Бизнес, 05 фев 2015, 22:18

Дворкович предложил пригородным перевозчикам налоговые льготы

Вице-премьер Аркадий Дворкович обсудил с представителями РЖД вопросы дополнительной поддержки пригородного сообщения. Сами перевозчики не дожидаясь решений, еще днем начали запускать отмененные электрички
Читать в полной версии
Фото: ТАСС

В четверг вице-премьер Дворкович провел совещание с участием представителей РЖД и профильных министерств. «Аркадий Дворкович провел совещание с участием представителей РЖД и отраслевых министерств и ведомств по финансовому обеспечению пригородного сообщения. Участники обсудили возвращение коэффициента 0,01 к инфраструктуре вместо 0,25, нулевую ставку НДС, а также иную возможную дополнительную поддержку», – сообщила журналистам помощник вице-премьера Алия Самигуллина (цитата по ТАСС).

В качест​ве оперативной меры можно снизить НДС на пригородные перевозки с 18% до 10%, предложил на совещании в среду вице-премьер Аркадий Дворкович. Это поможет дополнительно высвободить примерно 4 млрд руб., говорит человек, знакомый с деталями предложений, обсуждаемых в правительстве. Не исключено, что будет принято еще более радикальное решение об обнулении НДС, тогда сумма вырастет до 6–8 млрд руб., говорит он. Консультации со всеми ведомствами идут в постоянном режиме, решение чиновники должны найти в течение ближайших дней.

Накануне Владимир Путин на совещании с членами правительства резко раскритиковал бездействие чиновников, допустивших массовые отмены электричек. «Перестали ходить электрички в регионы, вы что, с ума сошли?» – обратился к министрам президент. Пригородное движение нужно восстановить не дожидаясь формальных решений, резюмировал Путин.

На закрытой части совещания тема отмененных электричек продолжилась, Путин в резких выражениях требовал немедленно разобраться с этой проблемой, рассказал РБК один из его участников. Больше всего критики, по его словам, досталось вице-премьеру Аркадию Дворковичу и советнику президента Игорю Левитину, которые курируют транспортную инфраструктуру.

Наказ был исполнен. Регионы в четверг начали рапортовать о восстановлении пригородного железнодорожного сообщения. Правительство Псковской области получило телеграмму Северо-Западной пригородной пассажирской компании, сообщающую, что электрички пойдут с 6 февраля, рассказал РБК заместитель областного губернатора Александр Кузнецов. Условия возобновления движения «дочка» РЖД не сообщила, добавил он.

В Нижегородской области в ближайшие дни пригородное сообщение полностью восстановится, сообщил ТАСС представитель Горьковской железной дороги. Возвращает 15 электричек Пермская пригородная компания, сообщил Интерфаксу директор компании Александр Кацур. С 6 февраля пойдут поезда в Вологодской области, полностью оставшейся без электричек после нового года, сообщил представитель Северной пригородной компании

Всего в четверг было запущено около 40 электричек, сообщили в РЖД. Всего пригородные «дочки» монополий планируют вернуть в расписание около 300 пригородных поездов.

Это почти все электрички, отмененные с начала года из-за разногласий с региональными властями, сказал РБК представитель РЖД. Они пойдут в течение недели, обещает он. Условия, на которых возобновляется движение, он не называет. Компания исходит из решений правительства, которые будут приняты по этому вопросу, говорит представитель РЖД.

Долой убытки

Реформа РЖД, в результате которой пригородным сообщением занялись «дочки» компании, началась в 2002 году. Тогда оставшееся с советских времен Министерство путей сообщения преобразовалось в государственную компанию – акционерное общество «Российские железные дороги».

Пригородные перевозки всегда приносили убытки, вопрос был в том, как распределить их, снять с баланса РЖД, рассказывает бывший высокопоставленный сотрудник монополии, сейчас – топ-менеджер госкорпорации. Поэтому решили создать пригородные компании вместе с региональными администрациями, рассказывает он. По замыслу авторов реформы, электрички приравнивались к общественному транспорту: РЖД и регионы брали на себя субсидирование тарифов, избавляя грузоперевозчиков от необходимости оплачивать убыточные  перевозки,  вспоминает бывший топ-менеджер монополии.

Но реформа затянулась. Как говорится в отчете Счетной палаты, опубликованном в среду, создание пригородных пассажирских компаний опоздало относительно изначально заявленных планов на семь лет – они заработали ​​только в 2012 году. При этом РЖД вместе с региональными властями так и не разработали «эффективные меры по сокращению убыточности пассажирских перевозок в пригородных сообщениях».

Электрички в аренде

Как установила Счетная палата, пригородные пассажирские компании работают без основных активов – подвижного состава и депо. Они остались на балансе самих РЖД, которые сдают их в аренду дочерним структурам. 80% расходов последних как раз приходится на оплату аренды электричек, их техническое обслуживание и сублизинговые платежи. В результате, пишет Счетная палата, за 2013 год 19 из 25 пригородных компаний были убыточны, их суммарный убыток составил 6,5 млрд руб.

Таким обоснованием затрат были недовольны губернаторы, у которых в кризис стали падать доходы бюджетов. В конце 2014 года глава Вологодской области Олег Кувшинников опубликовал в интернете видеообращение к жителям региона, в котором заявил, что область не готова «компенсировать неэффективные затраты «дочки» РЖД. […] Это непрозрачные для нас цифры, мы эти цифры не признаем». Кувшинников отметил, что концепция пригородного транспортного обслуживания РЖД «противоречит интересам и регионов, и населения». Ему вторили другие губернаторы.

Из-за того что регионы сокращали компенсации, в 2012–2014 годах пригородные компании отменили 894 электрички, подсчитала Счетная палата. В этом году по этой же причине с маршрутов ушло еще около 300 поездов, свидетельствуют данные РЖД.

Доля регионов

Действительно, электрички убыточны, признает представитель РЖД, хотя в 2014 году количество прибыльных пригородных компаний выросло до 11. В убытках виноваты региональные власти, которые проявили «нежелание развивать гармоничную транспортную систему», говорится в сообщении РЖД. Монополия неоднократно обращалась к властям областей, которые являются совладельцами пригородных компаний, с предложением увеличить их уставный капитал. РЖД могли внести в него электрички и депо, а регионы – деньги, чтобы сохранить доли. Но у субъектов Федерации нет средств на такие сделки, сообщила монополия. Кроме того, передача активов в региональные компании рискованна, подчеркивают в компании: при ограничении объемов перевозок из-за нехватки средств регионы будут вынуждены принимать необратимые решения о ликвидации у ППК подвижного состава. Имущество железных дорог на балансе у нескольких компаний, в частности, в Омске и Вологде.

За прошлый год регионы должны были компенсировать пригородными компаниям около 15 млрд руб, выделили на это только 8,7 млрд руб., приводят данные РЖД. В этом году разрыв увеличился. Из 24 млрд руб. компенсаций области и края готовы заплатить только 7,9 млрд руб.

 

Pro
Начать играть на бирже можно даже имея 10 тыс. рублей — советы начинающим
Pro
Старение из-за постоянного воспаления: как избежать проблемы
Pro
Счет заблокирован из-за подозрительной сделки на криптобирже. Что делать
Pro
Все в долгах: почему растет бюджетный дефицит в развитых странах
Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис
Pro
Согласовать с властями. Как купить компанию или долю в ней в Белоруссии
Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов
Pro
Как найти подход к «плохому» руководителю: советы тем, кто не может уйти