Общество, 11 авг 2014, 02:36

Эфирное 
производство

Посторонним вход в телепродакшн закрыт, 
если вы не «Газпром» или Ротенберг
Читать в полной версии

Большинство крупнейших компаний, производящих контент для основных телеканалов, созданы в конце 1990-х – начале 2000-х в ходе очередного передела телевизионного эфира. По традиционному российскому принципу: формально независимые, «продакшены» были связаны с руководителями каналов-заказчиков и их ближайшим окружением.

Ситуация устраивала обе стороны: можно было оптимизировать расходы на контент, да и средства не уходили на сторону. К тому же денежные потоки исторически перераспределяются по таким скрытым и запутанным схемам, что достоверно оценить бизнес со стороны трудно. Конечно, нефть и металлы по-прежнему приносят на порядок больше, однако участием в производстве контента для ТВ не гнушаются тяжеловесы вроде Газпром-Медиа Холдинга или миллиардера Аркадия Ротенберга, который этой весной купил контрольный пакет «Красного квадрата», главного участника рынка.

У большинства крупнейших «продакшенов» есть основной заказчик и своя специализация, хотя самыми востребованными и выгодными для производителей форматами остаются развлекательные программы и сериалы.

«Красный квадрат» создан в 2007-м Ларисой Синельщиковой, которая в то время была гражданской женой гендиректора Первого канала Константина Эрнста. Она руководила телекомпанией «ВИD», производившей передачи для Первого. Но «ВИD» перестал устраивать заказчика из-за высокой стоимости продукта и нежелания переходить на поток. В новую компанию вслед за Синельщиковой ушло большинство сотрудников «ВИD».

*Здесь и далее финансовые показатели за 2012 год

**Здесь и далее оценка журнала «РБК»

Comedy Club Production (ССР) создали в 2006 году бывшие кавээнщики из команды «Новые армяне» – Артак Гаспарян, Арташес Саркисян, Гарик Мартиросян и Артур Джанибекян. Начинали со стендап-шоу, а в 2010-м купили студию 7 Art, снимавшую такие популярные сериалы, как «Универ» и «Интерны». В 2012-м ССР за 460 млн долларов приобрел Газпром-Медиа Холдинг, владелец телеканала «ТНТ».

Александр Митрошенков начинал в печатных СМИ – писал статьи о космосе. Потом занимался связями с общественностью в «ЛогоВАЗ-пресс», после – рекламой, создав собственное агентство ТМК, а затем переключился на производство телевизионного контента.

Марго Кржижевская начинала в 1990-х продюсером, потом была директором программы «Тема» Владислава Листьева. Позже работала с Леонидом Ярмольником над передачей «L-клуб», затем открыла свою телекомпанию – «МБ Групп». Ее партнером стала коллега по «L-клубу» Наталья Билан. В дальнейшем их пути разошлись: Билан возглавила телеканал «Домашний», а Кржижевская осталась в «МБ Групп», которую со временем переименовали в «М-Продакшн».

Самый таинственный участник рейтинга. Все представители каналов и производственных компаний подтвердили, что эта структура является крупнейшим поставщиком контента для каналов ВГТРК – «Россия 1», «Культура», «Моя планета» и др. При этом единицы из них смогли рассказать, кто владеет Единой медиа группой и чем она занимается. Ее акционеры во главе с гендиректором Алексеем Куренковым раньше работали в структурах ВГТРК. Как идут дела в компании, представить трудно: несколько собеседников журнала «РБК» утверждают, что ее доходы могут быть сопоставимы с показателями «Красного квадрата».

***Оценивались консолидированные данные Единой медиа группы, ее дочерних компаний «Визарт» и «Видеотехнологии» и компании «Телевизионные технологии», акционерами которой являются трое из четырех совладельцев ЕМГ

Основатель канала «НТВ» Владимир Гусинский, несмотря на то что покинул страну, от медийных дел в России не отошел. Бизнесмен контролирует американскую New Media Distribution Company, которая до 2010 года была собственником продюсерской студии «Форвард-Фильм». После этого «Форвард» перешел во владение кипрским компаниям Nova Century Holdings и Nova Century II, которые также связывают с Гусинским.

Своим успехом производственная компания Yellow, Black & White (YBW) во многом обязана тесной дружбе ее основателя Эдуарда Илояна с генеральным продюсером «СТС Медиа» Вячеславом Муруговым. Последний, кстати, является сопродюсером многих проектов YBW, в частности сериалов «Кухня», «Светофор», «Последний из Магикян». 100% премьер YBW в 2012 и 2013 годах выходило в прайм-тайм, отсюда такая серьезная выручка при сравнительно небольшом количестве проданных 
часов.

Александр Левин начинал в кинематографе, а c 1992 по 1998 год работал генеральным директором кинокомпании Dixi, выпускавшей программы и сериалы для телевидения. В 1999-м Левин стал генеральным продюсером канала «НТВ», а после прихода туда команды Бориса Йордана перешел на ТВ-6. В 2005-м основал компанию «Телеформат», которая вошла в «ТелеАльянс Медиа Групп».

Один из учредителей Первой продюсерской компании (ППК) Юрий Шалимов начинал в конце 1990-х в программе «Криминал» на НТВ, затем руководил передачей «Дежурная часть» на канале «Россия 1». К середине 2000-х Шалимов вернулся на НТВ, где стал руководителем и собственником производственной группы, превращенной в ППК. Сейчас единственным собственником ППК является один из соучредителей Александр Свенцицкий. В числе последних известных работ компании – «Анатомия протеста».

Прокопенко интересовался философией и журналистикой еще во время службы в армии. Потом работал военкором. В 1998 году запустил собственную передачу «Военная тайна», которая вышла на РЕН ТВ. Сначала ее делали силами телеканала, а в 2005-м была создана студия «Формат ТВ», которая на аутсорсинге занимается съемками программы.

****Художественный руководитель «Формат ТВ», источники на РЕН ТВ называют его владельцем компании

Как мы считали

 

Для рейтинга мы отобрали семь крупнейших телеканалов с долей аудитории выше 5% – Первый канал, «Россия 1», СТС, ТНТ, НТВ, РЕН ТВ, Пятый канал – и проанализировали показатели всех производителей контента для них. Данные по количеству проданных часов, формату контента и распределению продукции по основным заказчикам предоставлены компанией KVG Research, показатели выручки и чистой прибыли – участниками рейтинга. Если компании отказывались раскрывать свои показатели и необходимой информации не было в системе «СПАРК-Интерфакс», выручка оценивалась по средней рыночной стоимости одного часа контента (3,4 млн рублей).

 

Pro
Как найти подход к «плохому» руководителю: советы тем, кто не может уйти
Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
«Воспалительный возраст». В Стэнфорде нашли способ отсрочить старость
Pro
«В крипте нет спасения». Почему биткоин «упал как камень»
Pro
Открыть компанию за рубежом для россиян все сложнее. Где шансы еще есть
Pro
Мозг все равно вас обманет: Даниэль Канеман — о когнитивных искажениях
Pro
Все в долгах: почему растет бюджетный дефицит в развитых странах
Pro
Как нанять лучшего руководителя отдела продаж, не обещая ₽300 тыс.