Бизнес, 03 фев 2015, 21:08

РЖД выйдут из числа совладельцев «Трансмашхолдинга»

РЖД продают 25-процентную долю в своем крупнейшем поставщике локомотивов и пассажирских вагонов – «Трансмашхолдинге». Монополия хочет выручить 13 млрд руб. за долю, которую сегодня иметь «неправильно с рыночной точки зрения», считает Владимир Якунин
Читать в полной версии
(Фото: РИА Новости)

«Российские железные дороги» хотят продать 25% голландской компании The Breakers Investments, единственного акционера «​Трансмашхолдинга». Такое решение принял совет директоров РЖД 2 февраля, заявил президент монополии Владимир Якунин. «На рынке появились другие производители подвижного состава, поэтому неправильно с рыночной точки зрения, что РЖД имеют миноритарную долю в одном из них», – объяснил РБК принятое решение Якунин.

Он оценивает долю РЖД в The Breakers Investments в 13 млрд руб., сообщил он агентству ТАСС. По словам Якунина, он уже получил официальное письмо от остальных акционеров голландской структуры, заинтересованных в покупке доли РЖД. Оставшиеся доли в ней принадлежат Искандеру Махмудову, Андрею Бокареву, их партнерам и французской Alstom (25%).​

В решении о продаже доли в ТМХ нет никакого конфликта с остальными акционерами, сказал РБК председатель совета директоров РЖД Кирилл Андросов. Монополия входила в этот актив, чтобы получить гарантированную поставку локомотивов, сейчас он сам работает стабильно, сказал Андросов. «По логике реформы РЖД мы выходим из всех конкурентных компаний: как из перевозчиков, так и из производителей. Компании сейчас необходим капитал из-за тяжелой экономической ситуации, чтобы финансировать свою программу капитальных вложений», – заявил Андросов. Он добавил, что РЖД неизбежно останутся крупным заказчиком ТМХ.

Представитель «​Трансмашхолдинга» отказался от комментариев, сказав, что отношения между акционерами не касаются бизнеса компании. Близкий к компании источник и собеседник, близкий к Якунину, не исключают, что Махмудов и Бокарев могут выкупить долю РЖД. От подробных комментариев он отказался. «Alstom приняла к сведению решение совета директоров РЖД. Как акционеры ТМХ, оставляем за собой право рассмотреть все возможности приобретения акций», – сказал РБК представитель французского концерна.

РЖД в условиях кризиса нужны деньги, поэтому руководство компании решило избавиться от актива, на который не оказывает большого влияния, объясняет близкий к монополии источник. Этот пакет был финансовым вложением, настало время его продать, утверждает он. Процедура продажи и переговоры с потенциальными покупателями займут несколько месяцев, никто не рассчитывает, что РЖД завтра получат всю сумму, добавляет источник. Это не внезапное решение, оно обсуждалось, в том числе с остальными акционерами ТМХ, с середины прошлого года. Это не означает, что ТМХ перестанет получать заказы РЖД, холдинг – слишком крупный производитель и монополист по некоторым видам продукции, говорит близкий к РЖД источник.

В 2007 году, когда монополия решила стать за 9 млрд руб. совладельцем молодого российского машиностроительного холдинга, собранного из вагонных и локомотивных заводов Андреем Бокаревым и Искандером Махмудовым, глава РЖД говорил совсем по-другому. РЖД получают компанию «с передовыми технологиями», собираются «локализовать производство в России и потом с большой выгодой ее продать», говорил Якунин (цитата по Интерфаксу). О том, что этот момент наступил, Якунин объявил в ноябре 2014 года, но уже в декабре говорил в интервью каналу «Вести-24», что «на таком рынке что-либо продавать маловыгодно».

«Трансмашхолдинг» в Москве

В декабре 2014 года «Трансмашхолдинг» (ТМХ) выиграл крупнейший в истории контракт на поставку 768 вагонов для Московского метрополитена и последующего их обслуживания сроком на 30 лет стоимостью 133 млрд руб. Ранее, весной 2014 года, ТМХ получила от московской мэрии заказ еще на 832 вагона. Этим конкурсом также интересовались и другие производители – консорциумы Уралвагонзавода и Bombardier, «Синары» и CAF, Siemens и «Русских машин». Но подать заявку решился только «Трансмашхолдинг», которому и достался гигантский контракт, входящий в десятку крупнейших государственных закупок прошлого года. Потенциальные претенденты были недовольны условиями конкурса, посчитав их адаптированными под ТМХ, и даже написали жалобу в ФАС. Этот лот в современных условиях точно надо было отдавать чисто российскому производителю, говорил в интервью РБК в середине января гендиректор Уралвагонзавода Олег Сиенко. Мытищинский завод «Трансмашхолдинга» оказался единственным российским предприятием, производящим вагоны метро на территории России, после того как несколько лет назад обанкротился петербургский «Вагонмаш».

Упала загрузка

С начала года заводы ТМХ сидят без заказов от своего основного партнера – РЖД. Так, у Тверского вагоностроительного завода пока подтвержден только заказ на 25 пассажирских вагонов для Федеральной пассажирской компании, то есть всего 2% от его мощности, рассказал РБК близкий к заводу источник. На прошлой неделе ТМХ объявил о приостановке работы Новочеркасского электровозостроительного завода с 1 февраля из-за отсутствия подтвержденного заказа РЖД на этот год. Его сотрудники отправлены в простой. ТМХ вообще может существенно сократить количество людей, уволив в этом году несколько тысяч сотрудников, говорит близкий к компании источник. Представители ТМХ и РЖД это не комментируют.

У РЖД нет денег на инвестиционную программу, поскольку Министерство финансов задерживает выкуп инфраструктурных облигаций на 100 млрд руб., из которых монополия и должна расплачиваться с поставщиками, объяснили РБК два источника, близких к обеим сторонам. По словам близкого к РЖД источника, монополия рассчитывает подтвердить заказы поставщикам с 1 апреля.

Выехали на локомотивах

Собирать активы для «Трансмашхолдинга» совладельцы Уральской горно-металлургической компании Искандер Махмудов и его партнер Андрей Бокарев начали в 2002 году, скупая вагоностроительные и локомотивные заводы. Сейчас в составе холдинга 17 предприятий. Они производят электровозы, тепловозы, пассажирские вагоны и подвижной состав для метрополитена. В 2007 году совладельцем холдинга стали РЖД и французская Alstom, выкупившие пакеты акций по 25% каждая. Еще одним миноритарием The Breakers Investments был Максим Ликсутов. Он продал свою 8-процентную долю Махмудову, Бокареву и менеджерам компании в 2012 году, став вице-мэром Москвы, отвечающим за развитие транспортного комплекса.

ТМХ – самый крупный поставщик подвижного состава для РЖД и ее пассажирских «дочек». В частности, у холдинга есть контракт с монополией на поставку 1008 тепловозов и электровозов на 2015–2017 годы. Только за прошлый год железные дороги купили у «Трансмашхолдинга» 660 локомотивов на 76,5 млрд руб. По данным Forbes, около 70% продукции «​Трансмашхолдинг» поставляет РЖД, на $2–3 млрд в год. Всего же с 2008 по 2012 год «​Трансмашхолдинг» освоил 370 млрд руб. средств бюджета и госмонополий (включая метрополитены), писал журнал.

В рейтинге Forbes за 2014 год Махмудов занимает 23-е место, его состояние оценивается в $6,1 млрд, состояние Бокарева (65-е место) – в $1,5 млрд.

В конце ноября Бокарев побывал на встрече с президентом Владимиром Путиным, на которой признал, что у его холдинга «есть проблемы с текущим финансированием». «И вагоны метро, и электропоезда для пригородного сообщения связаны с тарифной политикой, а поскольку (ее) направление у всех этих субъектов связано с сохранением стоимости билетов, то понятно, что уровень финансирования, который мы сегодня должны получать, имеет определенное ограничение в процентной ставке», – говорил Бокарев Путину (цитата по kremlin.ru). Совладелец холдинга попросил президента о выделении субсидий на компенсацию части процентной ставки по кредитам. 

«Трансмашхолдинг» в цифрах

1102 секции электровозов и тепловозов реализовал «Трансмашхолдинг» в 2013 году, установив рекордный показатель

194 единицы составили поставки маневровых тепловозов, увеличившись  на 90% по сравнению с 2012 годом

283 секции магистральных грузовых тепловозов произвел ТМХ в 2013 году, на 66% больше, чем в 2012-м

На 13%, до 549 штук, 
увеличилась реализация вагонов метро в 2013 году по сравнению 
с предыдущим годом

Источник: годовой отчет ТМХ за 2013 год

Уголь и «Аэроэкспресс»

Помимо ТМХ, Искандер Махмудов является контролирующим акционером УГМК, объединяющей около 50 предприятий в горнодобывающей отрасли и цветной металлургии. В 2012 году консолидированная выручка УГМК (без учета угольных активов) по МСФО составила 195,4 млрд руб., увеличившись на 5,4% по сравнению с 2011 годом, чистая прибыль – 32,8 млрд руб. (+52,6%; более актуальных данных финансовой деятельности компания не раскрывает). Крупным акционером УГМК является давний партнер Махмудова Андрей Козицын. Среди акционеров компании также назывались Игорь Кудряшкин и Эдуард Чухлебов.

УГМК, в свою очередь, контролирует одну из крупнейших российских угольных компаний «Кузбассразрезуголь», совладельцем которой назывался Андрей Бокарев. В 2013 году компания добыла 43,9 млн т угля, выручка в 2013 году, по данным СПАРК, составила 52,3 млрд руб., чистый убыток – 1,7 млрд руб.

Махмудов и Бокарев совместно владеют 13% транспортной ООО «Трансойл» и являются собственниками ООО «Московская пассажирская компания». Махмудову также принадлежит  17,5 % ООО «Аэроэкспресс» (выручка в 2013 году, по данным СПАРК, – 5,3 млрд руб., чистая прибыль – 634,8 млн руб.).

Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию
Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством
Pro
Бутерброды вместо фуа-гра: как рестораны выживают в новых условиях
Pro
Нашли нового CEO. Что делать, чтобы он не сбежал через месяц
Pro
Как найти подход к «плохому» руководителю: советы тем, кто не может уйти
Pro
Чучхе по-китайски. КНР начала перезагрузку экономики ради победы над США
Pro
Почему жаворонки чаще преуспевают в бизнесе
Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы