Доходный дом: сколько приносит хостел в провинции
После окончания школы москвич Михаил Александров решил не продолжать учебу и уехал в затяжное путешествие по Европе. Переезды из хостела в хостел навели его на мысль открыть подобный бизнес в Краснодаре. «В Москве в 2013 году работало около 300 хостелов, а в Краснодаре, где туризм тоже развит на должном уровне, — всего два», — объясняет выбор места Александров. Инвестиции в открытие хостела составили около 1 млн руб., которые удалось отбить за полгода работы.
Франшиза не пошла
Партнер Александрова - краснодарец Дмитрий Дудко - в 2013 году приобрел за 350 тыс. руб. франшизу на открытие хостела у проекта «Бизнес молодость», но дело не пошло, и он уступил бизнес Александрову. «Он планировал собрать этот бизнес, как конструктор из коробки, но реальная поддержка «Бизнес молодости» была на нуле, — вспоминает Александров. — Я решил переделать абсолютно всё, кроме названия».
Предприниматель решил открыть хостел в жилом фонде, сняв дом площадью 500 кв. м у одной краснодарской семьи (за 150 тыс. руб. в месяц). Помещение почти не потребовало ремонта. «Главное для хостела — это локация, — считает предприниматель. — Нам посчастливилось найти здание в 300 метрах от Кубанского университета и в двух минутах ходьбы от одной из центральных улиц».
В Жилищном кодексе не содержится прямого запрета на открытие хостела в жилом доме (владелец при заселении просто обязан заключать с гостями договор найма и регистрировать их в УФМС, а в идеале иметь и отдельный вход), но в санитарных нормах прописаны четкие правила, которым должно соответствовать помещение. Например, хостел не может располагаться в подвальном или цокольном помещении, на каждого постояльца в жилой комнате должно приходиться не меньше 4 кв. м. Минимальная высота потолков в комнатах — 2,5 м, в коридорах и холлах — 2,1 м. Кроме жилых комнат в хостеле должны быть ванные комнаты с душевыми кабинами (не меньше чем одна на 15 человек) и отдельные общие зоны для гостей, расположенные на каждом этаже. Кухня должна быть оборудована всей необходимой для приготовления и хранения пищи техникой (плита, духовка, чайник, микроволновая печь, холодильник), зоной столовой и емкостями для хранения продуктов. Из необходимой документации — журнал уборки помещений, договор на вывоз твердых бытовых отходов, на проведение дезинфекции и договор с химчисткой.
Зная о возможных проблемах хостела с соседями, Александров решил не дожидаться конфликтов. Перед открытием он лично обошел всех соседей, вручил каждому по коробке конфет, предупредил об открытии хостела и раздал свой номер телефона. «Этот бизнес постоянно заставляет искать баланс между клиентами и соседями, для которых в большинстве случаев хостел и бордель — понятия равнозначные», — говорит Виктория Кокарева, бывшая совладелица хостела «Чикаго» в Москве. Впрочем, у Александрова проблем с местными жителями не было, пока он не решил сжечь во дворе дома сломанную кровать. Это случилось во время визита в «БМ Хостел Краснодар» съемочной группы передачи «Ревизорро». Ведущая программы помимо пыли и пятен на одном из матрасов обнаружила в одном из номеров сломанную кровать. Хозяин хостела тут же предложил избавиться от вышедшей из строя мебели. «Пламя поднялось выше второго этажа, на улице собралась пробка — люди решили, что мы горим, — вспоминает Александров. — Закончилось без жертв: кроме кровати никто не пострадал». 10-минутный ролик, вышедший на телеканале «Пятница», до сих пор дает мощный маркетинговый эффект: на сайте хостела, в группах в социальных сетях и сайтах контрагентов первым делом упоминается, что хостел «одобрен Ревизорро».
На старте Александрову удалось сэкономить на закупках части кухонной техники (она осталась от предыдущих жильцов), а вот специальное оборудование (сушильный барабан, гладильный пресс) и элементы обустройства пришлось закупать по мере того, как хостел зарабатывал деньги. Самым крупным вложением на начальном этапе стала покупка кроватей (одно спальное место обошлось в 6 тыс. руб.). Общие затраты на закупку 48 кроватей в общие комнаты и оборудование двухместного номера и санузлов составили около 500 тыс. руб. Общие инвестиции в запуск хостела составили около 1 млн руб., которые вложил Дудко. Александров утверждает, что вернул эти деньги партнеру за полгода работы. Бизнес сначала работал через ИП Дудко, но в ноябре 2015 года было зарегистрировано ООО.
По словам Александрова, если открывать хостел сейчас и «с нуля» (без покупки франшизы), то первоначальные вложения могут составить до 2,5 млн руб. Большая часть из них уйдет на покупку мебели и постельного белья (900 тыс. руб.), оборудование для кухни и общих зон обойдется еще в 600 тыс. руб. Ремонт и аренда помещения — еще в 800 тыс. руб., а разработка сайта, маркетинг на старте — в 200 тыс. руб.
«БМ Хостел Краснодар» открылся перед новым, 2014 годом — накануне проведения Олимпиады в Сочи — и поймал транзитный поток болельщиков. «Мы были единственным хостелом в городе, в котором с гордостью можно было сделать селфи, и это стало лучшей рекламой на старте», — уверен Михаил. Тем не менее и на первом этапе работы, и сегодня предприниматель ежемесячно выделяет около 90 тыс. руб. на маркетинг (контекстная реклама, реклама в соцсетях и баннеры). Хостел Александрова использует около 200 каналов продаж, включая системы онлайн-бронирования Booking.com, «Островок» и десятки небольших контрагентов, которые приносят заведению одно бронирование в три месяца. «Многие отели предпочитают работать только с крупными агрегаторами типа Booking.com, но мы решили экономить на масштабе: подружились с многими мелкими агрегаторами, которые все вместе генерируют нам неплохой трафик», — рассказывает Михаил.
Цифры для хостела
15 млрд руб. — объем рынка хостелов в России
300 объектов для размещения туристов имеется в Краснодаре, из них 38 — хостелы
17,7% туристов выбирают в качестве варианта размещения в Краснодаре хостел
600–1800 руб. стоимость суточного размещения в «БМ Хостел Краснодар»
9,5 тыс. руб. — стоимость месячного проживания в хостеле
Источник: «БМ Хостел Краснодар», Hospitality Income Consulting, «Рамблер.Путешествия», 2ГИС
Экономика общего метра
Сейчас на двух этажах хостела умещаются две рабочие зоны, три общие зоны, совмещенные с кухней и столовой, комната для багажа, 11 номеров (два приватных с двуспальной кроватью и девять многоместных — от 4 до 12 мест), четыре ванные комнаты, балкон 36 кв. м и веранда, которые благодаря краснодарскому климату эксплуатируются десять месяцев в году. На прилегающей территории в девять соток есть гараж на четыре машины и восьмиместная парковка, зона для барбекю, велопрокат с 20 собственными велосипедами и гироскутером, баскетбольное кольцо и спортивная площадка. Сайт хостела обещает, что из аэропорта или с вокзала гостей заберет корпоративный транспорт (услуга для клиентов бесплатная). «Мы стараемся учесть интересы как можно большего числа постояльцев, — говорит Александров. — Кому-то хочется уединиться с книгой, кому-то, наоборот, пообщаться с новыми людьми, поучаствовать в турнире по покеру или сыграть в мафию». Общественные зоны занимают 150 кв. м в хостеле. Каждые полгода Александров меняет внутреннюю планировку: например, сейчас в хостеле 80 спальных мест вместо 50, которые были на старте.
Свое заведение Александров позиционирует как хостел премиум-класса, поэтому не скрывает, что цены в нем на 25–30% выше, чем у ближайших конкурентов. Место в общем номере стоит от 600 руб. (цена зависит от числа кроватей в общем номере), ночь в двухместном номере обойдется в 1,3–1,8 тыс. руб. на двоих. «Качество услуг в «БМ Хостел Краснодар» на очень высоком уровне, я даже считаю, что они могли бы установить ценник повыше», — говорит владелец краснодарского хостела Cat Basil Иван Горбатько. Он не считает «БМ Хостел Краснодар» своим конкурентом: заведения расположены в разных районах города и посетителей не делят. В самом Cat Basil, который также позиционирует себя как премиум-хостел, цены на размещение ниже: от 320 до 450 руб. с человека и 1,3 тыс. руб. за семейный номер в сутки.
По словам Александрова, высокая для Краснодара стоимость услуг способствует тому, что в хостеле останавливается определенная аудитория. «За два с половиной года работы у нас не было ни одной драки или факта воровства, что для обычных хостелов большая редкость, — уверяет предприниматель. — Никто не будет бренчать на гитаре до утра и не растолкает вас среди ночи, чтобы послать за пивом». Компании свыше 30 человек вообще не заселяют в хостел Александрова: они убивают розничные бронирования. «Если гость хочет заехать к нам на 14 дней, а у нас все места заняты компанией на два дня, мы вынуждены отказать ему, — объясняет Александров. — В итоге мы теряем деньги». Большой сезонности в бизнесе нет, но летом и осенью поток немного увеличивается. Если места в «БМ» заканчиваются, а гости всё идут, Александров бронирует комнаты в других хостелах и направляет своих гостей туда, продавая им услугу с наценкой. Это позволяет «БМ Хостел Краснодар» зарабатывать дополнительные 30–40 тыс. руб. в горячие месяцы.
Среднемесячная выручка «БМ Хостел Краснодар» — 810 тыс. руб. Свыше 90% приносит размещение гостей, остальное — дополнительные услуги. Традиционных для хостела прелестей в виде бесплатного чая, сахара и печенья у Александрова нет (пакетик чая стоит 10 руб.). Зато в свободном доступе набор круп и два ящика с бесплатными продуктами, которые забывают гости, — овощами, фруктами и консервами. За плату в хостеле могут сварить 17 видов кофе, продать шоколадку и другие снеки. Закупками хозяйственных товаров, еды, кофе и чая занимается сам Александров. «Раз в две недели я езжу за продуктами для себя, заодно пополняю и запасы хостела», — рассказывает он.
Основные расходы хостела — аренда и коммунальные платежи (за свет и воду) — составляют 200 тыс. руб. На оплату труда уходит еще 130 тыс. руб. В первое время Александров работал в хостеле вдвоем с администратором — знакомой девушкой, которая имела опыт руководства крупным хостелом в Германии. Постепенно штат рос, сейчас в компании пять администраторов, две горничные и ремонтник-технолог (все работают по договорам подряда). Горничные убирают хостел каждый день с 11 до 16 часов. В их обязанности входит поддержание чистоты и на прилегающей к дому территории — во дворе и на парковке. «Соседям это очень нравится, — говорит Михаил. — К тому же это отлично действует на гостей: если вокруг чистота, тебе уже не хочется сморкаться в занавески и пакостить». Александров утверждает, что его хостел работает с 30-процентной рентабельностью, генерирую ежемесячно до 300 тыс. руб. чистой прибыли.
Отбор в компанию, по словам Александрова, очень строгий. «Когда я вывесил первую вакансию, мне все говорили, что я ищу не администратора, а жену», — вспоминает он. Основные требования — образование в сфере гостиничного дела, знание двух иностранных языков, хозяйственность, трудоспособность, неконфликтность и презентабельный внешний вид. «У меня только красотки работают, — утверждает Александров. — Это важно, ведь они лицо хостела». Требовательность основателя компенсируется высокой по краснодарским меркам оплатой: 1,5 тыс. руб. за 12 часов работы. Опыт работы в гостинице, напротив, помешает: персонал все равно придется переучивать. «Российские учебники и методички отвратительного качества, а зарубежные не учитывают нашу специфику и ментальность. Единственный способ сделать качественный продукт в этой нише — формировать регламент самостоятельно, руками и каждый день», — уверен основатель «БМ Хостел Краснодар».
В 2014 году Александров открыл второй хостел в Краснодаре (на 54 места), а в 2016 году — гостиницу на десять номеров. Сам он живет в съемной квартире, расположенной между тремя заведениями, которая, по его словам, часто пустует. «Я бываю на работе по 5–6 дней в неделю, иногда ночую в одном из хостелов, — рассказывает Александров. — Во-первых, мне самому здесь интересно, во-вторых, постоянное присутствие и контроль в этом деле необходимы». На первом этапе, как только хостелы начали появляться в России, этот бизнес казался простым в управлении, что привело к перенасыщению рынка в обеих столицах, считает Виктория Кокарева из Москвы (хостел «Чикаго»). «Тогда многие считали, что делать ничего не нужно — сними квартиру, накупи двухэтажных кроватей и собирай прибыль, — рассуждает она. — Обычно такие «предприниматели» либо быстро закрывались, либо довольствовались уровнем ночлежек». По ее словам, сейчас популярность хостелов как бизнеса сходит на нет: «Этот пузырь начинает постепенно сдуваться. Ситуация примерно та же, что с антикафе: в Москве их сотни, и заполняться им все сложнее».
Но Александров смотрит в будущее уверенно: он считает, что в кризис хостел выигрывает у более дорогих вариантов размещения, переманивая гостей к себе. «Сегмент лоукост жилья очень популярен в кризис, и количество бронирований растет», — констатирует он. Этим летом предприниматель ожидает большого потока гостей, которые поедут на курорты Краснодарского края и Крыма вместо привычной Турции и по дороге могут остановиться на ночевку в Краснодаре.
Проверка на звездность
До 1 июля 2016 года все объекты размещения в городах проведения чемпионата мира по футболу FIFA-2018 (Краснодар не входит в их число) должны пройти обязательную аккредитацию. Чтобы получить разрешение на работу, владельцы гостиниц и хостелов должны обратиться в одну из аккредитованных организаций, которые имеют право квалифицировать туристские объекты. «Инспектор проверяет наличие необходимых для работы документов, соблюдение санитарных норм и пожарной безопасности, состояние бытовой техники и мебели в номерах и выставляет по каждому пункту определенное количество баллов», — поясняет РБК Анастасия Расторгуева, партнер коллегии адвокатов «Барщевский и партнеры». Если суммарное число баллов соответствует установленной планке, хостел или гостиница получают право принимать гостей и дальше. Свидетельство действует в течение трех лет, после которых проверки придется проходить заново.