любимов / РБК

Центробанк попросил банки ввести «компенсирующие меры» для обеспечения информационной безопасности в условиях ухода с российского рынка профильных зарубежных компаний и международных санкций, письмо с таким содержанием регулятор разослал кредитным организациям 28 марта, сообщил «Коммерсантъ».

В Банке России заявили изданию, что приняли решение «пересмотреть порядок принятия мер в отношении банков за нарушения», а обращение было разослано в целях «поддержки участников финансового рынка». Однако в регуляторе не прояснили свою позицию и порядок действий для банков, не уточненным остался вопрос по изменениям в нормативные акты, которые позволят банкам искать аналоги используемого ПО и оборудования без риска предписаний со стороны Центробанка.

В Банке России также не уточнили, готовятся ли дополнительные объяснения для участников рынка, отправив к ГОСТу «Безопасность финансовых (банковских) операций…», отметила газета.

Пока у участников рынка нет понимания, что именно «можно считать достаточными мерами» в этом вопросе, заявил собеседник «Коммерсанта» из банка в топ-30. Такие меры можно подобрать далеко не всегда, особенно если приходят сообщения о большом количестве уязвимостей при отсутствии обновлений, указал собеседник газеты в банке из топ-20. «Компенсирующие меры были и в действовавшем с 2012 года положении 383-П, и банки периодически пытались их применять, однако случаи, когда ЦБ счел их достаточными, неизвестны», — сообщил изданию бывший сотрудник Банка России.

Близкий к регулятору источник газеты добавил, что предписания относятся чаще всего к участку платежной системы Центробанка и клиентских платежей, в их числе — дистанционное банковское обслуживание, мобильные приложения. Коснется оно и периметровой защиты (антивирусов, анти-DDoS, обнаружение вторжения, межсетевые экраны), систем антифрода, но не будет иметь иметь отношения к реагированию на случаи несанкционированных платежей или показателям бесперебойности Системы быстрых платежей (СБП).

Все опрошенные газетой кредитные организации отметили, что будут «изобретать самостоятельно» необходимые меры в этих условиях. «Можно писать собственное ПО для иностранного «железа» — и тем самым решить проблему обновления ПО ушедших игроков, можно закрывать внешний контур, существенно ограничив доступ в интернет сотрудникам банка, заменять иностранные решения отечественными и т.д.», — считает гендиректор компании «Киберполигон» Лука Сафонов. По его мнению, межсетевые экраны можно будет заменить предложением от российских разработчиков UserGate или «Континент». К этому дню российские аналоги есть лишь для 10% санкционного оборудования крупных банков и 30% небольших банков, добавил он.

Кроме того, в ГОСТе есть требование об использовании трех антивирусов, однако из-за того, что рынок покинули зарубежные компании, выполнить его невозможно, указывает управляющий RTM Group Евгений Царев. «Использование двух антивирусов, которые позволяют обеспечить необходимый уровень защиты, можно также считать компенсирующими мерами», — считает эксперт. По его словам, прежде банки использовали антивирусы ESET, Norton, McAfee, Trend Micro, «Лаборатории Касперского» и Dr. Web, сейчас остались продукты только двух последних компаний.

Прежде всего банки должны будут доказать Центробанку правильность выбранных решений, занимаясь «бумажной безопасностью», а не решая настоящие проблемы, прокомментировал эксперт по кибербезопасности Алексей Лукацкий. Он указал, что проверяющим из регулятора нелегко доказать достаточно компенсирующих мер.

В начале марта Центробанк сообщил о риске замедления работы СБП из-за DDoS-атаки на каналы телеком-провайдеров. «Часть операций может проходить медленнее или их потребуется повторить через некоторое время. Это никак не влияет на сохранность средств», — заверили тогда в регуляторе, отметив, что клиринговый и операционный платежный центр СБП взаимодействует с телеком-провайдерами по произошедшему.

Pro
8 подвохов с банковскими вкладами, из-за которых вы теряете деньги
Pro
Fisker — банкрот. Кому достанутся производство и бренд
Pro
Когда прибыль станет проблемой: банкротство из-за неравноценной сделки
Pro
Против агрегаторов заводят уголовные дела. Что будет с этим рынком
Pro
Как правильно просить суд о принятии обеспечительных мер по иску
Pro
«Фондовый рынок останется под давлением». К чему приведет рост депозитов
Pro
Партнер не платит налоги: когда это станет проблемой вашего бизнеса
Pro
Почему рано говорить о конце эпохи свободной торговли — The Economist