Бизнес, 19 июн 2015, 18:51

Глава X5 — РБК: «Розница всегда адаптируется к новым условиям»

Исполнительный директор X5 Retail Group Стефан Дюшарм рассказал РБК о том, в чем его компания выигрывает от кризиса, как на ее работу влияют санкции и что нынешней российской аудитории нужно от супермаркетов
Читать в полной версии
(Фото: Екатерина Кузьмина / РБК)

— Российская экономика сейчас не в лучшем состоянии: покупательная способность населения заметно снизилась, из-за девальвации рубля подскочили цены на продукты, инфляция продолжает оставаться на высоком уровне. Как это отразилось на ваших потребителях, изменился ли средний чек?

— Экономика сейчас действительно не в самом простом состоянии. Покупатели осторожны, они стали чаще ходить в магазины формата «у дома» и реже — в супермаркеты и гипермаркеты. Это касается не только X5 Retail Group, но и всей розницы. Поскольку мы мультиформатный ретейлер, с одной стороны,​ для нас это позитивно, а с другой — немного негативно.

У потребителя произошло снижение реальных доходов. Поэтому он более внимательно смотрит на цены, ищет акции, и если в категории есть более дешевое предложение, выбирает товары «первой цены». Наша задача — следить за покупателем и постараться помочь в этой ситуации. Мы достаточно активно проводим акции и усилили нашу работу с поставщиками по сегменту «первой цены».

— Если говорить об оттоке покупателей из супермаркетов и гипермаркетов, как вы думаете, причина только в изменении потребительского поведения или есть причины внутри компании и самих магазинов?

— Недавно был юбилей сети «Перекресток», он вообще был первым супермаркетом в России. Мы видим, что, несмотря на кризис, в России есть средний класс, в основном в больших городах. Мы считаем, что средний класс хочет посещать нормальный европейский супермаркет с хорошим ассортиментом. И несмотря на все кризисные явления, качество товаров, категория «фреш», тема здоровья с каждым годом становятся все важнее для покупателя. Такую аудиторию можно обслужить в супермаркете, в котором есть широкий ассортимент таких товаров. ​Мы до сих пор верим в этот формат, те изменения, которые мы провели в «Перекрестках», принимаются потребителем. Хотя общая динамика трафика стала немного отрицательной, есть очень позитивные изменения со стороны наших потребителей формата «супермаркет».

— Немного конкретнее. Сейчас ваша наиболее эффективная сеть — «Пятерочка»? Как изменилась аудитория, выручка «Перекрестка», «Каруселей», что вы увидели в первом квартале 2015 года?

— Мы начали перестраивать «Пятерочки» еще два года назад, и эти изменения принимаются покупателем очень позитивно. Мы усилили процесс органического роста. Влияет и новый внешний фактор — текущее состояние экономики: «Пятерочка» стала бенефециаром всего этого. Но хотя одна из наших торговых сетей работает получше, чем другие, у других сетей есть свои прекрасные перспективы.

— «Пятерочка» ваш локомотив, на нее приходится более 70% выручки группы. Инвестируете ли вы сейчас в цены, увеличили ли вы промоактивность, как это сказывается на рентабельности сети?

— Рентабельность «Пятерочки» действительно неплохая из-за нескольких факторов. Главная причина в том, что пошел трафик, он позитивен по всем регионам. Покупатели реагируют на обновленные магазины и их ассортимент. Это позволяет нам больше работать с ценами. И поставщики заинтересованы в поддержании такого локомотива роста. Это win-win для всех. А общий результат такой, что впервом квартале «Пятерочка» показала рост.

[В первом квартале 2015 года выручка дивизиона увеличилась на 34,7% в сравнении с тем же периодом прошлого года.]

— К маю 2015 года вы планировали принять новую стратегию развития гипермаркетов. «Карусель» показывает наиболее слабые результаты среди всех сетей компании. Приняли ли вы новую стратегию, каких капитальных затрат она потребует и когда мы сможем увидеть рост в показателях?

— Как мы уже говорили год назад, у «Карусели» есть свое место в X5 Retail Group. И у гипермаркетов в российском ретейле есть свое место. Наша новая стратегия более региональная, эта стратегия относительно более компактных гипермаркетов. Мы не будем участвовать в сегменте big box [гипермаркеты большой площади]. Важнейшую роль в развитии гипермаркетов будет играть собственное производство, удобство местоположения, близость к центру города.

— В каких городах вы смотрите новые площадки и о каких площадях идет речь, если вы говорите, что не пойдете в формат big box?

— Московская область — очень привлекательный регион для «Карусели», она наш главный фокус. Мы продолжаем работать в Санкт-Петербурге, несмотря на очень высокую конкуренцию, это место рождения сети. Нам интересны южные регионы.

— Сейчас оживленно обсуждается законопроект поправок в закон «О торговле», которые, по мнению участников отрасли, крайне болезненны. «Законопроект Яровой» предлагает лишить сети ретробонуса, бэк-маржи и т.д. Если он будет принят в текущей редакции, как это повлияет на вашу компанию, на отрасль в целом?

— Действительно, сейчас вокруг этого большая активность. Законопроект не один, их несколько. Нужно заметить, что текущий закон родился в 2009 году и за эти пять лет был создан неплохой баланс и в рознице, и в экономике. Был создан треугольник: поставщик, ретейлер, покупатель, и баланс этого треугольника неплохо работает.

Мы, конечно, участвуем в дискуссиях о возможных изменениях в законе. Я бы хотел только отметить, что розница — это массивная нервная система. Тысячи магазинов по всей стране, миллиарды посещений наших объектов и магазинов наших конкурентов. И я не уверен, что одно изменение поможет правильно работать во всей системе. В этой связи мы больше верим в подход саморегулирования. Мы считаем, что есть большой выбор разных инструментов работы между поставщиками и ретейлерами. Нужно сбалансированно пользоваться этими инструментами.

— В последнее время группа активно ищет нестандартные помещения для «Пятерочки» — площади «Военторга», Потребкооперации, помещения «Ростелекома». С чем это связано?

— Это настоящее партнерство в поиске магазинов. Например, в случае с «Военторгом» их сотрудники работают по нашей системе, нашим технологиям и с нашими поставщиками. Это дает возможность укрепить свои магазины. А сами объекты мы получаем по схеме обратного франчайзинга. Для нас это дополнительные возможности экспансии, поддержки роста.

«Ростелеком» — это немного другая история, мы просто используем помещения, которые они не задействуют.

— В регионах присутствия этих площадок нет других достойных помещений? Или есть какая-то другая причина?

— Я бы так не сказал. Партнерство — это дополнительный способ получения площадей. Есть разные способы поиска помещения, и нужно их использовать: это и аренда, и покупка, и стройка. Это набор инструментов, чем он богаче, тем лучше. Мы, кстати, гораздо больше в последнее время строим. Не только «Карусели», но и «Пятерочки». ​Просто надо быть более креативными.

— Учитывая текущую ситуацию будет ли сохраняться активность в M&A в этом году? Как изменится рынок по сравнению с прошлым годом, уйдут ли мелкие игроки, которые, например, будут куплены? Будут ли закрываться магазины небольших сетей?

— Текущая ситуация — это возможность для нас, нужно признать, что региональным сетям гораздо сложнее. В текущей ситуации мы видим для себя возможности как органического развития, так и M&A. Мы всегда изучаем разные сделки. Наш фокус на органическом росте, но если мы можем добавить интересную региональную сделку, мы всегда готовы, но не отвлекая команду от текущей работы.

— На форуме очень много обсуждаются санкции. Как торговое эмбарго повлияло на ваш бизнес? По словам наших многих собеседников, сети стали более сговорчивыми с поставщиками, так ли это?

— Как я уже сказал, розница — это такая нервная система, которая всегда адаптируется к новым условиям. В этом ее ценность. Мы адаптировались к ним. Были непростые моменты, произошло снижение ассортимента — это не только наша проблема, но и проблема для покупателей.

Мы действительно немного по-другому начали общаться с поставщиками. Я очень верю в концепт импортозамещения, это шанс для региональных производителей. Наш рост — это их рост. Если производители могут дать нам качественный товар, который интересен нашим покупателям, мы готовы работать даже в виде партнерства, с привлечением банков, которые профинансируют эти партнерства.

— Недавно «Дикси», сообщая данные за первый квартал 2015 года, раскрыла товарные потери из-за прямого импорта продукции, которые привели к убытку. X5 не раскрывала данных о товарных потерях, связанных с пересмотром контрактов по импорту. Были ли они велики?

— Не могу комментировать финансовые результаты конкурентов и раскрывать подробности по нашим сетям. Общая картина по каждой сети приемлемая, мы довольны.

— Но доля прямого импорта снижается в связи с изменением курсов валют?

— Доля относительно стабильная, она снижается совсем немного. Есть замены одних стран на другие. Зато увеличивается доля прямого импорта по другим товарам.

— В прошлом году вы говорили об идее листинга на российской бирже, приняли ли вы уже решение?

— Мы изучаем эту возможность, если это будет выгодно для наших инвесторов, мы это сделаем.

— Как вы планируете закончить текущий год? Есть какие-то прогнозы?

— Официального прогноза нет, мы хорошо растем​ и намерены расти дальше, конечно, сохраняя прибыльность. Мы не готовы к росту любой ценой — это должен быть хороший прибыльный рост, и мы в состоянии его достигнуть.

— Чиновники не «кошмарят» бизнес? Прокуратура ранее предпринимала попытки сдерживания цен, сейчас этого не происходит?

— Это все рабочие моменты, с которыми мы нормально справляемся. Часть ежедневной работы.

Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
«Эффективность — это ругательство»: главное о менеджменте от Минцберга
Pro
Как правильно восстанавливать силы: три принципа качественного отдыха
Pro
Обыск или выемка: почему необязательно давать пароли от личных устройств
Pro
Вечные. Как экс-топ ЛУКОЙЛа продает жизнь после смерти за ₽10 тыс.
Pro
«Покупка жилья станет роскошью». Что происходит с ипотекой в России
Pro
«Стоим на пороге тяжелого кризиса». Что ждет российскую угольную отрасль
Pro
Из-за чего люди чувствуют себя бедными и почему дело не только в деньгах