Бизнес, 13 янв 2015, 12:03

Марк Курцер – РБК: «Революция – это персонифицированная медицина»

Медицина сыграла огромную роль в увеличении срока человеческой жизни и тут же столкнулась с новыми вызовами, которые долгая жизнь создает, – от необходимости развития геронтологии до постоянно растущего возраста, в котором женщины рожают детей. О перспективах и проблемах медицины журналу «РБК» рассказал Марк Курцер, председатель совета директоров и основной владелец MD Medical Group («Мать и дитя»), сети частных медицинских клиник, капитализация которой на Лондонской бирже составляет около $600 млн
Читать в полной версии
(Фото: Артем Голощапов для РБК)

Опубликовано в журнале РБК №12-1 за 2014 год

– Какое изменение будет главным в медицине в ближайшие 10 лет?

– Главное, что повлияет на медицину, – увеличение продолжительности жизни. Но оно же приведет к новым проблемам, с которыми мы будем сталкиваться. С увеличением продолжительности жизни возрастет и количество онкологических заболеваний, каждый человек сможет дожить до своего рака, как говорил академик РАН Владимир Петрович Скулачев из Санкт-Петербурга. Это связано с тем, что с возрастом повышается вероятность появления атипичных клеток, так как клетки иммунной системы, ответственные за уничтожение опухолевых клеток, перестают работать должным образом. Следовательно, большие перспективы развития у диагностики, малоинвазивных технологий лечения онкологических заболеваний, позволяющих сохранять функции пораженных органов, и локальной химио- и лучевой терапии с минимальной агрессивностью.

Второй вектор развития медицины, который также связан с увеличением продолжительности жизни, – проблема истощения ресурса работы органов. Возникнет необходимость продления «срока службы» почек, печени и т.д. Это приведет к увеличению потребности в трансплантологии. Наконец, увеличится распространенность болезни Альцгеймера, поскольку вероятность атрофии коры головного мозга тоже растет с возрастом.

Помимо увеличения продолжительности жизни большую роль сыграет победа над сосудистыми заболеваниями. Уже достигнут огромный прогресс в профилактике и лечении различных склеротических поражений сосудов, снижается частота инфарктов, инсультов.

– Что будет супернового?

– Во-первых, развитие возможностей молекулярной генетики, персонифицированный подход к медицине. Во-вторых, проведение операций совершенно малоинвазивным методом. Сейчас через маленький сосуд диаметром несколько миллиметров можно провести операцию, для которой раньше требовалось делать разрез в несколько десятков сантиметров. Раньше пациенты приходили в себя в течение нескольких месяцев, а сегодня они могут выписываться на следующий день и вскоре приступать к работе. В-третьих, усовершенствование методов диагностики. И наконец, должны соблюдаться принципы доказательной медицины: необходимо проводить соответствующие исследования и с помощью статистических методов подтверждать, что данный вид лечения достоверно лучше, чем другой.

– Будет ли меняться система здравоохранения?

– Конечно, она меняется. Главное, появляются совершенно другие возможности – от лабораторных исследований до применения высокотехнологичного оборудования. Абсолютная революция – это персонифицированная медицина, когда мы можем с помощью расшифровки генома конкретного человека определить, какие заболевания у него возникнут, в каком возрасте, и семейный доктор сможет описать, к специалисту какого профиля человек должен обратиться и в каком возрасте. То есть в будущем врач сможет сказать: в этом возрасте у вас возникнут проблемы с желудком, в этом – с сердцем и т.д.

– Догонит ли Россия Европу по средней продолжительности жизни?

– У современной медицины уже есть большие возможности, чтобы улучшить качество жизни и увеличить ее продолжительность. Но доступность и своевременность медицинской помощи не единственные факторы, влияющие на этот показатель. Немаловажными являются экономические процессы, социальные вопросы, экологическая ситуация.

– Станет ли массовой генотерапия?

– Про генотерапию я сказать не могу, но у нас есть несколько случаев, когда мы на уровне эмбриона во время ЭКО делали биопсию и определяли, болен ли он, скажем, муковисцидозом. Например, в семье есть наследственное заболевание, мы пациентке делаем ЭКО и на определенной стадии развития эмбриона буквально по нескольким клеткам определяем ситуацию. Таким образом, у нас уже у восьми пар с генными заболеваниями родились здоровые дети. Это еще не генотерапия, но при некоторых заболеваниях мы уже доходим до уровня генов. Конечно, прорывная тема – диагностика мутаций генов BRCA1 и BRCA2, известных как «ген Анджелины Джоли» и ответственных за возникновение рака молочной железы. С такой целью пациентки к нам тоже обращаются.

– Изменится ли ваша сфера медицины?

– В ней уже произошла революция: сейчас женщины не выглядят на свой биологический возраст, а качество их жизни в определенные периоды значительно улучшилось. Это происходит в том числе благодаря современной заместительной гормонотерапии. Кроме того, увеличивается возраст, до которого женщины могут иметь детей. Сегодня роды после 45 лет абсолютно нередки, и, думаю, дальше их число будет расти.

– Значит ли это, что и рождаемость 
будет расти?

– На мой взгляд, она обязательно должна будет повышаться. В последние 15 лет мы очень четко видим эту тенденцию и в Москве, и в России в целом. Но на принятие решения о родах влияет много факторов. Значительную роль играет медицинский фактор: современная медицина должна не только дать возможность иметь детей при определенных заболеваниях, но и сделать так, чтобы воспоминания о родах не превращались в ужас. Сейчас во многих родильных домах роды происходят в комфортной обстановке, на фоне обезболивания, есть возможность присутствовать близким людям при родах. Все действия врачей направлены на сохранение репродуктивной функции, даже в сложных акушерских ситуациях. Все это приводит к положительному результату.

Но помимо медицинских существуют и другие факторы, которые тоже должны позитивно влиять на принятие решения о втором, третьем, четвертом и даже пятом ребенке: примеры своих родителей, особенно если это многодетные семьи, определенное повышение религиозности и, конечно, экономические условия.

– Какими будут диагностика и лечение в вашей области через 20 лет?

– (Смеется.) Вы будете смеяться, но в нашей области по-прежнему все будет очень традиционно, по крайней мере, я на это рассчитываю. Мы должны понимать, что во многие вещи не стоит вмешиваться. Нужно быть очень осторожными и аккуратными во всем, что касается новых препаратов, новых диагностических методов и новых технологий.

– На ваш взгляд, должна ли вырасти доля запланированных беременностей?

– В идеале пара должна пройти соответствующее обследование перед наступлением беременности, так называемую прегравидарную подготовку, цель которой – выявление состояний, способных отразиться на возможности зачатия, вынашивании беременности.

– Раз технологии развиваются, значит, врачи смогут выявлять больше патологий беременности и на более ранних сроках?

– Я думаю, что гораздо большее значение имеет не столько возможность выявления патологии, сколько здоровый образ жизни, правильное питание, отсутствие вредных привычек. Все это приведет к снижению числа патологических состояний во время беременности.


Деньги на здоровье

Самые перспективные направления инвестиций в медицине до 2030 года

Клеточная/таргетная медицина

Что это такое: технологии диагностики и лечения, основанные на узком диагностическом или терапевтическом действии.

Что будет: адресная фармакотерапия (новые технологии доставки лекарств: таблетки с сенсорами, микродвигателями, чипом внутри оболочки); банки собственных стволовых клеток пациентов для будущих трансплантаций; клеточная ферма (технологии выделения и выращивания культур клеток с заданными свойствами); круглосуточный беспроводной контроль за состоянием здоровья хронических больных и др.

Геронтология

Что это такое: замедление и/или остановка процесса старения, увеличение прогнозируемой продолжительности жизни.

Что будет: скафандры и альтернативные скелеты, облегчающие жизнедеятельность людей с ограниченными возможностями; крионика (сохранение только что умерших или терминальных пациентов при помощи охлаждения до того момента в будущем, когда, вероятно, будет возможно восстановление всех функций организма); технологии и лекарства, замедляющие процесс старения на клеточном уровне, и др.

Телемедицина/IT-медицина

Что это такое: автоматизация процессов терапии, реабилитации, а также улучшение качества хранения и визуализации данных о пациенте.

Что будет: биопринтинг (технологии печати органов и тканей на биопринтерах); слияние информационных технологий и функционирования организма человека через биотехнологии (устройства, управляемые при помощи мысли и органов чувств, управление функционированием организма при помощи биотехнологий); изображение органов человека с максимальной разрешающей способностью; робототехника (хирургические операции с использованием максимально точных медицинских изображений и точного позиционирования хирургических инструментов) и др.

Персонализированная (генная) медицина

Что это такое: диагностические тесты, маркеры и терапевтические технологии, созданные под генетический паспорт конкретного человека.

Что будет: генетический паспорт человека; генная терапия (генномодифицированные стволовые клетки, продуцирующие терапевтические белки, технологии и механизмы терапевтического клонирования для клеточной терапии и создание персональных клеточных препаратов); архив генов (развитие методик хранения и переноса генетической информации) и др.

Pro
«В постоянном поиске». Как импортеры решают проблемы с платежами за рубеж
Pro
Индонезия против: почему в стране запретили новейшую модель iPhone
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
На какой препарат теперь делает ставку производитель оземпика
Pro
Какие товары станут хитами на маркетплейсах в 2025 году
Pro
Как монетизировать личную экспертность и получать до ₽500 тыс. в месяц
Pro
Почему так сложно зарегистрировать «советский» бренд в Роспатенте
Pro
Какие способы обойти новые налоговые правила только навредят компании