Антикризисные меры, 30 июл 2020, 08:00

Банки на пике пандемии сократили расходы на благотворительность

Во втором квартале размер безвозмездной помощи от них упал почти в два раза
Безвозмездная помощь банков, в том числе спонсорство на культуру и спорт, в апреле—июне сократилась на 43,7% год к году, до 6 млрд руб. Среди причин — отмена массовых мероприятий и закрытие проектов из-за режима самоизоляции
Читать в полной версии
Фото: Игорь Генералов / ТАСС

Во втором квартале 2020 года, на который в России пришелся пик пандемии, банки стали меньше тратиться на благотворительность, следует из их квартальной отчетности на 1 июля.

В апреле—июне безвозмездные расходы участников рынка составили 6,09 млрд руб. — это на 43,7% меньше результата во втором квартале прошлого года, когда издержки банков по этой статье превысили 10,8 млрд руб., рассчитал по просьбе РБК аналитик банка БКФ Максим Осадчий. По сравнению с первым кварталом 2020 года траты кредитных организаций на благотворительность в целом по сектору упали на 15,2%, но часть банков, наоборот, наращивала такие расходы.

В квартальной отчетности по российским стандартам расходы банков на благотворительность отражаются на счете 48607, напомнила замдиректора департамента аудиторских и консультационных услуг финансовым институтам ФБК Grant Thornton Анастасия Терехина: «Как правило, на этом счете строго фиксируются траты на благотворительность, которые попадают под определение закона «О благотворительной деятельности» (135-ФЗ). Это, например, социальная поддержка граждан, оказание помощи пострадавшим от стихийных бедствий или катастроф, содействие в области физкультуры и спорта. По факту это перечисления в благотворительные фонды, которые занимаются такой деятельностью. Туда же попадает различная спонсорская помощь».

Как кризис и COVID-19 повлияли на меценатов в банковском секторе

Больше всего расходы на благотворительность в апреле—июне, по сравнению с первым кварталом, сократили Газпромбанк и ВТБ — на 1,75 млрд руб. (-72,1%) и 1,1 млрд руб. (-48,9%) соответственно. Бюджеты на безвозмездную помощь также урезали «Ак Барс» (-108,3 млн руб., или на 94,4%), Альфа-банк (-57,7 млн руб., на 36,7%), Совкомбанк (-23,8 млн руб., на 64,2%), «Уралсиб» (-21,6 млн руб., на 61%) и «Хоум Кредит» (-4,2 млн руб., на 53,4%). Банк «Ренессанс Кредит» вовсе отказался от таких расходов, снизив их во втором квартале с 18 млн руб. до нуля.

Сбербанк, который имеет самый большой бюджет на благотворительность, в апреле—июне, наоборот, увеличил расходы по этой статье почти на четверть (+24,4%) — до 2,14 млрд руб. Внушительный рост безвозмездных трат также показали «Открытие» (+127,7 млн руб., +350,9%), Россельхозбанк (+64,8 млн руб., +50,3%), банк «Россия» (+19,5 млн, +65,7%) и Тинькофф Банк (+17,3 млн руб., +545,6%). На пике пандемии больше всего расходы на благотворительность выросли у подконтрольного «Роснефти» Всероссийского банка развития регионов (ВБРР) — почти на 1,3 млрд руб., или более чем в 70 раз.

Что влияет на безвозмездные траты

Филантропию банковского сектора можно условно разделить на два направления, объяснила менеджер группы по оказанию услуг финансовым институтам Deloitte Наталья Таболина: это благотворительность, которую банк осуществляет за счет собственных средств, а также благотворительность за счет клиентов или сотрудников. Ко второй группе относятся специальные вклады с долей отчислений в фонды и волонтерские организации, карты с «благотворительным» кешбэком. «В настоящее время в связи с пандемией и резким сокращением доходов населения фондирование банков также снизилось, что, безусловно, повлияло и какое-то время будет влиять на благотворительные акции банков», — считает она.

Безвозмездные траты — это непроизводственные издержки для банка, напомнил Осадчий. «Резать их в условиях кризиса — вполне обычное дело, однако резкое сокращение расходов на благотворительность в условиях всенародного бедствия несет определенные репутационные риски», — отметил аналитик.

Говорить о серьезном сокращении трат банков на филантропию пока рано, уверена Таболина, ведь собственные расходы кредитных организаций на эти цели, как правило, связаны с долгосрочными партнерскими отношениями с фондами. «Чтобы сделать корректные выводы, необходимо изучить годовой отчет банка и отчет по исполнению бюджетов», — подчеркнула эксперт Deloitte.

Как сокращение объясняют банки

В ВТБ сокращение расходов на благотворительность связывают со спецификой поддержки, которую оказывает банк: он финансирует культурные, спортивные и образовательные проекты. «Многие проекты, которые планировал поддержать банк ВТБ, были перенесены или отменены из-за ограничений, связанных с пандемией коронавируса в этом году», — пояснил представитель банка. По мере восстановления ситуации банк выполнит свои обязательства, обещал он.

«Ак Барс» также отложил часть благотворительных трат из-за карантинных мер, сообщил его представитель.

Расходы на благотворительность носят сезонный характер: как правило, их пик приходится на первый квартал, заметил представитель Газпромбанка: «Таким образом, разницу в расходах между первым и вторым кварталом этого года следует объяснять прежде всего сезонным фактором. В целом бюджет на благотворительность Газпромбанка на 2020 год по объему сопоставим с 2019 годом, и о его сокращении речи не идет».

«Уралсиб» и «Хоум Кредит», которые тоже отразили в своей отчетности падение трат на благотворительность, связывают это с разовыми факторами. По словам представителя «Уралсиба», банк оказал большую разовую помощь в первом квартале, поэтому результат апреля—июня оказался хуже. В пресс-службе «Хоум Кредита» пояснили, что в начале года банк понес единовременные расходы на содержание корпоративного детского сада.

Во всех банках, ответивших на запрос РБК, сообщили о росте расходов на адресную помощь на фоне пандемии коронавируса. Например, ВТБ направил 200 млн руб. на закупку медицинского оборудования. Финансирование больниц, в том числе в регионах, увеличили Россельхозбанк, МКБ, «Уралсиб», Райффайзенбанк и банк «Восточный». «Ак Барс» оказал поддержку жителям Татарстана, пострадавшим от пандемии, и оплачивал перевозку врачей в регионе. «Хоум Кредит» и Тинькофф Банк закупали средства индивидуальной защиты для благотворительных фондов-партнеров. Последний также выделил сотрудников своего call-центра для государственных горячих линий по COVID-19.

В Сбербанке отказались от комментариев. В остальных банках из числа крупнейших не ответили на вопросы РБК о динамике расходов на благотворительность.

Pro
Все выводит из себя: почему мы злимся по пустякам и как это изменить
Pro
Темная сторона ЗОЖ: что такое хелсизм и чем он опасен
Pro
Под крылом: почему создать «единорога» в одиночку теперь почти нереально
Pro
Синдром Балды. Компании в России ищут сотрудников, которых нет в природе
Pro
«Рынок заложил спад в акции». Чем обвал цен на сталь грозит металлургам
Pro
«Успех надо тиражировать». Мифы, которые погубили известные компании
Pro
В Китае сложилась необычная система продвижения товаров. Как она устроена
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент