Общество, 20 фев 2014, 12:33

Здоровье на связи

Основатель и генеральный директор компании Dacadoo Питер Онимус – о специфике инвестиций в биотехнологии и IT, а также о том, как заработать на стремлении людей к здоровому образу жизни
Читать в полной версии
Фото: Архивы пресс-служб

Онлайн-поиск, социальные сети, электронная коммерция – каких-то два десятилетия назад трудно было представить, что эти сегменты способны приносить миллиарды долларов. А сегодня бал в мировой IT-индустрии правят интернет-гиганты – Google, Facebook и Amazon. Швейцарский предприниматель Питер Онимус, много лет инвестировавший в биотехнологии, также надеется, что Интернет поможет ему заработать, и рассчитывает создать новый сегмент – управление здоровьем онлайн. Для этих целей он запустил проект Dacadoo, который называет «социальной сетью здорового образа жизни». О различии проектов в сфере биотехнологий и IT, серьезных и «игровых» деньгах, о том, как здравоохранение переходит в онлайн, и перспективах своего проекта бизнесмен рассказал в интервью журналу «РБК».

Биология в «цифре»

По какому принципу вы выбираете проекты для инвестиций?

Есть два главных критерия: идея должна быть массовой или революционной, способной кардинально изменить положение дел в отрасли. Серьезные деньги, то есть основной капитал, я использую для проектов, удовлетворяющих первому критерию. Для инвестиций в высокорисковые инициативы существуют средства, которые я называю «игровыми». К примеру, мировая отрасль здравоохранения с оборотом в 6 трлн долларов постепенно переходит в онлайн, это массовый рынок, поэтому я решил вложить довольно большую сумму в платформу Dacadoo. Из революционного: недавно мы инвестировали в разработку первого в мире сердечного клапана, созданного из собственных клеток тела. В Научном центре сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева успешно провели операцию по его пересадке. Благодаря этой технологии «сердечникам» не нужно переносить в течение жизни до пяти операций, как раньше, хватит одной. Но окупаются подобные вложения значительно сложнее и дольше, ведь операции на сердце редкие и дорогие – от 100 тыс. до 300 тыс. долларов.

У вас есть проекты в сфере биотехнологий и IT. Какие перспективнее?

По сравнению с IT биотехнологии требуют большего объема вложений – 70–250 млн долларов против 20–50 млн, при этом на начальной стадии такие проекты финансируют в основном частные инвесторы, готовые инвестировать с высокой долей риска. На более поздних этапах, когда уже имеется действующий прототип, деньги привлекать проще. Кроме того, развитие биотехнологического бизнеса занимает больше времени. Два года назад я продал американской Alcon свою технологию производства лекарства от катаракты за 700 млн долларов, но к этому я шел с 1998 года. Компания, делающая клапаны, работает девять лет, и, думаю, нам понадобится еще три-четыре года, чтобы подготовить ее к продаже. Что касается IT, то здесь время выхода из бизнеса, как правило, пять лет после запуска.

Вы упомянули, что здравоохранение постепенно переходит в онлайн. Что имеется в виду?

Биосенсоры, мобильные приложения и различные программы для тех, кто хочет следить за здоровьем и вести правильный образ жизни. Объем этого рынка в мире составляет порядка 3,5 млрд долларов, но аналитики обещают быстрый рост в ближайшие годы. Так, американская компания IMS, которая как раз занимается информационными технологиями в здравоохранении, прогнозирует увеличение оборотов в отрасли как минимум на 65% ежегодно, а в отдельных сегментах – до 250%.

Насколько высок уровень конкуренции?

Все зависит от сегмента. Скажем, в области создания биосенсоров около 30 заметных игроков, среди которых три ярко выраженных лидера: компания Polar, специализирующаяся на пульсометрах и мониторах сердечного ритма, а также Fitbit и Jawbone, которые делают фитнес-браслеты, измеряющие количество пройденных шагов, затраченных калорий и качество сна.

Расскажите про главные тренды на рынке.

Происходит сближение технологических платформ и IT-решений. В последнее время производители устройств стали добавлять к продукту сервис в виде приложений, а телекоммуникационные компании, которые начинали с программного обеспечения, пробуют выпускать продукцию под собственным брендом. Deutsche Telekom предложила линейку товаров для мониторинга здоровья Medisana: с их помощью можно измерить давление, температуру, уровень сахара в крови и т.п., потом экспортировать полученную информацию на мобильное устройство при помощи специального приложения. Подобные вещи делают и американцы, например AT&T, Verizon. Этот тренд лег в основу концепции нашего «Индекса здоровья», который интегрирует данные с различных устройств и приложений и добавляет элемент социальных медиа.

Новый формат соцсети

Как родилась идея Dacadoo?

Сегодня многие категории в нашей жизни принято переводить в цифры. Почему бы не начать измерять здоровье? А заботу о нем превратить в игру и перенести в социальную сеть. Так и появилась концепция платформы, где можно следить за состоянием своего организма в числовом выражении, получать советы по правильному образу жизни, ставить цели и соревноваться с друзьями.

Сколько времени ушло на разработку?

От возникновения идеи до запуска платформы прошло более трех лет. В создании «Индекса здоровья» участвовало 35 человек семи национальностей, среди них четыре доктора медицинских наук и три бизнес-консультанта. Мы проанализировали огромный объем медицинской статистики, в итоге удалось выработать единый показатель – число от 1 до 1000, учитывающее параметры тела, качество и образ жизни.

Каков объем инвестиций?

На «Индекс здоровья» и различные приложения для него потратили около 20 млн долларов. В следующие 12 месяцев планируем инвестировать еще 10 млн в новые сервисы, в частности в один из важнейших проектов 2014 года – разработку технологии мгновенной оценки самочувствия человека.

Кто является целевой аудиторией проекта?

Люди, которые беспокоятся о своем здоровье, крупные корпорации, фитнес-центры, страховые компании.

По каким каналам идут продажи?

Каждый желающий может зарегистрироваться на сайте, попробовать бесплатную версию в течение 60 дней, а потом оформить подписку за 5 долларов в месяц. Люди либо платят за аккаунт самостоятельно, либо это делает их работодатель. Для крупных компаний есть система скидок: если организация покупает большое количество лицензий для всех сотрудников, то в расчете на одного человека стоимость будет меньше 5 долларов. Я считаю, что в перспективе наличие у работника индекса здоровья станет для корпораций таким же необходимым, как антивирус для компьютера. Когда ты платишь кому-то тысячи долларов ежемесячно, очень печально, если не можешь потратить еще несколько долларов на его здоровье. В конце концов, компаниям выгодно, чтобы сотрудники меньше болели: они будут реже пропускать работу, да и страховые выплаты снизятся.

Что насчет первых результатов?

Платформа была запущена в 2011 году, оборот Dacadoo растет примерно на 200% в год. Мы работаем в Германии, Великобритании, США, Бразилии и Австралии, а теперь и в России. Интерес к продукту также проявили ЮАР и Китай. Думаю, потребуется еще года два, чтобы сделать сервис массовым. Мы сотрудничаем с американской аптечной сетью Walgreens, у которой 130 млн клиентов, из них 71 млн присутствуют онлайн. Наша совместная программа лояльности будет завязана на «Индексе здоровья» – за счет этого рассчитываем получить миллионы новых подписчиков. В России тоже надеемся заключить договоры с несколькими крупными корпорациями, что даст толчок развитию рынка в стране.

Сколько подписчиков вы намерены привлечь в ближайшие 5–10 лет?

Мы ожидаем, что к 2020 году аудитория так называемых систем мониторинга образа жизни достигнет 500 млн человек. Эта цифра включает и пользователей различных приложений для смартфонов. Подобных приложений сегодня около 40 тыс., и мы не будем с ними конкурировать – напротив, предлагаем платформу, которая в состоянии интегрировать эти данные и использовать их при расчете индекса. Я надеюсь, что в течение пяти лет аудитория Dacadoo в мире вырастет до 20–50 млн человек. Что касается России, в ближайшие годы планируем заполучить 1–2 млн подписчиков, а вообще потенциальная аудитория составляет 5–10% населения, то есть до 15 млн человек.

Dacadoo вы тоже собираетесь продать?

Да. В инвестиционном плане Dacadoo ближе к IT-компании, нежели к биотехнологическому стартапу. Мы на рынке уже три с половиной года, так что, полагаю, через пару лет я смогу совершить выгодную сделку.

Pro
Знаки деменции появляются за 15 лет до диагноза. Как не пропустить их
Pro
Как найти подход к «плохому» руководителю: советы тем, кто не может уйти
Pro
Акции каких российских IT-компаний недооценены рынком
Pro
Список требований к директорам по маркетингу вырос. Чего от них ждут
Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить
Pro
Как прошло IPO МТС Банка и что будет с его акциями
Pro
ФНС взыщет ущерб за налоговые преступления бизнеса с физлиц. В чем суть