Тратить с умом: как разбогатеть, контролируя чужие расходы
Сбережения в деле
Идея создать сервис для учета личных финансов пришла Михаилу Попову в 2004 году, когда он был топ-менеджером в «Трансазия лоджистик» — крупной торговой компании в Краснодарском крае. В то время появилось много банков, вспоминает Попов, предлагавших разные продукты. Он начал активно пользоваться банковскими картами, оформил ипотеку, взял потребительский кредит. Вопрос, как структурировать расходы и не запутаться в выплатах, становился все острее. «В 2005 году я на листочке бумаги нарисовал, как это должно было выглядеть: как все данные из всех банков агрегируются в одном месте, что дальше делается», — вспоминает Попов в интервью РБК.
К воплощению своих идей он приступил только в 2009 году, когда собрал команду из трех человек. К концу года команда запустила первый прототип Easy Finance. На запуск Попов потратил собственные деньги, накопленные за более чем десятилетнюю карьеру, около $100 тыс. Сервис изначально был задуман как личный планировщик финансов с перспективой интеграции с банками. «Рядовой клиент воспринимает банк только как возможность получения и перевода денег, а все, что связано с его личными финансами, он решает как-то по-другому, — считает Попов. — Он не видит в банке партнера, который помогает ему управлять деньгами».
Как это работает
Большинство сервисов по учету личных расходов (Personal Finance Management, PFM-сервисы) предлагают своим пользователям стандартный набор возможностей: записывать доходы и расходы, распределяя их по различным категориям; ставить напоминания в календаре, чтобы не пропустить дату погашения кредита или оплаты счетов за ЖКХ, интернет или аренду квартиры. Более продвинутые платные версии позволяют ставить цели: например, накопить какую-то сумму к определенной дате; учитывать кредиты и депозиты, показывая капитал пользователя; проводить синхронизацию между различными версиями программы на различных устройствах и даже для разных пользователей.
Главная проблема большинства сервисов по учету расходов — необходимость ручного ввода своих трат. «Клиенту важно, чтобы сервис мог автоматически забирать данные из банка и анализировать их, а этого большинство программ не предлагает, поэтому подобным сервисам сложно удержать клиента в долгосрочной перспективе, — рассуждает гендиректор агентства Markswebb Rank & Report Алексей Скобелев. — Больше денег у человека не становится, экономить ему сервис тоже не очень помогает — и через несколько месяцев пользователю становится просто неинтересно».
Создатель Easy Finance попытался сразу сделать продукт, который бы автоматически собирал данные по тратам, правда, для этого пользователь должен использовать банковские карты и меньше платить наличными. «Все расходы будут разложены по категориям, приложение даст советы по оптимизации трат», — объясняет Попов. До недавнего времени к Easy Finance можно было подключить карты крупных российских банков — Альфа-банка, ВТБ24, Citibank и Сбербанка, но сейчас эта опция не работает. Попов утверждает, что это связано с перенастройкой системы: в конце лета опция вернется, но уже с участием 40 банков. За первые три года, когда сервис работал только на компьютерах, он приобрел всего 50 тыс. клиентов. Попов не тратился на продвижение, оттачивая продукт. В 2012 году он решил полностью посвятить себя новому бизнесу. За 2012–2014 годы число пользователей Easy Finance выросло в пять раз и сейчас составляет свыше 250 тыс. человек, из них 140 тыс. используют сервис как минимум раз в месяц (либо мобильное приложение, либо web-версию).
Цифры Easy Finance
$100 тыс. — первоначальные инвестиции в создание сервиса
38 млн руб. — выручка компании в 2014 году
140 тыс. человек используют сервис не реже раза в месяц
53% пользователей Easy Finance имеют доход выше 80 тыс. руб.
5,6 тыс. — платных пользователей
5,4 млрд руб. — свободные остатки на счетах пользователей сервиса
80 тыс. руб. в неделю — максимальная стоимость рекламного баннера на сайте Easy Finance
Источник: данные компании
Доходные расходы
Попов говорит, что в 2014 году сервис получил выручку в 38 млн руб. Деньги приносят платные пользователи, реклама и банки.
Платных пользователей у Easy Finance сейчас 5,6 тыс. «Их число растет, особенно в последнее время: кризис многих подтолкнул к тому, чтобы задуматься о планировании расходов», — рассказывает бизнесмен. По его словам, подписка приносит около 0,8 млн руб. выручки в месяц. Самый популярный тариф — на два года со скидкой и предоплатой (1700–2300 руб. в год в зависимости от функционала).
Еще около 0,8 млн руб. в месяц Easy Finance зарабатывает на рекламе, говорит Попов, но на какой именно, не рассказывает. Согласно медиа-киту Easy Finance, стоимость размещения рекламного баннера на портале составляет от 30 до 80 тыс. руб. за неделю. Рекламный пост в группах сервиса в соцсетях стоит 7 тыс. руб. (во «ВКонтакте» и в Facebook на Easy Finance подписано чуть более 18 тыс. человек). Рассылка электронных писем по базе пользователей Easy Finance обойдется в 35 тыс. руб.
Основной источник доходов для сервиса — сотрудничество с банками, утверждает Попов: в прошлом году оно принесло 50% выручки (около 19 млн руб.).
В конце 2013 года Easy Finance разработала планировщик личных финансов для банка «Русский стандарт», который был встроен в систему интернет-банка. Сервис автоматически учитывает операции по банковским картам и счетам и на этой основе анализирует финансовое состояние клиента. Кроме того, как и основная программа Easy Finance, он позволяет вручную добавлять неучтенные траты и операции, проведенные по картам других банков, а также ставить финансовые цели и вести календарь. Сервис заработал в сентябре прошлого года.
В «Русском стандарте» подтвердили сотрудничество с Easy Finance, но ее сервис считают небольшой «настройкой» в общей системе. «Easy Finance для нас небольшой IT-партнер, услугу которого купили», — заявил РБК вице-президент «Русского стандарта» Артем Лебедев. Сумму сделки ни одна из сторон не раскрывает. Скобелев из Markswebb Rank & Report отмечает, что стоимость может отличаться на порядки в зависимости от функционала: «Если нарисован только «пирог расходов», то он стоит дешево, а если это комплексная система, которую банк заказывает с нуля, то она обойдется в сотни тысяч долларов».
Попов говорит, что Easy Finance ведет переговоры об интеграции сервиса в интернет-банки еще нескольких кредитных организаций, но называть их отказывается.
Банкам внедрение PFM-сервисов приносит ощутимую пользу. Например, клиенты, ставшие пользователями PFM-сервиса «Мои расходы», внедренного Альфа-банком, снимают наличных на 10% меньше, а их активность в интернет и мобильном банке выше на 8%, рассказал начальник отдела развития и инноваций интернет-банка Альфа-банка Юрий Чернышев. Однако даже в этом случае интеграция со сторонними PFM-сервисами мало привлекательна для банков, считают эксперты. «Небольшие банки будут в лучшем случае пользователями white-label-решения, а крупные банки с большими клиентскими базами будут работать над подобными сервисами своими силами», — считает директор по маркетингу «Связной банк» Антон Гольцман. Банки просто не заинтересованы в таком сотрудничестве, убежден Скобелев: «Зачем банку делиться информацией с кем-то на стороне?»
Портрет на фоне конкурентов
Среди российских конкурентов Easy Finance чаще всего называют CoinKeeper и «Дзен-мани».
По открытой статистике Google Play, общее количество установок CoinKeeper находится в диапазоне 50–100 тыс., Easy Finance — 10-50 тыс., «Дзен-мани» — 1–5 тыс. AppStore, как известно, своей статистикой не делится. «Независимые исследования по сегменту PFM мне неизвестны», — говорит Василий Мещеряков, основатель сервиса CoinKeeper. В своей работе он ориентируется на ренкинги скачивания приложений в Google Play и AppStore, которые предоставляет аналитическая компания App Annie. Выборочное изучение этих данных показывает, что по скачиваниям Easy Finance сейчас сильно уступает конкурентам: в верхней части ренкинга в разделе «Финансы» в Google Play и AppStore находятся CoinKeeper, группа приложений «Деньги ОК» и «Дзен-мани». А Easy Finance — во второй сотне. «Попадание в топ-20 в разделе «Финансы» говорит о 300–500 установках в день, — рассказывает Мещеряков. — Нахождение во второй сотне указывает о десятках установок. В любом случае это никак не указывает на то, насколько активно люди пользуются сервисом и подписываются ли на его платную версию», — предупреждает он.
По данным самих сервисов, у CoinKeeper ежемесячная выручка от платных приложений выше, чем у Easy Finance, — 1 млн руб. против 0,8 млн руб., а у «Дзен-мани» — в разы ниже: 0,2 млн руб.
Попова невысокое положение в ренкинге Google Play и AppStore не смущает: большинство новых пользователей регистрируется в сервисе через web-версию, объясняет он. Но и здесь Easy Finance не первая по популярности: по данным SimilarWeb, в апреле ее сайт посетило 310 тыс. человек, а сайт «Дзен-мани» — вдвое больше, 660 тыс. (CoinKeeper не имеет web-версии).
Попов с надеждой смотрит на восток. В ноябре 2014 года сервис Easy Finance стал одним из победителей конкурса StartmeupHK Venture Programme, который проводит правительство Гонконга. Команда сервиса сейчас переводит Easy Finance на английский язык и адаптирует к выходу на зарубежные рынки. По словам Попова, выход на рынок Гонконга запланирован на осень 2015 года. Однако и там ему, скорее всего, придется побороться за пользователей с российскими «коллегами по цеху»: CoinKeeper уже сейчас присутствует в мобильных интернет-магазинах Азии и даже входит в топ-100 самых скачиваемых приложений некоторых азиатских стран.