Бизнес, 15 ноя 2015, 23:18

Глава «Эталона» — РБК: «Мы недооценены на бирже минимум в четыре раза»

Группа «Эталон» планирует выйти на новый для себя рынок арендного жилья. Председатель совета директоров группы Вячеслав Заренков рассказал, что нового он готов предложить рынку и чем нынешний кризис отличается от прошлых
Читать в полной версии
(Фото: Мария Плешкова для РБК)

— «Эталон» будет строить арендное жилье?

— Только в том случае, если мы найдем длинные денежные средства и партнеров, которым достаточно операционной рентабельности на европейском уровне — в районе 6–7%.​

— На рынке сейчас есть заинтересованность в таком типе продукта?

— Заинтересованность в арендном жилье есть. А так как конкуренции в этом сегменте еще нет, то если мы решим развивать данное направление, станем первыми и сможем занять флагманскую позицию.

— Группа «Пионер» вроде бы уже вышла на этот рынок?

— «Пионер» занимается строительством апартаментов. А апартаменты — это что-то среднее между отелем и жильем. Арендное жилье — несколько иной тип продукта.

Есть две-три компании, но не крупные, которые пытаются каким-то путем развивать этот бизнес [покупают и сдают квартиры в аренду]. Но видно, что они пытаются использовать для этого свои собственные денежные средства и заемные средства от банков — а это дорогие деньги. Здесь нужно совершенно другой подход иметь — нужен фонд, который готов работать на рынке арендного жилья из расчета 25–40 лет.

— В России есть такие фонды?

— Появляются.​ Сингапурские фонды заинтересованы, китайцы, как ни странно, заинтересованы, Гонконг, арабские страны. Некоторые российские фонды тоже рассматривают эту ситуацию, и, я думаю, они могут подключаться. Пока ведутся переговоры, я не могу называть компании.

— Если говорить про ваш основной бизнес, как сильно сократятся продажи квартир «Эталона» по итогам 2015 года?

— Мы еще в начале года говорили, падение продаж будет в пределах 30%, и основное падение придется на второй квартал, так оно и случилось. Но сегодня — ближе к концу года — продажи не просто восстанавливаются, а они увеличиваются даже по отношению к прошлому году. Мы заключаем по 40–50 договоров в день, то есть 800–900 в месяц. В итоге, думаю, падение по году будет меньшим, чем мы прогнозировали.

Председатель совета директоров группы «Эталон» Вячеслав Заренков (Фото: Мария Плешкова для РБК)

— Портрет ваших покупателей как-то изменился?

— Нет, это люди в возрасте от 28 до 50 лет, которые хотят улучшить свои жилищные условия и имеют какую-то определенную работу с достатком выше 50 тыс. руб. Увеличилась доля региональных покупателей: обычно она находилась в пределах 30–32%, но на конец третьего квартала выросла до 43%.​ Это говорит о том, регионы реагируют слабее на различные кризисные ситуации, чем столица и такие города, как Санкт-Петербург и Екатеринбург.

— Вам приходится делать большие скидки покупателям в ущерб своей марже?

— Сегодня нет предпосылок для этого, рост цен на недвижимость и рост себестоимости практически в одинаковой пропорции происходит. Ничего у нас не снизилось, маржа осталась. Мы продаем много квартир в рассрочку — это продуманная позиция, во-первых, мы заинтересованы, чтобы денежный поток поступал не одноразово, а на протяжении строительства наших объектов, во-вторых, квартира получается на 10% дороже. Даже, если мы используем заемные деньги, все равно получается небольшая прибыль от этой схемы.

Единственная неприятность: администрация продолжает нагружать девелоперские компании несвойственными нагрузками в виде создания инженерной и социальной инфраструктуры, которую нужно безвозмездно передавать городу. Вот эти требования абсолютно неправильны. Мы как законопослушная компания платим большие налоги, и за счет этих налогов можно построить и социальные объекты, и социальную инфраструктуру. Вот СУ-155, которая сегодня переживает тяжелые времена, оказалась в таком положении в том числе из-за непомерной социальной нагрузки. В то время, когда они рассчитывали свои возможности и планы, не было таких непомерных требований строить детские сады, школы, дороги и прочее.

— У вас есть проблемы с кредитованием?

— Для таких крупных компаний проблемы нет, банки кредитуют, и процентная ставка — более-менее приемлема: средняя у нас — 14%. Конечно, хотелось бы меньше, но терпимо. Год назад у нас была нулевая кредитная нагрузка, сегодня — 6,5 млрд руб., мы взяли кредиты для замещения 30-процентного снижения продаж.

— Была информация, что вы обсуждаете возможность обратного выкупа акций с биржи?

— Я не исключаю такой вариант. Только стоимость нашего портфеля проектов оценена в $2 млрд [компанией JLL на 31 декабря 2014 года], и это без учета других активов. А на рынке компания оценена в $500 млн! Получается, мы недооценены на бирже как минимум в четыре раза! Поэтому вполне возможно, что выкупим частично.​ Но останемся публичной компанией, делистинг мы не будем делать. Но на это должно быть решение совета директоров.

— Нынешний кризис отличается от предыдущих?

— Те кризисы [2008 и 2012 годов] были неожиданными, а этот — ожидаемый. Испуг был, когда люди вообще не знали, что такое кризис, а теперь говорят: «Ладно, пронесет, ничего страшного». Москвичи больше всех боятся. Думаю, проблемы, например уход с рынка компаний, станут особенно заметны после Нового года, где-то в марте ощутим влияние этой ситуации.

— Минстрой не исключает создание санатора для девелоперского рынка...

— Санатором может быть только Минстрой. Ни одна компания не возьмется за эту санацию. Я не готов, я не хочу достраивать за компаниями, которые сделали ошибки.​

«Эталон» в прибыли

В 1987 году в объединении «Союзэлектронстрой» было сформировано строительно-монтажное управление «ЛенСпецСМУ». В 1991 году оно отделилось от объединения, а в 1995-м было реорганизовано в ЗАО. Вокруг него стали формироваться дочерние структуры: в 2001-м для руководства группой была создана управляющая компания «Эталон». В 2011-м группа «Эталон» разместила депозитарные расписки на Лондонской бирже.

Группа строит жилье в Санкт-Петербурге (занимает до 20% рынка), Москве и Московской области, при этом у нее есть представительства в 14 городах (в том числе в Екатеринбурге, Норильске, Иркутске, Магадане и Владивостоке). Чистая прибыль «Эталона» в 2014-м составила 8,36 млрд руб., что на 26% больше показателя 2013 года.

Pro
Высокий фикс и падающий процент. Почему отделы продаж не зарабатывают
Pro
Как западные бренды симулируют уход из России
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
«Будут искать сурьму во дворе»: выживут ли США без сырья из Китая
Pro
Чего ждут и боятся FMCG-компании — опрос 100 СЕО и топ-менеджеров
Pro
Мифы работы с зумерами. В чем ошибаются компании, а что правда
Pro
Новые торговые войны Трампа: что ждет Канаду и Мексику — The Economist
Pro
Стоит ли ждать падения цен на новостройки после отмены дешевой ипотеки