Время санкций
Война санкций может разворачиваться еще долго: в списки попадают новые люди, компании, отрасли и товары.Изначально США и ЕС вводили санкции в отношении России из-за событий вокруг Крыма: были введены санкции против двух десятков российских политиков и чиновников. С развитием конфликта на востоке Украины увеличивалось число стран, вводивших санкции, и расширялись санкционные списки, куда попадали все новые чиновники, компании и бизнесмены. Последние не всегда имели доказанное прямое отношение к событиям на Украине, но всегда были близки к Владимиру Путину, которого Запад считает главным виновником этих событий.
Это уже было применением принципа коллективной ответственности, но введение летом секторальных санкций сделало еще более бессмысленными вопросы о том, по каким понятным критериям в списки попадают именно эти люди и компании. Разве что компании почти всегда были крупными, государственными и работающими в стратегически важных отраслях, а частные лица тоже так или иначе связаны с государством.
Асимметричный ответ России был более причудливым: введенное в августе на один год продовольственное эмбарго касалось товаров из стран, которые ввели санкции, но сам список товаров выглядел скорее произвольным. Без объявления формальной войны Россия также запрещала что-то американское вроде бурбона или ресторанов McDonald’s в Москве. В правительстве обещают рассмотреть возможность запрета на ввоз в страну еще каких-нибудь товаров, например подержанных автомобилей или холодильников.
Санкции Запада направлены на отрасли и сферы, которые точно оказывают большое влияние на российскую экономику, российские списки выглядят как списки товаров, от которых мы точно можем позволить себе отказаться. Запад давит на государство и связанные с ним компании, Россия отвечает мерами, которые затрагивают в основном частный бизнес. Оба хотят ударить в жизненно важную область. Просто эти области у нас и у них различаются.
Но стороны, похоже, не готовы идти до конца. Самые жесткие и действенные меры связаны с одним и тем же – трубой. Если бы Запад хотел создать России настоящие проблемы, ему следовало бы отказаться от закупок российских нефти и газа. Если бы Россия хотела создать настоящие проблемы Западу, ей следовало бы эти поставки прекратить. Но это будет означать конец всех игр и начало настоящей войны – мы слишком сильно зависим друг от друга, чтобы пойти на такой риск. Эта зависимость и поддерживает нужный накал войны санкций: мы должны терпеть друг друга, даже если нам это не нравится.
Все может измениться с появлением альтернативы, и она очень ясно очерчена. Китай уже в 2014 году может стать крупнейшей экономикой планеты. Вместе с огромной Индией они способны полностью перевернуть картину мира, в котором газ и нефть текут на Запад, а дешевые деньги и товары – на Восток. И от полноводности этих «рек» зависят самые могущественные страны.