Политика, 23 янв 2015, 17:23

Николай Бордюжа – РБК: «У нас не палочная система, как в НАТО»

Прошедший год стал переломным для системы глобальной безопасности: военный конфликт в Донбассе, ответный разрыв сотрудничества НАТО с Россией вкупе с расширением военной инфраструктуры альянса вблизи российских границ стали новыми угрозами Организации договора коллективной безопасности во главе с Россией, считает генсек организации Николай Бордюжа. В интервью РБК он рассказал, как блок будет отвечать на эти вызовы
Читать в полной версии
(Фото: ТАСС)

– Прошедший год называют годом перелома для международной системы отношений и мировой безопасности. Изменился ли, на ваш взгляд, набор угроз, с которыми сегодня сталкивается мир и страны ОДКБ?

– За последний год набор угроз серьезно изменился. Я бы разделил все проблемы, связанные с безопасностью на две категории. Первая — это глобальные проблемы, влияющие на формирование и развитие общемирового геостратегического климата, и проблемы региональные, которые характерны для отдельных регионов и, в частности, для «пространства ОДКБ». 

Если говорить о глобальных проблемах, то это фактически слом системы глобальной безопасности, это стремление к изменению военно-стратегического паритета со стороны США и НАТО, это прекращение ими в одностороннем порядке сотрудничества в сфере антитеррора и, как следствие, активизация террористического интернационала. Мы видим, что те международные институты, которые ранее достаточно эффективно действовали, в том числе Совет безопасности ООН, сегодня снизили свою эффективность в связи с все более возрастающей конфронтационностью в международных отношениях, проявившихся в последнее время.

– Если говорить о странах ОДКБ, то какие угрозы вы бы выделили?

– Нас (в ОДКБ помимо России входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан) беспокоят очаги напряженности в непосредственной близости от границ наших государств – это Украина, Нагорных Карабах, обострение конфликта в Приднестровье, Афганистан и полная деградация внутренней ситуации в этой стране. Как бы нам ни говорили представители НАТО, что операция международной коалиции в Афганистане принесла успех, на самом деле это провал. Как были банды, так они и остались, как были террористы и движение «Талибан», так оно и продолжает функционировать, как была нестабильность, так она и сохранилась. Плюс к этому, мы должны говорить о высоком уровне наркотрафика: он с каждым годом увеличивается из Афганистана.

Естественно, в списке угроз активизация террористической деятельности – все, что связано с ИГИЛ, «Аль-Каидой», «Талибаном» – все это влияет на террористическую деятельность во всем мире. Сохраняются и традиционные вызовы: незаконная миграция, преступная деятельность в информационной среде, крупные техногенные или природные катастрофы.

– Первым делом вы назвали как угрозу ситуацию на Украине. Есть ли у ОДКБ возможность оказать влияние на этот кризис, вмешаться в ситуацию?

– Я бы очень не хотел, чтобы какое-либо вмешательство ОДКБ произошло. У нас, конечно, есть потенциал и силовой, и миротворческий, и политический. Например, миротворческие силы, которые могут быть задействованы и за пределами зоны ответственности Организации при определенных условиях. Но участие ОДКБ возможно при согласии противоборствующих сторон. Я так понимаю, что в условиях «особой любви» руководства Украины к ОДКБ такое согласие вряд ли они дадут.

Политический потенциал ОДКБ используется: это деятельность президента Белоруссии Александра Лукашенко, и инициативы российского президента Владимира Путина, ориентированные на то, чтобы продолжать минский процесс, и инициативы президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в отношении так называемой «нормандской четверки».

– Представляют ли риск для стабильности в России возвращение из Донбасса воюющих на стороне самопровозглашенных республик россиян?

– На Украине если и есть российские добровольцы, то они поехали туда из своих патриотических чувств, исходя из своего трепетного отношения к русским как нации, к Новороссии, желания сохранить это русское  единство – не позволить уничтожить наших соотечественников там. Не думаю, что эти люди, возвращаясь домой, будут подрывать основы безопасности или государственности в своей стране. Нас больше беспокоят другие люди, уехавшие воевать в Сирию или Ирак.​

– В ответ на украинский кризис НАТО заявило о расширении своей инфраструктуры в Восточной Европе. Какой будет ответ от стран ОДКБ?

– Украинский кризис – это большой рукотворный подарок для НАТО. У них была проблема, чем заниматься. Они себя занимали то Афганистаном, то Ближним Востоком, то бесполетной зоной над Ливией, теперь вот появилась Украина и очередной повод для оправдания необходимости развивать организацию дальше. Хотя, в моем понимании, в том виде, в котором существует сейчас эта организация – это анахронизм. НАТО – это военный союз, ориентированный на решение проблем военными средствами. ОДКБ в этом смысле кардинально отличается, мы одинаково развиваем, кроме военной составляющей, и другие направления деятельности – обеспечение безопасности государств-членов ОДКБ приоритетными для нас политическими средствами, а при необходимости – и с использованием силы, противодействие вызовам и угрозам в информационной, правоохранительной сферах, антинаркотической, миграционной сферах коллективном реагировании на природные и техногенные катастрофы.

Мы знаем о решениях и намерениях НАТО и понимаем, что осуществляемая в Альянсе военная деятельность – будь то создание военных баз или проведение военных учений проецируется на Восток в сторону государств-членов ОДКБ. Просто так военные деньги не тратят, они тратят их для того, чтобы действовать в этом регионе. В ОДКБ это должны это учитывать, и это учитывается. Естественно, для парирования возрастающей угрозы принимаются соответствующие решения и практические меры, прежде всего с опорой на Восточно-Европейский регион коллективной безопасности.  

– Какие это решения?

– Увеличение российской авиационной составляющей на территории Белоруссии. Будет ли это база или совместное патрулирование границ – это будет определено в двустороннем формате. Также это проведение учений российскими и белорусскими вооруженными силами на западных границах и ряд других совместных мероприятий.

Армения и Азербайджан должны найти решение

«В Нагорном Карабахе ситуация в прошедшем году резко обострилась. Меня поразила цифра: за три летних месяца полторы тысячи нарушений правил и договоренностей о прекращении огня – это значит, что идет постоянная перестрелка. Это пугает, потому что это все может привести к более страшным действиям, дойти до более серьезных и страшных событий событиям. Альтернативы мирному решению нет: если там полыхнет, то вспыхнет весь Кавказ и остановить это будет очень сложно, надо договариваться».

– Почему, на ваш взгляд, НАТО так и не начало сотрудничать с ОДКБ хотя бы в антинаркотической сфере?

– Логика всех последних событий на Украине дает нам объяснение, почему НАТО отказывалось от какого-либо взаимодействия – у них были другие политические задачи. Не в их интересах поддерживать интеграционные процессы на постсоветском пространстве.

– В этом году в Афганистане началась новая миссия стран НАТО. Как вы ее оцениваете?

– Представители НАТО говорят, что новая миссия будет прежде всего ориентирована на подготовку вооруженных сил Афганистана. Но это не самое главное. Главное для них сохранить свое присутствие и деятельность баз, которые они там выстроили.

– Как страны ОДКБ намерены реагировать на ситуацию в Афганистане, которую вы называете деградирующей?

– В сентябре 2013 года на заседании Совета коллективной безопасности в Сочи было принято решение глав государств-членов ОДКБ относительно помощи Таджикистану. Часть этого решения – охрана таджикско-афганской границы – определенное оборудование поставлено на границу Таджикистана с Афганистаном. Кроме того между Россией и Таджикистаном подписана программа по перевооружению таджикской армии, это сделано в рамках двусторонних отношений, но на благо ОДКБ.

– Еще одним большим блоком вопросов на саммите глав государств в декабре была информационная безопасность. Почему такое внимание уделяется и какова логика этой работы?

– Информационное поле сегодня – это поле борьбы, войны. Мы это видим на примере наших соседей на Украине. За очень короткий промежуток времени, их западные и американские «партнеры» ввели нацию в состояние откровенного антироссийского психоза, и все это делалось на основе информационных технологий, люди превратились в зомби.

Информационная среда – это ареал трудноконтролируемой деятельности, которая может быть направлена на дестабилизацию обстановки в государстве и насильственную смену власти в любой стране, дестабилизации обстановки. Мы знаем, как  организовывались перевороты и крупные акции неповиновения в Молдове и на Украине, в Ливии и Египте. Нельзя допустить, чтобы информационное поле наших государств использовалось в качестве плацдарма для подрывных акций против государства, против существующего строя, против стратегических установок, которые государства закладывают в основу своей политики.

– Как вы собираетесь действовать?

– Мы должны не контролировать, не включать элементы цензуры, а выявлять попытки использования информационных ресурсов в преступных и антигосударственных целях. На это нацелено взаимодействие в информационной сфере: проведение профилактических мероприятий таких, как операция ПРОКСИ, создание координационно-консультативного центра по киберинцидентам, который будет объединять усилия всех стран по противодействию преступному проникновению в информационные сети и дезорганизации информационных ресурсов.

– То есть, прежде всего, вы будете бороться с проявлениями экстремизма?

– Да, работа заключается в выявлении экстремистских сайтов, ресурсов, способствующих вербовке в террористические и экстремистские организации, распространению наркотиков, детской порнографии.

– Вы говорите и об опасности антигосударственной деятельности в информационной среде. У стран ОДКБ в этой части разная практика действий. В Таджикистане, например, не редки случаю блокировки социальных сетей и сайтов без объяснений причин и уведомлений. Как вы оцениваете такие механизмы?

– Руководство любой страны, исходя из сложившейся ситуации, предпринимает меры, которые защищают эту власть, эту страну от попыток вредного воздействия. Я думаю, что иногда возникает необходимость в  таких действиях, но я не вижу здесь ничего страшного. Если это не на постоянной основе, если это не введение цензуры и не ограничение демократических свобод на постоянной основе, а временное ограничение, то это возможно, это жизнь. Во время войны объявляется целый набор ограничений для граждан – власть должна реагировать. Другое дело, что в мирное время не может быть необоснованных попраний демократических прав.

Расширение ОДКБ

«Пока заявок на вступление в организацию нет. Мы работаем шестеркой при полной солидарности, очень дружно, позиции глав государств практически на 99% совпадают. По линии Парламентской Ассамблеи ОДКБ работа расширяется: в нее вошли Сербия и Афганистан, сейчас интерес к работе в парламентском формате проявляет Иран». 

– Возможны ли выработки единых стандартов взаимодействия для стран ОДКБ в случае угрозы государственной стабильности в информационной среде?

– Видимо, мы к этому придем, хотя пока об этом не говорим. Скорее всего, и мир придет к регулированию информационного пространства. Ведь это определенная среда обитания и общения, и там тоже должен регулироваться правопорядок, как регулируется порядок на улицах. Думаю, мы придем или к информационной полиции, или своду законов поведения.

– В организациях так называемых «оранжевых революций» нередко обвиняют некоммерческие организации. Считаете ли вы необходимым введение в странах ОДКБ единых правил работы таких организаций?

– Нет, не считаю. А разве это вообще возможно? В каждой стране есть свои законы, и мы в своей работе должны с этим считаться. Мы в свое время проводили встречи с  НКО, которые специализируется на работе в сфере безопасности. Подавляющее большинство этих организаций работают с положительным опытом для общества за редким исключением тех, кто просто сидит на деньгах иностранцев и выполняет их заказы.

– На саммитах ОДКБ постоянно говорится о необходимости усиления внешнеполитической координации. Однако голосования в ООН показывают, что она не происходит. Например, против резолюции о признании территориальной целостности Украины с учетом Крыма в марте из стран ОДКБ вместе с Россией проголосовали только Армения и Белоруссия. Почему не удается выступать с единых позиций?

– Ничего странного здесь нет. У нас не палочная система как в НАТО, там за непослушанием следует давление, абсолютно беспардонное. У нас нет такого. Все наши страны голосуют, исходя из своих национальных интересов,​ и это нормально.  Мы не драматизируем ситуацию. Конечно, было бы отлично, если бы они сказали вместе «да» или «нет», но есть договоренность глав государств не давить друг на друга в таких вопросах. У нас демократии гораздо больше, чем у соседей, и это здорово. Хотя, конечно, результаты голосования по некоторым вопросам вызывают разочарование. 

Pro
«В постоянном поиске». Как импортеры решают проблемы с платежами за рубеж
Pro
Уволили за эксперименты: каково работать в Revolut — в шести пунктах
Pro
Русский Куршавель: как инвестировать в недвижимость на Алтае
Pro
Вуду-экономика. Почему США в 2025 году повторят ошибки Аргентины
Pro
Какие предбанкротные сделки должника Верховный суд считает нормальными
Pro
«Успех надо тиражировать». Мифы, которые погубили известные компании
Pro
Стоит ли ждать падения цен на новостройки после отмены дешевой ипотеки
Pro
«Русская рулетка»: как рассчитаться с китайцами — 5 схем