Бизнес, 08 сен 2015, 18:59

Судостроители выступили против монополии «Роснефти» на шельфовые суда

ОСК включилась в борьбу с принадлежащей «Роснефти» судоверфью «Звезда» за право получать заказы от энергетических компаний. Глава ОСК потребовал не стирать компанию «с глобуса российского гражданского судостроения»
Читать в полной версии
(Фото: ТАСС)

​О том, что ОСК призывает чиновников не монополизировать будущие заказы в руках строящейся на Дальнем Востоке верфи «Звезда», контролируемой «Роснефтью», заявил сегодня на заседании Морской коллегии при правительстве президент корпорации Алексей Рахманов. «Несправедливо, что дискуссия проходит так, что складывается ощущение, что ОСК стерта с глобуса российского гражданского судостроения», — негодовал Рахманов, обращаясь в первую очередь к вице-премьеру Дмитрию Рогозину, председателю коллегии. Заказы нужно размещать с учетом интересов всех компаний на рынке, заводы ОСК тоже могут участвовать в масштабной судостроительной программе для освоения шельфовых месторождений нефти и газа, возмущался Рахманов.

Выслушав Рахманова, Рогозин попросил его подготовить предложения по участию ОСК в программе освоения шельфа. До выступления Рахманова вице-премьер говорил именно о «формировании единого консолидированного заказа на создание морской техники и судов», который предполагается размещать «прежде всего на заводе «Звезда».

О том, что российские энергетические компании должны будут размещать заказы на новой «Звезде», Владимир Путин заявлял еще в 2013 году. В ноябре прошлого года президент дал поручения профильным ведомствам «принять меры» по загрузке «Звезды» потенциальными заказами. Но только на прошлой неделе в ходе совещания на площадке «Звезды» с участием помощника президента Андрея Белоусова было решено, что нефтегазовые компании должны заключить с «Роснефтью» соглашение, взяв на себя обязательство загрузить верфь заказами, писали «Ведомости» в начале сентября.

По данным Министерства промышленности и торговли, только два крупнейших заказчика — «Газпром» и сама «Роснефть» — потенциально могут разместить на «Звезде» заказы на строительство 153 буровых платформ, судов снабжения и танкеров на общую сумму около 4 трлн руб. до 2030 года. Среди потенциальных заказчиков также может быть ЛУКОЙЛ, которому могут понадобиться примерно 46 судов на 200 млрд руб., а также другие компании сектора с потенциальными потребностями в 15 судов на 40 млрд руб., оценивает заместитель министра Андрей Дутов.

Как строится «Звезда»

Строительство новой верфи «Звезда» «Роснефть» ведет с конца 2009 года. По плану оно должно полностью завершиться в 2024 году, но сроки завершения постоянно сдвигались из-за трудностей с финансированием. Общая стоимость строительства — более 145 млрд руб. (20,6 млрд руб. на него уже потрачено). «Роснефть», которая в консорциуме с Газпромбанком контролирует 75% проекта (блокпакет принадлежит ОСК), в прошлом году обращалась в правительство с просьбой выделить 89 млрд руб. на верфь из Фонда национального благосостояния, но безуспешно. На прошлой неделе во время Восточного экономического форума Владимир Путин согласовал выделение 60 млрд руб. на проект из средств «Роснефтегаза». «Звезда» будет выпускать танкеры водоизмещением до 350 тыс. т, газовозы — до 250 тыс. куб. м, суда ледового класса, специальные суда спусковым весом до 29 тыс. т, элементы морских платформ и другие виды морской техники.

Дозагрузка предприятия​​

В ОСК входит 45 заводов, около 80% всех мощностей российского судостроения. Несмотря на то что в проекте «Звезды» корпорация владеет блокпакетом, стройку полностью ведет «Роснефть».

В общем объеме заказов ОСК гражданские составляют 15–20%, говорит представитель ОСК. По данным самой корпорации, ее выручка в 2014 году составила 281 млрд руб., прибыль — 11,7 млрд руб.

ОСК, заводы которой предназначены в основном для выполнения военных заказов, зарабатывает на них до 90% прибыли, говорит чиновник профильного ведомства. Но гражданская продукция дает возможность дозагружать предприятия, сохранять оборудование в работоспособном состоянии и не сокращать людей в периоды затишья на рынке оборонзаказа, объясняет он. Корпорация могла бы строить танкеры, суда-снабженцы и другие виды техники, рассказывает чиновник. Их могли бы строить калининградский «Янтарь» или петербургская «Северная верфь», где ОСК начинает в 2016 году строительство сухого дока. Потенциально ОСК могла бы претендовать не менее чем на четверть будущей шельфовой программы, оценивают чиновник профильного ведомства и близкий к корпорации источник.

Представитель «Роснефти» отказался от комментариев.

Pro
Секрет Гейтса и Далио: как медитации помогают прокачать лидерство
Pro
Будьте иллюминатором: как строить крепкие эмоциональные связи
Pro
Как с помощью ИИ мы вдвое увеличили выручку: примеры скриптов для сейлзов
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
Как таможня арестует груз, несмотря на запреты суда на взыскание недоимки
Pro
Богатые россияне выбирают личные фонды и закрытые ПИФы. Что меняется
Pro
Боссы больше не нужны: как руководителю не остаться без работы