Пассивный залог
Два лагеря враждуют нынче, как Монтекки и Капулетти. Одни говорят, что в российской экономике все не так уж плохо, другие пророчат катастрофу едва ли не этой весной.У нас тоже появилась возможность бросить зернышко на чашу весов – увы, на горькую чашу. Наш рейтинг управляющих компаний на сей раз оказался печальнее, чем можно было ожидать. Ни один управляющий не смог сохранить деньги пайщиков, играя ими на рынке акций, ни один не смог обогнать инфляцию. Средняя квартальная доходность лидера нынешнего рейтинга в 1,5 раза ниже, чем у прошлогоднего победителя. И страшно подумать, что будет через год, когда на результатах скажется ужесточение денежной политики США.
Инвесторов среди россиян пока немного, и их трудно в этом винить. Ведь положить деньги на депозит в банк – рублевый, даже не задумываясь о выборе валюты – не только проще, но и, оказывается, выгоднее. При всех бешеных скачках рубля банковские вклады отлично противостоят инфляции, да к тому же защищены государственной системой страхования. А между тем рынок акций – это срез самой активной части экономики, портрет крупного и очень крупного бизнеса. При этом банки могут позволить себе высокий процент по депозитам во многом благодаря потребительским займам, выданным под еще больший процент.
Раскручивая цепочку причин и следствий, мы рано или поздно упремся в зарплаты бюджетников и доходы от экспорта сырья. Понятно, что это лишь грубый набросок картины мира. Но выходит, в российских условиях чем пассивнее стратегия, тем она выгоднее. Причем данный шаблон поведения универсален, верен не только для рядового вкладчика. Для экономики это еще не приговор, но совершенно точно – диагноз.