Падение экономики, 25 мар 2016, 16:38

Малый бизнес Москвы впервые за четыре года начал сокращать персонал

В 2015 году число занятых в малом бизнесе в Москве упало впервые за 4 года. Выручка сегмента, по данным Мосгорстата, не сократилась, но предприниматели считают, что ситуация хуже, чем показывает официальная статистика
Читать в полной версии
Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

​Что показывает статистика

23 марта 2016 года Мосгорстат опубликовал оперативную информацию о деятельности малого предпринимательства в Москве в 2015 году, из которой следует, что занятость в этом сегменте впервые с 2012 года начала сокращаться. На конец 2015 года в малом и среднем бизнесе работало 771,6 тыс. человек, что на 20 тыс. человек (или 2,6%) меньше, чем годом ранее. Наибольшее падение занятости произошло в строительстве (на 7 тыс. человек) и торговле (5 тыс. человек).

Сократился на 3,4% и другой важнейший для малого бизнеса показатель — оптовая и розничная торговля, на которую приходится 60% нетто-выручки (объем продаж товаров, работ и услуг в действующих ценах) всего сегмента. Сама нетто-выручка малых предприятий все же выросла, но всего на 3,3%, до 4,2 трлн руб. В 2014 году рост к 2013 году составил 8,8%. Небольшой рост удалось показать только благодаря приросту выручки строительных компаний (на 28%) и в сегменте операций с недвижимостью (на 8%).

Инвестиции малых предприятий Москвы в основной капитал в 2015 году упали более чем вдвое — с 9,2 млрд руб. в 2014 году до 4,9 млрд руб.

«Данные Мосгорстата отражают реальность со смягчением в три раза, — сказал РБК член президиума генсовета «Деловой России» Эдуард Гулян. — По нашим наблюдениям, падение среднего чека и их количества в Москве в 2015 году составило не менее 10%». Председатель комитета по экономике Московского отделения «Опоры России» Алексей Каневский также считает, что ситуация хуже, чем ее видит Мосгорстат. «Снижение выручки составили 10–15%, несмотря на рост цен из-за инфляции, — заявил он РБК. — Продажи алкоголя упали на 20–30% в денежном выражении, а многие предприниматели жаловались, что в канун 2016 года не было обычного предновогоднего всплеска продаж».

Что говорит бизнес

«Данные о падении выручки значительно занижены, — считает владелец интернет-магазина по оптовой продаже косметики и бытовой химии CityNature Михаил Пестерев. — Мы фиксируем у себя снижение выручки, связанное с закрытием розничных магазинов. Безусловно, это сопровождается и сокращением штата: нередко собственники магазинов увольняют продавцов и администраторов торговых точек, сами встают за прилавок обслуживать покупателей».

«2015 год закончился для меня ужасно: падение продаж во втором полугодии составило 50%, — рассказывает основатель рыбного магазина «Хариус Хаус» Сергей Захаров. — Для моей продукции, деликатесной рыбы, Новый год как 8 Марта для цветов, но продажи были катастрофические, таких не было ни в один из прошлых предновогодних сезонов».

Ольга Косец, совладелица швейного производства «Софиано» (производство в Краснодарском крае, продажа с оптового склада в Москве) считает, что в торговле продуктами и товарами первой необходимости наблюдается мощный спад товарооборота, который Мосгорстат «каким-то образом скрывает». «Наша фабрика сейчас работает далеко не на полную мощность из-за отсутствия спроса на, казалось бы, востребованную продукцию — мужские брюки, — рассказывает Косец. — Выручка по сравнению с 2014 годом упала в пять раз». В департаменте экономической политики и развития Москвы пообещали РБК предоставить комментарий позже.

Как начался 2016-й

Ситуация в начале 2016 года по сравнению с прошлым стала намного хуже, считают предприниматели. «Если раньше в случае закрытия магазина на его месте в течение месяца открывался новый, то сейчас все чаще закрытые площади простаивают — это можно заметить, заглянув в любой торговый центр и на любую торговую улицу», — говорит Пестерев из CityNature. Выручка его компании в январе—марте 2016 года снизилась на 20% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. «Мы вынуждены оптимизировать персонал: вместо москвичей привлекаем сотрудников для удаленной работы из других регионов РФ, — рассказывает Пестерев. — Они работают с клиентами из дома в другом регионе, где зарплаты вдвое-втрое ниже московских».

По словам Захарова из «Хариус Хауса», в первом квартале 2016 года продажи упали на 15% по сравнению с первым кварталом 2015 года. «В январе 2016 года пришлось закрыть один магазин и сократить человека, который там работал», — сожалеет предприниматель.

Из опрошенных РБК малых предпринимателей не заметил снижения выручки только владелец столичного цветочного магазина «Без роз» Артем Колпаков. «Люди продолжают покупать цветы даже после 8 марта, что удивительно, поскольку по рынку в целом чувствуется снижение морального духа», — говорит он.

Алексей Каневский из московского отделения «Опоры России» отмечает, что в первом квартале в столичной торговле все-таки отмечался небольшой рост. «Но говорить о том, что это стабилизация, пока рано, — отмечает он. — Летом небольшой торговый бизнес столицы столкнется с необходимостью продавать алкоголь через ЕГАИС, что может привести к закрытию тысяч небольших торговых точек, которые не потянут новые, пусть и небольшие, расходы в условиях сокращающегося спроса».

«Нужно говорить не о сокращении малого бизнеса, а об изменении его организационной формы. Когда статистика говорит о малом бизнесе, она говорит только о юридических лицах. Конечно, сокращение платежеспособного спроса влияет на торговлю, в том числе на малый бизнес. В то же время сокращение количества малых предприятий сопровождалось в прошлом году колоссальным ростом ИП, и это в статистике не отображено. Мы видим, что бизнес просто меняет статус юридического лица на более выгодную форму – ИП», - такой комментарий через два дня после публикации этой статьи предоставила РБК пресс-служба Департамента экономической политики и развития города Москвы.

Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех
Pro
Эра кидфлюенсинга: как родители зарабатывают на собственных детях
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива
Pro
Гайд по этикеткам: как выбирать продукты с умом