Общество, 19 мая 2014, 15:21

CHECK IN ИЛИ CHECK OUT?

Распространенность гостиниц крупнейших сетей дает хорошее представление о том, какие города наиболее популярны у туристов
Читать в полной версии
Фото: РБК

Откровений нет: две российские столицы впереди всех. Несмотря на то что добиться согласования девелоперских проектов непросто, все операторы – как люксовые, так и бюджетные – стремятся закрепиться в Москве и Санкт-Петербурге, поэтому соотношение отелей разной звездности здесь более равномерное. В связи с чемпионатом мира по футболу 2018 года гостиничные сети должны активизироваться и в других городах. Самый востребованный сегмент для гостей этого мероприятия – формат три-четыре звезды. Генеральный директор оргкомитета «Россия-2018» Алексей Сорокин недавно заявил, что отелей в регионах меньше, чем требуется, и местным властям необходимо стимулировать бизнес, чтобы довести количество номеров как минимум до оговоренных с FIFA 60 тыс. «Для некоторых городов это станет поводом ускорить реализацию своих объектов, притом что не все они чисто гостиничные, – говорит директор отдела консалтинга Colliers International Юлия Горлова. – Есть ряд МФК с более интересными для девелоперов проектами – торговыми центрами и офисами, где «в нагрузку» включены гостиницы, облегчающие согласование с городскими властями и градостроителями».

Главная проблема для тех, кто решил поездить по России, – найти достойный номер по приемлемой цене. Основное предложение в городах, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, приходится на трехзвездочные отели. Правда, многие из них – наследие советского прошлого и, мягко говоря, не соответствуют международным стандартам. А все потому, что, как говорит директор отдела консалтинга Colliers International Юлия Горлова, для девелоперов гостиницы по-прежнему наименее интересный формат недвижимости. Впрочем, это не относится к особо привлекательным площадкам.

Несмотря на ожидаемое оживление рынка в связи с чемпионатом мира по футболу 2018 года, для отельеров могут наступить не лучшие времена. «Аудитория гостиниц сетевых брендов, особенно четырех- и пятизвездочных, в немалой степени ориентирована на деловой туризм. При неблагоприятном развитии политических и экономических отношений между странами вероятно сокращение этих потоков», – отмечает г-жа Горлова. Это может повлиять на планы по строительству новых объектов. Конечно, предсказать, какой будет ситуация даже спустя несколько месяцев, сложно. Но пессимистичный сценарий включает усиление конкуренции, снижение загрузки и цен на размещение. И тут на коне окажутся крупные сетевые операторы, которые могут на какое-то время позволить себе демпинг и уменьшение прибылей.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЗВЕЗДЫ

В России в сегменте люксовых отелей первую скрипку играют, безусловно, между­народные операторы. А вот на рынке в целом их доля невелика. В большинстве городов-миллионников присутствуют такие российские бренды, как AMAKS и Azimut. Крупнейшие западные игроки – The Rezidor Hotel Group, Accor Group, Marriott International, InterContinental Hotels Group, Best Western International. По данным Knight Frank Research, на них приходится 80% номеров в гостиницах, работающих под иностранными брендами.

ТРИУМФ РУССКОЙ РИВЬЕРЫ

Количество гостиничных номеров на тысячу жителей – основной показатель, по которому судят о насыщенности рынка. Сравнение с европейскими мегаполисами доказывает, что российские города для отель­еров – непаханое поле. За исключением солнечного Сочи, ставшего благодаря Олимпиаде даже чересчур благополучным по этому показателю: он обошел подав­ляющее большинство европейских столиц. Теперь главное, чтобы туристы не подвели.

Позолоченное дно

В последние несколько лет выручка гостиничных операторов медленно, но верно росла. Прогнозы на 2014-й делать сложно: слишком много внешних факторов способно повлиять на рынок. Этот год может стать как трамплином для рывка, так и отправной точкой для снижения доходов игроков.

СРЕДНИЙ ПОСТОЙ

Москва – самый дорогой город, в том числе по стоимости гостиничных услуг. Это один из главных факторов, тормозящих развитие рынка в столице, где цены, вероятно, достигли потолка. В Knight Frank отмечают, что, восстановившись после финансового кризиса, стоимость номеров уже второй год находится примерно на одном уровне, а небольшие колебания связаны с нестабильностью курса доллара. Неизменна и средняя загрузка отелей: три года подряд она составляет 63%.

Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Почему ваша программа мотивации не работает — четыре причины
Pro
Прибыль медпроектов в Индии растет на 20% в год: что ждет на этом рынке
Pro
«Вернется к уровню 2021 года через 7‒9 лет». Что происходит с «Газпромом»
Pro
Товар из Китая задерживается: 4 способа упростить доставку грузов
Pro
Смерть фондового рынка: почему успешные компании не выходят на биржу
Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов