Бизнес, 19 фев 2015, 09:12

Путин отчитал Дворковича и Якунина за электрички и иностранные поезда

В среду на совещании с министрами Владимир Путин снова обратился к теме пригородных поездов. На этот раз он раскритиковал вице-премьера Аркадия Дворковича за рост тарифов на электрички
Читать в полной версии
(Фото: Екатерина Кузьмина / РБК)

«Вы неудовлетворительно провели анализ всей ситуации, вот и все. Вы же должны это понимать, чувствовать это. Ситуация, при которой в Марий Эл тариф был 22 руб., а стал 89, в Забайкальском крае – 22, а стал 90, неприемлема», – сказал Путин, обращаясь к Дворковичу (цитата по Интерфаксу). «Поезда не должны ходить пустыми, иначе это просто формальное отношение к тому, о чем мы здесь договариваемся. Я прошу повнимательнее», – сказал глава государства. Пригородные пассажирские компании должны раскрыть методику формирования тарифа, сказал Путин.

Тарифы устанавливают региональные власти на основе методики, утвержденной Федеральной службой по тарифам, она публикуется на официальном сайте службы, сказал РБК представитель «Российских железных дорог». Методика расчета тарифа понятна, подтверждает представитель ФСТ. Но для региональных тарифных органов не всегда ясно, как формируется плата пригородных компаний за аренду и техническое обслуживание электропоездов, которую они платят РЖД, подчеркивает он.

ФСТ России уже предлагало поручить РЖД доработать их собственную методику определения стоимости услуг, оказываемых пригородным пассажирским компаниям, с учетом предложений регионов, говорит представитель службы по тарифам. Участие регионов в разработке методики железных дорог позволит создать прозрачный и понятный губернаторам механизм расчета стоимости услуг РЖД, подчеркивает он.

Запуск вручную

В начале этого года пригородные «дочки» РЖД отменили 312 поездов в 37 регионах из-за того, что не смогли договориться с местными властями о компенсации убыточного тарифа на перевозки. Некоторые области, например Псковская, остались полностью без пригородного железнодорожного сообщения. Но 4 февраля на совещании с членами правительства Путин распорядился, в жестких выражениях обращаясь к Дворковичу, вернуть все электрички, «не дожидаясь формальных решений». Через неделю РЖД отчитались, что все поезда вновь идут по своим маршрутам. Осталась нерешенной только проблема компенсации убыточных тарифов. По данным монополии, из необходимых 24 млрд руб. компенсаций регионы в этом году готовы дать только 7,9 млрд руб.

Обрадовавшиеся было жители регионов обнаружили, что вернувшиеся к привычному расписанию электрички подорожали. В частности, губернатор Вологодской области Олег Кувшинников подтвердил, что с 7 февраля 2015 года тариф на проезд в электричках в регионе был повышен с 2,2 руб. до 5, 2 руб. за километр. Тариф на пригородные поезда в Новгородской области, который ранее составлял 2,5 руб. за километр, с 1 февраля 2015 года поднялся до 3,2 руб. за километр, сказал РБК председатель комитета правительства Новгородской области по взаимодействию со СМИ Анатолий Гусев. Повышение цен он объяснил тогда тем, что «изменилась структура затрат РЖД». Но 17 февраля власти Вологодской области сообщили о снижении тарифа на проезд в электричках в области в два раза – с 5,2 руб. до 2,4 руб. Свое решение власти объяснили тем, что после повышения цен на проезд большим спросом электрички у населения не пользовались. «Более высокий спрос на этот вид транспорта и пассажиропоток обеспечит железнодорожникам и более высокую прибыль, чем та, которую они получали бы при тарифе в 5 руб. 20 коп.», – прокомментировал снижение цен губернатор области.

Пригородные пассажирские компании работают без основных активов – подвижного состава и депо, сообщила в опубликованном две недели назад отчете Счетная палата. Они остались на балансе самих РЖД, которые сдают их в аренду своим «дочкам». А 80% расходов последних приходятся как раз на оплату аренды электричек, их техническое обслуживание и сублизинговые платежи. Таким образом, установили аудиторы Счетной палаты, в 2013 году 19 из 25 пригородных компаний были убыточны, их суммарный убыток составил 6,5 млрд руб.

Долой иностранное

Путин также  поручил министру транспорта Максиму Соколову проверить обоснованность сделки по покупке 140 вагонов в Испании для РЖД, сообщает РИА Новости. Путин подчеркнул, что выделяемые в рамках антикризисных мер средства РЖД на покупку подвижного состава не должны идти на приобретение вагонов за рубежом. «Только вопрос к Максиму Юрьевичу [Соколову] – мы сегодня обсуждали с Аркадием Владимировичем [Дворковичем]. В современных условиях так важно закупать подвижной состав за границей, не обеспечив полноценный заказ для своих собственных предприятий?» – поинтересовался Путин (цитата по ТАСС).

Соколов объяснил, что речь идет о контракте с испанской компанией, который был заключен в 2011 году. По его словам, на сегодняшний день по контракту осуществлено 80% оплат. «120 из 140 вагонов уже поставлено, контракт находится в стадии завершения, новых контрактов по приобретению импортного подвижного состава в инвестпрограмме РЖД или ее дочерних компаний нет», – цитирует Соколова Интерфакс.

Контракт на поставку семи поездов и их обслуживание стоимостью €135 млн между РЖД и испанской Patentes Talgo был подписан летом 2011 года. Как заявлял глава РЖД Владимир Якунин, испанскими Talgo планируется заменить немецкие «Сапсаны» на маршрутах от Москвы до Нижнего Новгорода и от Москвы до Берлина. Начало курсирования поездов Talgo между Москвой и Берлином планируется на декабрь 2015 года.

Поезда такого типа не производятся в России, пояснил РБК представитель РЖД. Они могут автоматически переходить с российской колеи шириной 1520 мм на европейскую (1430 мм) и имеют механизм наклона вагона в поворотах, позволяющий не снижать скорость, говорит представитель РЖД. Новых контрактов с иностранными поставщиками у РЖД нет.

Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
«Будут искать сурьму во дворе»: выживут ли США без сырья из Китая
Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Временное управление активами недружественных лиц. Как это работает
Pro
«Болезни духа»: как люди справлялись с ментальными проблемами в прошлом