Бизнес, 18 фев 2015, 21:01

Продажа актива в США поможет «Мечелу» снизить долг

«Мечел» продал свой единственный североамериканский актив – угольную компанию Bluestone, чтобы снизить размер долга. Живых денег от сделки Игорь Зюзин почти не выручит
Читать в полной версии
Фото: REUTERS 2015

«Мечел» Игоря Зюзина продал угольную американскую компанию Mechel Bluestone Inc., сообщила компания в среду. Сумма сделки – $5 млн. Покупателем выступил предыдущий владелец Bluestone – семья Джастис. Стороны также договорились о том, что американская компания будет перечислять «Мечелу» по $3 за каждую добытую тонну угля. В какой период времени будет выплачиваться роялти, компания не уточняет. По соглашению, «Мечел» также получит долю в 10–12,5% от суммы сделки в случае возможной перепродажи Bluestone в ближайшие пять-десять лет.

«Мечел» купил Bluestone в 2009 году у американской компании Justice, принадлежащей семье Джастис, за $676 млн. Активы Bluestone расположены в Западной Вирджинии (США): это Keystone, Justice Energy, Dynamic Energy. На базе комплексов работают четыре обогатительные фабрики совокупной мощностью более 8 млн т в год. Запасы на 31 декабря 2012 года – 153 млн т. В 2012 году добыто 3,2 млн т коксующегося угля. Весной 2014 года Bluestone была остановлена по причине нерентабельности, добыча не ведется до сих пор. Средний ежегодный чистый убыток американской компании с 2012 года составил около $60 млн. Другие финансовые показатели не раскрываются.

«Мечел» подсчитал, что продажа Bluestone сэкономит ей $300 млн. В том числе $140 млн – различные обязательства угольной компании и $160 млн – «судебные риски». В начале 2014 года семья Джастис предъявила «Мечелу» иск на $166 млн. Покупая Bluestone, российская компания обязалась доплатить семье Джастис по $3,04 за каждую тонну доразведанных запа​​сов. В 2011 году нанятая для этого Weir нашла 54,8 млн т дополнительных ресурсов на $166,6 млн, но «Мечел» оценил справедливый размер выплат только в $25,7 млн.

«В рамках обновленной стратегии развития мы продолжаем работу по реализации непрофильных и нестратегических активов», – заявил генеральный директор «Мечела» Олег Коржов. Компания начала избавляться от своих активов в 2012 году. Уже проданы пять небольших металлургических заводов в Румынии, электростанция в Болгарии, минимилл в Великобритании, хромовый ГОК «Восход» (проект Oriel Resources) в Казахстане и Тихвинский ферросплавный завод в Ленинградской области. На продажу выставлены Московский коксовый завод, «Кузбассэнергосбыт», Братский завод ферросплавов, доля в Эльгинском угольном проекте и железнодорожная ветка к месторождению (321 км), а также Донецкий электрометаллургический завод.

«Высвобожденные денежные потоки мы сможем сконцентрировать на обслуживании долга компании», – пояснил Коржов. Чистый долг «Мечела» на конец января составлял $6,3 млрд, компания испытывает проблемы с обслуживанием задолженности и уже допускала технический дефолт. Больше половины долга приходится на российские госбанки – Газпромбанк, ВТБ и Сбербанк, которые хотят забрать компанию за долги, заваливая ее исками.

Продажа Bluestone снизит долговую нагрузку «Мечела», соглашается Олег Петропавловский из БКС. Но аналитик сомневается, что это избавит российскую компанию от проблем с кредиторами. Выплаты роялти от семьи Джастис «Мечел» не увидит еще долго: при текущих ценах на уголь американская компания будет простаивать ближайшие несколько лет, добавляет Петропавловский.

Pro
Конец золотого века: почему гигантов консалтинга ждет спад
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
Второй «пузырь доткомов»: как может выглядеть крах ИИ
Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
Акции каких российских IT-компаний недооценены рынком
Pro
«Воспалительный возраст». В Стэнфорде нашли способ отсрочить старость
Pro
Компании гибнут из-за слабых сотрудников. Почему руководители их нанимают
Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски