Падение экономики, 10 апр 2015, 16:16

Российские авиакомпании за год уволили более 300 пилотов

Несмотря на официальные опровержения, авиакомпании сокращают пилотов: за прошлый год они уволили более 300 человек. Средние перевозчики режут штаты, крупные не нанимают новичков на место тех, кто вышел на пенсию
Читать в полной версии
Фото: ТАСС

​Летного полку убыло

За последний год остались без работы более ста командиров воздушных судов и более 200 пилотов, приводит данные президент Профсоюза летного состава (ПЛС) России, пилот компании «Аэрофлот» Мирослав Бойчук. «Это только готовые пилоты, которые оказались безработными, не списанные на пенсию, а именно уволенные из российских авиакомпаний, — поясняет он. — Среди них есть командиры Boeing 737, Airbus 320, даже Boeing 777».

Авиакомпании в связи с кризисом столкнулись со снижением спроса на пассажирские перевозки, выходом в этой ситуации для них стало сокращение количества самолетов, а вместе с ними приходится расставаться и с частью персонала, объясняет руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Самые большие сокращения, по данным ПЛС, прошли в компаниях UTair, Nordwind, «Ямал» и «Якутия».

Самая крупная из перечисленных — UTair — уволила с​ августа 2014-го по март 2015 года около 300 пилотов, почти каждого третьего. Представитель профсоюза UTair сообщил, что сокращения есть, но цифры назвать отказался. Правда, на этом оптимизация численности сотрудников компании должна завершиться, считает Бойчук. 2 апреля компания уже объявила промежуточные итоги оптимизации, начавшейся летом 2014 года, в рамках которой, в частности, из авиапарка UTair было выведено 44 из 115 самолетов. Оптимизация является условием предоставления государственных гарантий по кредитам авиакомпании. В конце 2014 года она объявила о долге в размере 167 млрд руб. и начала переговоры о реструктуризации с кредиторами и держателями ее облигаций.

Потери по бортпроводникам за период с марта прошлого года по март нынешнего составили около 3 тыс. человек, делится данными Бойчук, их численность уменьшилась с 25 тыс. до 22 тыс. с небольшим. «По инженерно-техническому составу потери тоже большие — было 12 тысяч, осталось 10 тысяч человек», — говорит он.

Авиаперевозки и кризис

10% офисных работников (примерно 150 человек) сократит «Аэрофлот» в 2015 году в рамках программы 
оптимизации персонала

От 71 международного маршрута отказываются российские авиакомпании. Больше всего отказов от «Трансаэро» и UTair — по 19 направлений

На 35% выросла цена на авиакеросин для Московского авиаузла с 25 февраля по 2 апреля

В 30 млрд руб. российские авиакомпании оценили свои убытки из-за санкций и падения курса рубля в 2014 году

167,9 
млрд руб. составляла общая задолженность авиакомпании UTair на 16 декабря 2014 года. В конце ноября UTair не смогла рассчитаться по своим обязательствам по рублевым облигациям

На 8% 
(с 18 до 10%) снижен НДС по внутренним российским авиаперевозкам до 2018 года. Нулевая ставка для авиасообщения с Крымом и Севастополем сохраняется

До 250 
млрд руб. могут увеличиться в 2015 году расходы компаний на лизинг самолетов. В 2014 году они составили 150 млрд руб.

На 33 самолета сократила свой авиапарк компания UTair, вернув часть лайнеров лизингодателям. Оптимизация парка позволяет сэкономить более $100 млн в год.

93,18 
млн человек перевезли российские авиакомпании в 2014 году. Это на 10,2% больше, чем в 2013-м.

Источники: Росавиация, АТОР, АЭВТ, СпбМТСб, аэропорт Домодедово, «Аэрофлот», расчеты РБК

Модель «Аэрофлота»

Сокращения ждут крупнейшего игрока на рынке — группу «Аэрофлот». По словам представителя перевозчика, речь идет о 10% непроизводственного персонала, или офисных сотрудниках. Исключением является одна из дочерних компаний — «Оренбургские авиалинии», специализирующиеся на чартерных перевозках. Здесь, по словам представителя «Аэрофлота», оптимизация «коснулась летного персонала», но «всем пилотам и бортпроводникам было предложено перейти в авиакомпании группы и сам «Аэрофлот».

«В «Оренбургских авиалиниях» освободились около 80 человек, но есть договоренность, что мы этих людей устраиваем в другие компании группы «Аэрофлот», — подтверждает Бойчук. — Например, «Победа» [новый российский лоукостер, другая дочерняя компания «Аэрофлота»] растет как на дрожжах». Гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев 1 апреля на встрече с президентом Владимиром Путиным сообщил, что с 1 декабря лоукостер уже перевез более 400 тыс. пассажиров и что он надеется на увеличение этой цифры к концу года до 3 млн. «Тогда «Победа» войдет в первую десятку авиакомпаний и за счет этого роста мы сможем устроить высвобождающихся пилотов из других компаний», — оптимистично настроен Бойчук.

Группа «Аэрофлот» в целом и компания «Аэрофлот» в частности наращивают объемы пассажирских перевозок, отмечает Пантелеев. «Модель стыковочных перевозок более устойчива в условиях кризиса, — объясняет он. — В то время, когда прямые перелеты из российских регионов в Европу становятся убыточными, потому что не хватает загрузки, те немногие пассажиры, которым все-таки нужно летать за рубеж, практически безальтернативно пользуются маршрутами со стыковкой в Москве. Если раньше кто-то, например, летал из Екатеринбурга или Самары в Европу, то теперь он дважды становится клиентом «Аэрофлота» — сначала из своего города летит в Москву на «Аэрофлоте», а потом из Москвы самолетом этой же компании в европейский город». В «Трансаэро» значительный сегмент бизнеса был связан с популярными туристическими направлениями, которые заметнее других потеряли пассажиров в кризис.

Что с билетами

Убытки на 30 миллиардов

В феврале российские авиакомпании предупредили, что из-за кризиса могут повысить цены на авиаперевозки. В письме вице-премьеру Аркадию Дворковичу Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта также сообщала, что отечественные авиакомпании оценили убытки из-за санкций и падения курса рубля в конце 2014 года в 30 млрд руб.

Внутренние растут

По данным онлайн-тревел агентства Biletix, сегмент продаж билетов на международные рейсы сокращается, при этом на внутренние перевозки зафиксирован рост. В первом квартале 2015 года на внутренние авиарейсы пришлось 60,9% всех продаж, на международные — 39,1%. В аналогичный период прошлого года этот показатель был на уровне 57,4 и 42,6% соответственно.

Дешевых меньше

Самыми популярными остаются билеты стоимостью до 10 тыс. руб. в одну стор​ону, но их доля в общем числе продаж снизилась: год назад на них приходилось 73,5% всех проданных билетов, в марте 2015 года — 60,5%. В остальных ценовых сегментах наблюдается рост. В пресс-службе Biletix отметили, что число продаж авиабилетов стоимостью от 10 до 20 тыс. руб. увеличилось с 21,2 до 31,2%, от 20 тыс. до 30 тыс. руб. — с 3,6 до 6,1%, от 30 тыс. руб. — с 1,7 до 2,2%.

Естественная убыль

Представители «Трансаэро» и S7 Airlines ответили РБК, что не планируют сокращать сотрудников. «Программа оптимизации и повышения эффективности бизнеса, реализуемая «Трансаэро» с учетом рекомендаций, разработанных для нее международной консалтинговой компанией McKinsey, не включает такую меру, как сокращение персонала», — пояснили в пресс-службе перевозчика. В отделе набора и адаптации персонала «Трансаэро» рассказали, что сейчас открыты четыре вакансии — дизайнера-верстальщика, агента по бронированию авиабилетов, оператора call-центра и бухгалтера складского учета, все офисные работники.

Однако отказ от сокращений не исключает уменьшения общей численности сотрудников. По словам одного из пилотов S7, в компании в этом и в прошлом году действительно не уволили ни одного летчика, кроме того, до конца года сокращения не планируются, но наблюдается «естественная убыль». «Большинство из тех, кто по состоянию здоровья подходят, то есть кому уже 55–60 лет, уходят, — говорит он. — И получается естественная убыль состава без всяких сокращений». По его словам, в одном только новосибирском хабе [аэропорт Толмачево] в 2014 году по состоянию здоровья «списано» пять командиров.

«Аэрофлот», по информации Бойчука, для оптимизации своего офисного персонала тоже будет использовать этот «наиболее гуманный метод». «Я разговаривал с людьми, которые контролируют этот процесс, — говорит он. — Они стараются сделать его как можно менее болезненным: освобождать людей от работы не будут, но если, например, человек выходит на пенсию, то на его место пока нанимать никого не будут. Это наименее болезненный способ». По его информации, таким образом «Аэрофлот» уменьшит количество своих офисн​ых сотрудников примерно на 150 человек.

Потерянное время налета

Пилотов в самых крупных российских компаниях пока не сокращают, но у них уменьшаются часы налеты и соответственно зарплата, рассказывает помощник по связям с общественностью президента Шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Ободков. «Вследствие изменения курса доллара и падения зарубежных перевозок «Аэрофлот» зимой, например, отменил много чартерных рейсов в Таиланд, — говорит он. — Из-за уменьшения часов налета зарплаты у летчиков сократились примерно на 10–15%, до 300–350 тысяч рублей».

Бойчук утверждает, что зарплаты пилотов в «Аэрофлоте» сократились только в валюте, в рублях же все осталось по-прежнему. Правда, в «Трансаэро» зарплаты сокращаются и в рублевом выражении, говорит он. В самом «Трансаэро» на вопрос о зарплатах не ответили. В S7 тоже ничего не сказали по этому поводу, объяснив, что оценивать увеличение или уменьшение зарплаты в компании все равно что считать «среднюю температуру по больнице».

«Надо отдать должное нашим удивительным русским пилотам, — резюмирует Бойчук. — Тех, кто готов перейти в зарубежные компании, единицы. Остальные готовы терпеть, главное, чтобы предприятия не рухнули».​​

Pro
Как руководитель подталкивает сотрудников к увольнению — 7 ошибок
Pro
«Колонизировать» Белый дом: что Илон Маск получит от президентства Трампа
Pro
Российский только шильдик: почему мы закупаем роботов за рубежом
Pro
Команда любит жесткую руку: главные менеджерские приемы Алекса Фергюсона
Pro
Как снизить налоговую нагрузку и авансовый НДС при импорте из Китая: кейс
Pro
Как убедить руководство оплатить ваше обучение: пошаговый план
Pro
Чат-бот в каждый дом: зачем бигтехам масштабная ИИ-революция
Pro
Клиенты в бешенстве, водители бегут: как решать проблемы с логистикой