Свое дело, 25 мая 2015, 10:55

Роботы за прилавком: почему вендинг не приживается в Москве

Столичные власти обещали установить в Москве к 2015 году до 90 тыс. торговых автоматов. Почему этого не произошло?
Читать в полной версии
Фото: Олег Яковлев / РБК

​Опасное молоко

«У нас на улице стоял молокомат, где мы каждое утро покупали свежее молоко в розлив. Теперь аппарат стоит, но не работает, а в объявлении указано, что собственник вынужден его убрать по решению городских властей», — рассказал РБК Борис, житель района Отрадное на севере Москвы.

Молокоматы в Отрадном и Южном Медведково появились в рамках одного из вендинговых экспериментов столичного правительства. «Нам предложили установить десять молокоматов в рамках фестиваля роботизированной торговли в августе 2014 года сроком на три месяца», — объяснил гендиректор и совладелец ООО «А-Молоко» Иван Соломаха. За это время, по словам предпринимателя, власти хотели понять, насколько проект выгоден. «Спрос был большой, — утверждает Соломаха. — Мы продавали по 200–400 л молока в день, и для нас это было более выгодно, чем поставлять продукт крупным переработчикам». В рознице его молоко раскупали по 50 руб. за литр, а переработчики дают не больше 20 руб.

Помимо Москвы 30 молокоматов «А-Молоко» стоят в различных точках в Подмосковье. «Благодаря им наш молочный бизнес становится рентабельным», — говорит Соломаха.

Глава департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк сообщил, что против торговли молоком через аппараты выступает столичный Роспотребнадзор. «Через молокоматы продается непастеризованное молоко, и при изменении температуры, например, когда отключается подача электричества, оно превращается в яд, — пояснил он РБК. — Сам молокомат слабо защищен от вандалов. Доступ к наливному устройству, куда покупатель вставляет бутылку, открыт, и любой террорист может намазать ядом подающее устройство и тем самым нанести вред большому числу людей».

По словам Немерюка, владельцам «А-Молока» предлагали отказаться от тары покупателей, но компания не прислушалась к рекомендациям. «Доступ к раздающему устройств​​​у есть во всех кофейных автоматах — тогда их также нужно запретить? — расстроен Соломаха. — Все это очень похоже на пустую болтовню, когда вместо помощи и поддержки чиновники начинают давать бессмысленные советы».

Столичные власти, говорит бизнесмен, обещали по итогам эксперимента принять решение о постоянной локации молокоматов. «Нас уверяли, что к концу 2014-го будет разработана схема размещения вендинговых автоматов по всему городу и начнутся аукционы по аренде мест, но этого не произошло, — рассказывает Соломаха. — Мы продолжали торговать молоком, несмотря на то что законных оснований для этого у нас не было». «Эксперимент закончен, и у них нет права оставлять молокоматы», — подтверждает Немерюк.

Сейчас «А-Молоко» собирает подписи жителей под обращением к мэру Сергею Собянину, чтобы молокоматы оставили. Пока собрано чуть более 1 тыс. подписей. Февральский опрос москвичей (через разработанное городом приложение «Активный гражданин») показал, что 73,1% горожан готовы приобретать товары в магазинах-роботах.

Вендинг в Москве

25–30 тыс. вендинговых автоматов установлено в Москве

1–2 тыс. руб. — средняя стоимость месячной аренды 1 кв. м под торговый автомат в столице

12 тыс. руб. — стоимость месячной аренды места под автомат в подземных переходах у метро «Курская» и «ВДНХ»

73,1% москвичей готовы покупать товары через вендинговые автоматы

4 млрд руб. в год могут составить поступления от вендингового бизнеса в столичный бюджет

Источник: данные Национальной ассоциации автоматизированной торговли (НААТ), ФГУ «Гормост», опрос мобильного приложения «Активный гражданин»

Без Шаронова не работает

Столичные власти обещают создать единую схему размещения нестационарных торговых объектов (НТО, к ним относятся и вендинговые автоматы) не первый год. «Эта схема — нечто эфемерное, на контурных картах крестиками обозначены разрешенные места размещения объектов, — рассказывает предприниматель и муниципальный депутат Марушкино Ольга Косец. — Такие карты существуют отдельно по каждому району города, по отдельным паркам и ведомствам — метрополитену, ФГУ «Гормост».

Впервые об общей схеме размещения аппаратов чиновники заговорили весной 2012 года, когда на заседании межведомственной комиссии (МВК) рассматривались планы по развитию автоматизированной торговли. Тогда предполагалось, что на улицах, в парках, на остановках транспорта и в метро к концу 2015 года появится до 90 тыс. вендинговых автоматов, которые позволят упростить покупку каких-то простых вещей и продуктов, а значит, повысят комфорт и качество городской среды. В презентации департамента торговли и услуг (имеется в распоряжении РБК) указывалось, что это позволит увеличить доходы городского бюджета на 4 млрд руб. в год.

К весне 2013 года в департаменте торговли и услуг были разработаны общие принципы реализации проекта «Вендинг». В презентации проекта для МВК (копия есть у РБК) говорится о минимальных планах — ежегодно размещать 10,5 тыс. торговых автоматов в 2013–2014 годах. План-график реализации проекта предполагал, что схема размещения объектов должна была быть утверждена 29 августа 2013-го, а первые аукционы по продаже мест аренды должны были состояться 11 сентября того же года.

«Предполагалось, что на схеме будут обозначены места, где можно устанавливать вендинговые автоматы, к ним будет уже подведено электричество, — рассказал один из предпринимателей, принимавших участие в заседаниях МВК. — Это бы кардинально упростило процедуру установки аппарата на городской территории». Все места предполагалось реализовывать на аукционе: из презентаций МВК следует, что средняя стоимость аренды могла составить 23 тыс. руб. за 1 кв. м в год.

Но проект «Вендинг» так и не был реализован. «Курировавший проект Андрей Шаронов [бывший вице-мэр по экономической политике города] ушел из мэрии осенью 2013-го, заниматься этим вопросом стало некому, — объясняет собеседник РБК. — Существующие идеи разбросаны по разным департаментам, подчиняющимся различным вице-мэрам, которых заставить работать совместно может только лично Собянин. Не будет же он сам заниматься проблемой вендинга?»

Кроме того, отмечает участник рынка, развитие вендинга входит в прямое противоречие с борьбой против нестационарной торговли, которую ведет московское правительство. «По сравнению с киосками и палатками вендинг создает меньше рабочих мест, поэтому экономическая выгода от него для города неочевидна, — отмечает он. — Принципиальное отличие подхода Шаронова — он пытался выработать простые и понятные правила работы нестационарной торговли, а сейчас это заменено различными фестивалями варенья-печенья, ярмарками выходного дня, которые никак не решают проблему нехватки торговой инфраструктуры «у дома», не повышают поступления в бюджет города, но позволяют все время имитировать активность власти в заботе о гражданах».

Число торговых автоматов в столице за последние три года увеличилось более чем на 60%, до 25 тыс. единиц, по оценкам Национальной ассоциации автоматизированной торговли (НААТ), но это втрое меньше, чем прежде планировали чиновники. К тому же автоматы размещены преимущественно на частной территории — в торговых центрах и офисах.

Как установить вендинговый автомат в Москве

Торговые автоматы, как и киоски, относятся к нестационарным торговым объектам (НТО)  — для их установки нужно предпринять одинаковые действия. По словам главы департамента торговли и услуг Алексея Немерюка, обращение с просьбой об установке НТО может подать любой гражданин: житель района или инициативная группа жителей, предприниматель или представитель общественной организации. «Москомархитектура готовит паспорт размещения — смотрит геооснову, возможность подключения коммуникаций, — рассказывает Немерюк. — Если установка объекта возможна, то решение о нем выносится на заседании межведомственной комиссии. При положительном заключении автомат включается в общую схему. После этого департамент по конкурентной политике проводит торги по аренде данного участка».

Муниципальный депутат Ольга Косец добавляет, что требуется также обязательное согласие муниципальных депутатов района, в котором предполагается установить НТО. «Пройдя различные ведомства и инстанции, предприниматель еще должен выиграть аукцион на право аренды созданной по его инициативе точки, — объясняет Косец. — Приблизительно в 50% случаев инициатор до финала не доходит».

Депутат предлагает упростить процедуру появления новых торговых точек путем проведения публичных голосований, например, через мобильное приложение «Активный гражданин», но пока это не нашло поддержки со стороны департамента торговли. «В таком случае мы получим 100 тыс. заявок на установку киосков и автоматов, — объясняет Немерюк. — Мы снова хотим заставить всю Москву ларьками?».

Дорогая аренда

«Не все так плохо, — заявил РБК президент НААТ Борис Белоцерковский. — У города возник новый интерес к теме вендинговой торговли, и уже утверждена программа установки первых 450 автоматов». Немерюк подтвердил, что новая схема установки 4 тыс. вендинговых аппаратов по всему городу уже разработана. «Она прошла согласование Москомархитектуры, в ближайшее время начнутся первые аукционы по правам аренды», — подчеркнул он. Пресс-секретарь Москомархитектуры Мария Ульянова сообщила, что ведомство пока никакой схемы не согласовывало.

В конце апреля аукцион на размещение вендинговых аппаратов провело ФГУ «Гормост»: в двух лотах были разыграны права аренды для установки 151 автомата на срок 11 месяцев. Первый лот аукциона подразумевал появление автоматов рядом с зоопарком и при выходе из станций метро «Курская» и «ВДНХ»: он вызвал наибольший интерес у участников, начальная цена выросла более чем вдвое, до 9,9 млн руб.; в итоге право установки 76 автоматов получило ООО «Искра Фудсервис», принадлежащее питерскому предпринимателю Егору Спиваковскому. Комментарий Спиваковского пока получить не удалось.

Белоцерковский считает, что цена аренды на аукционе была поднята чересчур высоко. «Мы также участвовали, но цена слишком выросла [до 12 тыс. руб. с аппарата в месяц], — объяснил он. — Возможно, победитель намерен вернуть часть средств за аренду за счет рекламно-маркетинговой деятельности, например покраски автоматов в цвета какого-то бренда». По словам Белоцерковского, московские власти считают вендинг очень прибыльным бизнесом, поэтому назначают такие высокие ставки аренды. По его словам, среднерыночная ставка в Москве — 10–20 тыс. руб. в год.

Представитель еще одной компании, которая участвовала в аукционе ФГУ «Гормост», уверен, что завышенные ставки аренды показывают, что власти просто не знают, как работает вендинговый бизнес. «Средний доход с одного кофейного автомата составляет в Москве 11 тыс. руб. в месяц, снекового — 25–30 тыс. руб. Как при таком обороте можно платить аренду в 5–12 тыс. руб. в месяц? — спрашивает он. — Рентабельность кофейного автомата еще позволяет отбить такую аренду, но кому нужен кофе из автомата при выходе из метро? Власти не хотят заниматься этой сферой бизнеса серьезно».​

Pro
Кто в IT может получать €5 тыс. в месяц, а кто не найдет работу
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Корпорации уже установили тотальный контроль над нами. Дальше будет хуже
Pro
Какие товары станут хитами на маркетплейсах в 2025 году
Pro
Русский Куршавель: как инвестировать в недвижимость на Алтае
Pro
«Русская рулетка»: как рассчитаться с китайцами — 5 схем
Pro
Темная сторона ЗОЖ: что такое хелсизм и чем он опасен
Pro
Как малоизвестный китайский производитель смартфонов покорил рынок Африки