Бизнес, 09 дек 2014, 22:42

Инвесткомпанию А1 возглавил Александр Винокуров

Президентом инвестиционного подразделения «Альфа-Групп» – компании А1 – стал бывший президент группы «Сумма» Александр Винокуров, сообщила вчера А1. Он сменил на этом посту Михаила Хабарова, ушедшего в отставку после четырех лет работы.
Читать в полной версии
(Фото: Коммерсантъ)

«За те четыре года, которые он руководил компанией, А1 с успехом завершила ранее начатые и запустила новые проекты», – передал вчера через пресс-службу совладелец и председатель наблюдательного совета «Альфа-Групп» Михаил Фридман. «В нынешних экономических условиях для А1 открываются уникальные возможности. Я благодарен акционерам «Альфа-Групп» за предоставленную возможность возглавить команду А1 на новом этапе развития», – приводятся в пресс-релизе А1 слова Винокурова.

Транспортник-финансист

Александр Винокуров последние три года возглавлял группу «Сумма» Зиявудина Магомедова. Топ-менеджер получил образование в Кембридже, работал в Лондоне в офисе Morgan Stanley, а в 2010 году пришел в фонд прямых инвестиций TPG Capital на должность вице-президента российского офиса.

Он провел блестящие сделки для Магомедова, например по покупке Fesco, говорит бывший коллега Винокурова по «Сумме». Компания приобрела 71% Fesco у группы «Промышленные инвесторы» Сергея Генералова в 2012 году. В условиях, когда российские банки отказывались финансировать такую крупную сделку, Винокуров придумал, как записать долг на саму компанию, а потом еще и рефинансировал его, говорит знакомый топ-менеджера. «Сумме» действительно удалось рефинансировать долг в $400 млн, взятый на покупку Fesco, за счет самой Fesco, которая в мае прошлого года разместила еврооблигации на $875 млн.

У Винокурова сейчас, помимо работы в А1, есть и свои собственные проекты – например, он вместе со своим отцом, Семеном Винокуровым, владеет компанией «Генфа» (специализируется на дистрибуции и производстве лекарств). Осенью стало известно, что эта компания создает совместное предприятие с «Ростехом», которое должно выпускать лекарства, заменяющие дорогие зарубежные медпрепараты. Инвестиции в СП составят $100 млн, сообщал «Ростех» осенью. «Винокуров хорошо известен в истеблишменте, кроме того, он женат на дочери министра иностранных дел Сергея Лаврова – Екатерине», – замечает знакомый топ-менеджера.

В А1, которая славится своим бизнесом «специальных ситуаций», специализируясь на покупке, очистке и перепродаже «проблемных» активов, Винокуров сможет в полной мере проявить себя как стратег, считает знакомый Винокурова по «Сумме». Он не исключает, что топ-менеджер может быть полезен для А1 в покупке индустриальных и транспортных активов. «Железнодорожная отрасль сейчас как никогда нуждается в инвестициях, в то же время это очень перспективно – именно на железную дорогу приходится до 85% всего грузооборота», – говорит топ-менеджер крупной логистической транспортной компании.

Однако информацию о том, что инвесткомпания планирует приобретать промышленные и транспортные активы, категорически опровергает топ-менеджер А1. С ним соглашается теперь уже и бывший глава инвесткомпании Михаил Хабаров. «За прошедшие четыре года рынок РТС упал на 60%», – говорит он. «И прогнозы на рынок неблагоприятные. В таких условиях, я думаю, любых крупных инвестиций в ближайший год-полтора ждать не стоит», – сказал Хабаров РБК.

Представитель А1 не стал комментировать новую стратегию группы, которая появится с новым назначением Винокурова. «Президент обязательно представит нам свое видение стратегии компании, как только вступит в должность в полной мере»,– отметил он. При этом топ-менеджер А1, который работал с Хабаровым, говорит, что не знает о какой-либо смене стратегии инвесткомпании и назначение Винокурова стало для него неожиданностью.

На новый проект

Хабаров хотел уходить еще в марте, но по согласованию сторон продолжал работу. Сейчас, по-видимому, новый работодатель «вызвал» топ-менеджера на новый проект, говорит источник РБК в А1. Сам Хабаров не комментирует информацию о новом месте работы, отмечая лишь, что «о новом проекте станет известно в первом квартале будущего года». Кроме того, по словам экс-главы А1, решение о его уходе было принято по «обоюдному согласию с акционерами», с которыми остались «самые теплые отношения».

Первое, что сделал Хабаров, став руководителем А1 в 2010 году, – решил закрыть убыточный лоукостер «Авианова», писали «Ведомости» в 2012 году. «У меня есть своя команда аудиторов. В декабре я вызываю этот спецдесант и говорю: сегодня вечером вы выгружаетесь в «Авианове», через два дня я хочу знать, что там происходит, – рассказывал Хабаров газете. – Через два дня они приходят и говорят: отчетность системно не готовится, а местами скрывается, убытки по году будут на $20 млн больше запланированных. Capital call в январе. Если мы не внесем деньги, компания встанет».

При Хабарове компания завершила проект ADA (фонд Alfa Distressed Assets. Брал кредиты в Alfa Banking Group, выкупал залоговые активы, продавал их и рассчитывался по кредитам) и начала возвращаться в бизнес специальных ситуаций, как и хотели бы акционеры компании. А еще президент А1 говорит, что помимо этого перед компанией по-прежнему стоит задача создать для консорциума «Альфа-Групп» нечто, по размеру напоминающее «ВымпелКом» или Х5. Критерии такие: рынок должен исчисляться миллиардами долларов, а игрок должен быть если не первым на рынке, то хотя бы вторым или третьим. Пока в активе А1 таких нет».

Хабаров расставил приоритеты, А1 стала хвататься не за все подряд, появились критерии по отбору проектов, рассказывает РБК близкий к А1 источник. «При этом в компании осталась агрессивность, креативность и победительский дух. Он сумел достичь баланса», – говорит он. В частности, Хабаров из сети второстепенных кинотеатров «Кронверк Синема» смог сделать одного из лидеров рынка, приводит пример близкий к А1 источник. Хорошо себя чувствует и «Корпорация «Сплав», добавляет он.

В 2012 году А1 объявила о покупке 60% ЗАО «Корпорации «Сплав» из Великого Новгорода, производителя трубопроводной арматуры для атомной и нефтегазохимической отраслей. В А1 тогда говорили, что предприятия корпорации «Сплав» в последние годы находились под контролем криминальных структур.

«Альфа-Групп» Инвестиционная компания, из которой, в частности, выделился Альфа-банк, была создана в 1989 году. Она занималась консолидацией только что приватизированных активов и была замечена в корпоративных конфликтах с середины 90-х годов. Так, компания участвовала в спорах вокруг Ачинского глиноземного комбината, Красноярского алюминиевого завода, Таганрогского металлургического комбината. В середине 2000-х компания стала миноритарием «МегаФона». Четыре года бермудский фонд IPOC пытался в судах оспорить право «Альфа-Групп» на 25,1% оператора. Акции достались «Альфе». Сейчас компания контролирует, в частности, сеть кинотеатров «Кронверк Синема» и автодилера «Независимость». 

Pro
Согласовать с властями. Как купить компанию или долю в ней в Белоруссии
Pro
10 компаний с перспективами роста во втором кварталe — выбор Bloomberg
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Выборы в Индии могут ударить по ценам на золото. Что будет с рынком
Pro
Как с помощью нейросетей создают новую музыку и пишут песни
Pro
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой
Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
«Блеск люкса тускнеет». Почему кризис повлиял на сегмент роскоши