Бизнес, 18 мар 2015, 19:25

«Аэрофлот» внес в черный список более 2 тыс. пассажиров

Росавиация предлагает ввести жесткие меры против пассажиров, хулиганящих во время авиарейсов. Авиакомпании уже ведут неофициальные черные списки дебоширов, но отказать им в перевозке пока не могут по закону
Читать в полной версии
Фото: Getty Images

За прошлый год Росавиация получила от российских авиакомпаний 59 сообщений об инцидентах на бортах самолетов с участием пассажиров, сообщил РБК представитель ведомства. В 9 случаях командиры воздушных судов принимали решение о незапланированных посадках на российских и иностранных аэродромах. Стоимость одной посадки — от нескольких сотен тысяч до 1 млн руб., говорит представитель Росавиации. Административный штраф за дебош на борту в 500–1000 руб. не покрывает этих убытков, говорит он.

В этом году Росавиация зарегистрировала девять случаев антиобщественного поведения пассажиров самолетов, из них в марте — пять.

Реальных случаев, о которых авиакомпании не информируют Росавиацию, значительно больше. Только «Аэрофлот» зарегистрировал за прошлый год более 7 тыс. нарушений со стороны пассажиров, рассказал представитель пресс-службы крупнейшего российского перевозчика. Авиакомпания ведет базу нарушителей, в ней около 2,5 тыс. человек, нарушивших правила поведения на борту, они зачислены в черный список. Еще 4,6 тыс. пассажиров нарушили общест​​венный порядок до взлета. «Аэрофлот» пока никак не использует черный список, закон запрещает, например, не пустить пассажира на борт, объясняет представитель авиакомпании. Но когда в законодательство будут внесены соответствующие изменения, черный список у компании будет готов, рассказывает он.

«Трансаэро» выступает за разрешение вести черные списки дебоширов, информацией из которых можно было бы обмениваться с российскими и зарубежными коллегами, говорит представитель «Трансаэро». Сейчас ведение таких списков не предусмотрено законом, но перевозчики фиксируют все случаи незаконного вмешательства нарушителей в их деятельность, добавляет он.

Авиакомпания S7 обещала предоставить комментарии позднее.

Росавиация неоднократно предлагала обеспечить пилотов и бортпроводников специальными средствами, в частности, разрешить использовать в крайних случаях пластиковые наручники и электрошокеры, говорит представитель ведомства. Кроме того, Росавиация поддерживает желание авиакомпаний легализовать «списки пассажиров.

Два года назад депутаты Государственной думы разработали и внесли законопроект, по которому внесенному по решению суда в черный список пассажиру, авиакомпания могла бы отказать в перевозке. Кроме того, депутаты предлагали ввести в Уголовный кодекс статью «Хулиганство на борту воздушного судна», минимальное наказание по которой было бы равно 300 тыс. руб. штрафа, максимальное — лишение свободы до пяти лет. Но принят он так и не был.

В 2013 году предприниматель Сергей Кабалов устроил драку в самолете Москва — Хургада с бортпроводниками, сделавшими ему замечание за курение в туалете. После того как видеозапись с инцидентом распространилась через интернет, против него было возбуждено уголовное дело. Правоохранительные органы задержали Кабалова в Белоруссии, он был осужден на 3,5 года за попытку угона воздушного судна.

При покупке билета пассажир передает авиакомпании право распоряжаться персональными данными, в том числе и для составления таких баз данных, считает партнер юридической фирмы ЮСТ Александр Боломатов. Компании могут использовать их для внутренних информационных целей, например предупреждения экипажа, что на борту находится пассажир, склонный к нарушению порядка. «Аэрофлот» и «Трансаэро» поддерживают эти предложения, сообщили представители компаний.

Pro
От $80 тыс. за апартамент: где и за сколько можно купить жилье на Бали
Pro
США проспали становление Китая. Что угрожает американской экономике
Pro
Как торговаться за выходное пособие, если работодатель хочет вас уволить
Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски
Pro
Дешевый дофамин не поможет: как справиться с цифровым стрессом
Pro
Конец золотого века: почему гигантов консалтинга ждет спад
Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис
Pro
Кремниевая долина в упадке. Вся надежда на эти 3 технологии