Финансы, 19 июл 2017, 16:40

Глава АКРА — РБК: «Не все были готовы к окончанию переходного периода»

О том, что тормозит процесс рейтингования по национальной шкале и почему не все банки раскрывают рейтинги АКРА, РБК рассказала генеральный директор АКРА Екатерина Трофимова
Читать в полной версии
(Фото: Екатерина Кузьмина / РБК)

— Насколько вы оцениваете готовность эмитентов и финрынка к вступлению новых норм?

— Стоит признать, что не все оказались готовы к окончанию переходного периода, хотя о законе и реформе было известно еще с лета 2015 года. Полностью сформирована необходимая нормативная и регуляторная база. Но требования по рейтингам для участников рынка продолжают обновляться и дополняться, но это непрекращающийся процесс, так как регуляторы по всему миру их постоянно актуализируют в зависимости, в частности, от приоритетов денежно-кредитной политики. Именно этим, например, а не рейтинговой реформой объясняется недавнее ужесточение требований по ломбардному списку Банка России. В России примерно 270 эмитентов имеют рейтинги «большой тройки» международных агентств. Более трети из них уже получили используемые в регулировании рейтинги аккредитованных национальных рейтинговых агентств. При сохранении текущей активности по запросам на рейтинги и если не будет искусственного затягивания процесса самими эмитентами, всё оставшееся количество эмитентов с рейтингами «тройки» можно перерейтинговать до конца года.

— В настоящее время АКРА присвоило кредитные рейтинги 43 эмитентам, в том числе четырем компаниям корпоративного сектора. Компании по-прежнему мало активны? В связи с чем? Сколько рейтингов, по вашим оценкам, выдаст АКРА к концу года?

— Сначала за рейтингами пошли финансовые институты, затем — субфеды. Только после этого стали обращаться корпорации. Надо отметить, что компании традиционно реагируют медленнее. Это повторяет сценарий конца 1990-х — начала 2000-х с «тройкой» международных агентств. Тогда было так же. Мне сложно прогнозировать количество публичных рейтингов АКРА на конец этого года, так как именно эмитенты принимают решение о раскрытии рейтингов. И если что-то в уровне рейтинга или рейтинговом заключении их не устраивает, то рынок не узнает о рейтинге.

— Что тормозило процесс национального рейтингования?

— Общее недоверие к серьезности намерения государства реформировать рейтинговую отрасль и медленное признание аккредитованных национальных агентств в регулировании. У нас рынок безальтернативно более 20 лет просуществовал на рейтингах «тройки» по международной шкале. Причем такая ситуация уникальна именно для России и некоторых других стран СНГ. В других странах, например в других странах БРИКС, именно своя национальная рейтинговая индустрия составляет основу финансовой инфраструктуры.

Даже во многих развитых странах, в том числе в Японии, международные рейтинговые агентства не занимают столь сильных позиций, как в России.

Екатерина Трофимова (Фото: Олег Яковлев / РБК)

— С 14 июля ЦБ также прекращает использовать иностранные рейтинги для регуляторных целей, но, в частности, еще полгода для инвестирования со стороны пенсионных фондов, страховых компаний будет продолжать использоваться альтернативный российскому рейтингу критерий — включение в высший котировальный список Московской биржи. Какие-то еще «дедушкины» оговорки есть?

— Минфин, Минэк и ряд других ведомств еще не все свои требования по рейтингам опубликовали. Для ПФР, ВЭБа, инвестирования средств госкомпаний переходный период продлится несколько месяцев. Но это не означает, что рейтинговую реформу перенесли. Вектор перехода на национальные рейтинги четко определен. Дата 14 июля 2017 года для перехода на национальные рейтинги закреплена в законе и выполняется. Просто дается еще некоторое время на завершение всех необходимых рейтинговых процедур.

— Известно, что ряд эмитентов оплачивали АКРА рейтинг, получали его, а потом не раскрывали. Раскроют в итоге, на ваш взгляд?

— Да, такие случаи есть, они не единичны. Однако еще нет ни одного разрыва договора: такие эмитенты продолжают предоставлять информацию, сотрудничать и, следовательно, могут еще раскрыть наши оценки, если инвесторы будут требовать именно наши рейтинги.

— ВТБ, который не стал озвучивать ваши рейтинги, заявлял, что готов выйти из капитала АКРА. В какой перспективе это возможно и насколько, на ваш взгляд, эти намерения были серьезными?

— С момента создания АКРА у нас не было изменений акционерной структуры. В частности, никто из акционеров-основателей не выходил из капитала. До истечения трех лет с момента подписания акционерного соглашения акционеры агентства вправе отчуждать акции только лицам, контролирующим этого акционера или подконтрольным этому акционеру. Возврат инвестиций АКРА не предусмотрен.

— Рынок уже давно обсуждает шкалу соответствия рейтинговых агентств. Когда обсуждение планируется закончить?

— Банк России еще продолжает работу по определению соответствий. Я очень надеюсь, что до конца этого года будут опубликованы конкретные результаты.

Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
Мозг все равно вас обманет: Даниэль Канеман — о когнитивных искажениях
Pro
Высокопроизводительный задира: как управлять токсичным топ-перформером
Pro
Второй «пузырь доткомов»: как может выглядеть крах ИИ
Pro
Что вместо секса: как создавать рекламу в мире гендерного равенства
Pro
Как найти подход к «плохому» руководителю: советы тем, кто не может уйти
Pro
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой
Pro
«Это лишь пропаганда США». Джеффри Сакс — о кризисе в экономике КНР