Обвал рубля, 31 мар 2015, 12:15

РЖД получили годовой убыток в 44 млрд руб. из-за девальвации рубля

Девальвация рубля резко увеличила стоимость взятых компанией валютных кредитов
Читать в полной версии
Фото: Олег Яковлев / РБК

​Чистый убыток ОАО «Российские железные дороги» (РЖД), рассчитанный в соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учета (РСБУ), превысил по итогам 2014 года 44 млрд руб., следует из отчета компании. По итогам 2013 года РЖД получили чистую прибыль в размере 740 млн руб.

В РЖД пояснили, что главной причиной роста убытков компании стала девальвация рубля. «Часть кредитного портфеля общества выражена в иностранной валюте (доллары США, евро, швейцарские франки и фунты стерлингов). В результате значительного снижения курса рубля относительно данных валют в IV квартале 2014 года произошел рост финансовых затрат в рублевом эквиваленте и возникли убытки от курсовых разниц», — отмечается в пояснительной записке к отчету РЖД.

Совокупный негативный эффект от курсовых разниц по итогам 2014 года оценивается в материалах РЖД в 142,5 млрд руб.

Согласно ранее опубликованному финансовому отчету РЖД, подготовленному в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), за январь–июнь 2014 года (до начала резкого падения курса рубля) РЖД получили чистую прибыль в 26,423 млрд руб.

По данным на 31 декабря 2014 года, общий объем обязательств РЖД по долгосрочным кредитам и займам оценивался в 715,71 млрд руб. против 579,15 млрд руб. годом ранее, а общий объем обязательств по краткосрочным кредитам и займам — соответственно в 140,5 млрд руб. против 36,96 млрд руб. Крупнейшими кредиторами РЖД являются банки ВТБ, Сбербанк, Deutsche Bank и созданная для выпуска еврооблигаций компания RZD Capital Limited.

Прибыль РЖД от перевозок в 2014 году сократилась в годовом исчислении на 9,76% — с 43,631 млрд руб. до 39,372 млрд руб. В частности, на грузовых перевозках компания заработала 57,58 млрд руб., а на пассажирских перевозках в пригородном сообщении потеряла 2,238 млрд руб., что более чем вдвое больше, чем в 2013 году. При этом выручка от пригородных перевозок выросла за год почти в 15 раз — с 62 до 914 млн руб. В целом же выручка компании увеличилась лишь на 1,83% — с 1,376 трлн руб. до 1,401 трлн руб.

К крупным расходам привело исполнение РЖД обязательств в социальной сфере. В частности, на финансирование объектов социальной сферы согласно отчету было потрачено 14,144 млрд руб., на гарантии неработающим пенсионерам по коллективному договору — 4,194 млрд руб., иные расходы в связи с осуществлением социальной политики составили 8,519 млрд руб.

Доля отчислений на социальные нужды в общей сумме расходов по обычным видам деятельности РЖД в 2014 году осталась на прежнем уровне и составила 8,8%. При этом доля расходов на покупку топлива выросла с 6,8% до 7%, доля расходов на оплату электроэнергии — с 8,8% до 9,4%, а доля затрат на оплату труда работников сократилась с 32,9% до 32,1%.

В апреле 2014 года глава РЖД Владимир Якунин заявлял, что впервые в своей истории компания закончила квартал с убытком, потеряв по итогам января–марта 2014 года примерно 16 млрд руб. Позднее Якунин в своем письме к президенту РФ Владимиру Путину предупреждал, что уже в 2015 году РЖД могут получить убыток в 100 млрд руб.

В сентябре 2014 года Якунин предупредил премьер-министра Дмитрия Медведева о том, что в 2015 году объем пассажирских перевозок железнодорожным транспортом может быть сокращен примерно вдвое по сравнению с 2014 годом.

Pro
Мозг все равно вас обманет: Даниэль Канеман — о когнитивных искажениях
Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис
Pro
Китай резко снизил поставки техники в Россию. Что мешает справиться самим
Pro
Знаки деменции появляются за 15 лет до диагноза. Как не пропустить их
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Развод и деньги пополам. А как быть с криптовалютой
Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни
Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию