«Транснефть» убедила чиновников защитить земли вокруг своей трубы
«Транснефть» подготовила законопроект «О магистральном трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов» по аналогии с законами, касающимися эксплуатации трубопроводов «Газпрома», электросетей и автомобильных дорог, рассказал РБК официальный представитель Минэнерго, добавив, что ведомство сейчас рассматривает его. Предполагается, что он будет включен в план законопроектной работы Минэнерго на 2016 год и будет согласовываться с Минстроем, Минэкономразвития и Минюстом. «Транснефть» ждет, что уже в следующем году закон будет внесен в Государственную думу. Ранее планировалось, что его внесут в парламент до конца текущего года, сообщили РБК в «Транснефти».
Представитель «Транснефти» Игорь Демин заявил РБК, что компания не является субъектом законодательной инициативы. Минэнерго самостоятельно разрабатывает этот законопроект, но с учетом пожеланий и предложений монополии, уточнил ее представитель. Он ожидает, что в 2016 году правительство внесет законопроект в Госдуму.
В нем будут прописаны право для компании сносить без суда постройки, возведенные в охранной зоне нефтепроводов, получать беспрепятственный доступ к трубам для их ремонта, возведения и устранения последствий аварий, а также формула определения арендных платежей за пользование землями, где проходят трубопроводы, транспортирующие нефть или нефтепродукты.
По словам сотрудника аппарата комитета по транспорту Госдумы (профильный комитет, который будет курировать прохождение законопроекта), в Госдуме уже есть законопроект «О магистральном трубопроводном транспорте». «Он находится в парламенте с 1999 года и постоянно дорабатывается, но так и не был принят», — отметил он. По словам Дмитрия Савельева, первого заместителя фракции «Единая Россия», экс-главы «Транснефти», новая версия законопроекта в последние месяцы в Думу пока не поступала. «Закон нужен, поскольку в 1990-е годы вдоль трубопроводов понастроили домов и торговых центров. Они попросту мешают технике и ремонтным бригадам приблизиться к трубопроводам», — считает депутат.
На 15 декабря намечено заседание экспертного совета «Транснефти», на котором руководство компании планирует вместе с чиновниками и депутатами Госдумы обсудить спорные вопросы землепользования в охранных зонах трубопровода. Помимо представителей самой монополии в заседании экспертного совета примут участие чиновники Минэнерго, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Минимущества Московской области, депутаты Госдумы, члены комиссии по надзору за объектами нефтегазодобычи, переработки и магистрального трубопроводного транспорта общественного совета Ростехнадзора.
Письмо Путину
Монополия уже полгода ведет активную работу по продвижению законопроекта. В июле этого года президент «Транснефти» Николай Токарев написал президенту Владимиру Путину письмо, в котором предупредил об аварийной опасности в зонах прохождения трубопроводов из-за нарушения границ их охранных зон (копия есть у РБК). Письмо завершается просьбой поручить правительству разработать комплекс дополнений и изменений в Градостроительный, Земельный и Гражданский кодексы, определяющие порядок предоставления частным лицам и компаниям земель, где проходят нефтепроводы. Закон также должен содержать методику расчета платежей «Транснефти» владельцам земель, где проложены трубы, за причиненный ремонтными или строительными работами ущерб, пишет президенту глава монополии.
В нем же «Транснефть» настаивает на принятии закона «О магистральном трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов» по аналогии с законами, касающимися эксплуатации трубопроводов «Газпрома», электросетей и автомобильных дорог. В частности, монополия предлагает штрафовать тех, кто препятствует обслуживанию и ремонту труб, а также устранению последствий аварий. Также компания просит предоставить ей право без суда демонтировать незаконные постройки в охранных зонах трубопроводов в 25–125 м от трубы в зависимости от давления в ней. Аналогичное право уже предоставлено собственникам автомобильных дорог, указано в письме. На документе есть резолюция Путина: рассмотреть и поддержать.
В справке, приложенной к письму Путину, указано, что средняя стоимость использования земель в Ростовской и Волгоградской областях и Краснодарском крае составляет порядка 200 тыс. руб. за 1 га, а финансовые требования правообладателей земель за доступ к трубам доходят до 1,5 млн руб. за 1 га. За полгода до ремонтных работ на участке магистрального трубопровода Альметьевск — Горький-3 частный покупатель купил земли в охранной зоне трубопровода в Моргаушском районе Чувашии. Собственник запросил у организации-пользователя труб арендную плату, в десять раз превышающую среднюю по региону. В приложенной к письму справке указано более двух десятков подобных примеров — от Дагестана до Самарской области.
Также «Транснефть» приводит президенту случаи «умышленного отказа в допуске к загрязненным в результате аварий на трубопроводах территорий с целью собственника отсудить наибольшую сумму ущерба». Так, в Нижегородской области был поврежден трубопровод, прокачивающий дизельное топливо. Собственник земли попытался отсудить у компании, эксплуатирующей трубу, 13 млрд руб. ущерба, тогда как эксперты в рамках уголовного дела о повреждении трубопровода оценили ущерб в 150 млн руб. «В случае допуска специалистов по устранению аварии к ее месту сразу после разлива топлива размер ущерба был бы еще меньше», — говорится в справке «Транснефти».
Собственники земель не позволяют ремонтникам и строителям приближаться к трубам, нанимая для этого охрану и даже применяя огнестрельное оружие, предупреждает Николай Токарев Владимира Путина. Так, при попытке отремонтировать участок трубопровода ВСТО в Якутии специалисты столкнулись с сопротивлением собственника земельного участка: он несколько раз выстрелил в них из охотничьего ружья. По этому факту в 2014 году было возбуждено уголовное дело, но его закрыли в 2015 году в результате амнистии, говорится в приложенной к письму справке.
Кладбище на нефти
Несмотря на неоднократное обращение к региональным и муниципальным властям, в охранных зонах трубопроводов продолжается застройка, говорит советник президента «Транснефти» Игорь Демин. По его словам, доходит до смешного: в Подмосковье в охранной зоне топливного кольца функционирует кладбище. Владельцы территории не видят в этом ничего опасного, ведь покойников закапывают под трубой, а не над ней. «Но в числе нарушений есть и такие, которые напрямую угрожают целостности труб и способны привести к взрывам, пожарам и утечкам нефти. Например, когда в коттеджных поселках газогенераторы ставят прямо над трубами, что по технике промышленной безопасности категорически запрещено», — привел пример Демин.
Только в Московской области в зоне кольцевого нефтепродуктопровода протяженностью 480 км, обеспечивающего топливом аэропорты Московского авиаузла, обнаружено 246 незаконных жилых и нежилых строений, а также несанкционированные мусорные свалки», — говорит Демин. Наибольшее количество нарушений — 121 — зафиксировано в Раменском районе.