Булат и злато
Сможет ли богатейший человек Украины Ринат Ахметов и дальше вести свой бизнес, не принимая ничью сторону в конфликте?В июле днепропетровский губернатор и миллиардер Игорь Коломойский призвал «конфисковать имущество сторонников сепаратизма».
«Они уперли на бесконкурсной основе, фактически безоплатно десятки заводов, энергокомпаний, «Укртелеком» [принадлежит Ахметову. – Прим. РБК]. Сегодня за счет этих предприятий Янукович и его приспешники фактически спонсируют убийство наших граждан» – такое заявление Коломойского, процитированное в Facebook его заместителем Борисом Филатовым, опубликовали десятки изданий, в том числе российские «Интерфакс», «Ведомости» и «Эксперт». Теперь и руководство самопровозглашенной Донецкой народной республики (ДНР) заявляет, что «базовые отрасли промышленности» должны быть в руках государства. В «базовых отраслях» работают многие предприятия Ахметова.
В августе после обстрелов остановились четыре из них – донбасские заводы с общей стоимостью активов $2,5 млрд. Рвутся цепочки снабжения и сбыта, падают выпуск стали и добыча угля. На протяжении месяцев Ахметов отчаянно балансировал, не принимая сторону ни Киева, ни Донецка. Но потом война пришла в Донбасс, хозяином которого Ахметова называли в прежние, спокойные времена, и быть вне схватки стало еще труднее. Сможет ли бизнесмен сохранить управление своей империей и не придется ли в итоге выбирать, позиция какой из сторон конфликта ему ближе?
Хозяин Донбасса
В январе 2013 года Ринат Ахметов, по подсчетам агентства Bloomberg, занимал первое место среди богатейших людей Украины и 26-е в мире. Его состояние было оценено в $22,3 млрд – больше, чем у любого из российских миллиардеров. В сентябре 2014-го агентство оценивало его состояние уже в $12,7 млрд. Теперь Ахметов отстает сразу от шести россиян. Главные активы бизнесмена объединяет «Систем Кэпитал Менеджмент» (СКМ) – крупнейшая финансово-промышленная группа Украины. Ей принадлежит 71,24% холдинга Metinvest B.V. (объединяет предприятия в угольной, горнорудной, коксохимической, металлургической и трубной отраслях) и ДТЭК (добыча угля и электроэнергетика).
Но в СКМ есть еще и входящий в топ-10 банков страны Первый украинский международный банк, машиностроительная Corum Group, транспортная компания «Портинвест», оператор связи «Укртелеком», медиахолдинг, недвижимость и множество других предприятий. СКМ – второй после государственного «Нафтогаза» налогоплательщик на Украине. По собственным данным компании, ее отчисления в бюджеты всех уровней составляли около 29 млрд гривен – 4,7% всех налоговых поступлений в стране в 2012 году (более поздней информации еще нет).
Группа СКМ создана в 2000-м, но многие из ее активов до этого принадлежали ЗАО «АРС». «В 1992–1995 годах я действовал в рамках «неформальной экономики». Нами была создана компания «АРС», мы занимались торговлей углем и коксом. В эти годы я и заработал свой первый миллион», – признавался бизнесмен в 2006-м. Сейчас в империи Ахметова больше 100 компаний и свыше 300 тыс. сотрудников. Главные бизнесы – металлургия и энергетика: в 2012-м консолидированные продажи СКМ составили $23,5 млрд, при этом 53,4% пришлось на «Метинвест», 39,7% – на ДТЭК.
Основа металлургического дивизиона «Метинвеста» – донбасские заводы. В частности, ему принадлежит Харцызский трубный – крупнейший в СНГ производитель прямошовных труб большого диаметра и крупный поставщик «Газпрома» (см. карту). С 1996 года Ахметов возглавляет футбольный клуб «Шахтер», который с 2010-го не расстается с титулом чемпиона Украины. При Ахметове клуб девять раз становился чемпионом страны, а в 2009-м выиграл Кубок UEFA. Строительство «Донбасс Арены», домашнего стадиона «Шахтера», вместимостью свыше 50 тыс. зрителей обошлось более чем в $400 млн.
Владение всей этой собственностью закрепило за Ахметовым неофициальный титул хозяина Донбасса. Но дело не только в заводах, утверждает руководитель украинского Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко. «Дело еще и в общем влиянии на регион и возможностях влияния на жизнь страны за счет ресурса этого региона», – подчеркивает он.
Ахметов и Янукович
Формально в политику Ахметов пришел только в 2007 году: он был избран в Верховную раду по списку возглавляемой Виктором Януковичем Партии регионов. Правда, в следующих выборах в 2012-м участвовать не стал.
«Ахметов поддерживает Януковича с конца 1990-х, – рассказывает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. – Они вместе занимались созданием Партии регионов. Думаю, Ахметов фактически создал Януковича как большого политика». В ответах на вопросы газеты Financial Times, опубликованных на официальном сайте СКМ в марте, Ахметов говорит, что семью Виктора Януковича знает больше 20 лет, но общего бизнеса у них нет.
Тяжелые времена для Ахметова наступили, когда в начале 2005 года президентом Украины стал Виктор Ющенко, главным соперником которого на выборах был как раз Янукович. Уже в феврале 2005-го Украина национализировала комбинат «Криворожсталь», которым Ахметов владел вместе с зятем экс-президента страны Леонида Кучмы Виктором Пинчуком. Потом прошли обыски в его офисах и резиденции. Адвокаты Ахметова тогда заявили, что рассматривают обыски как политический заказ, но формальных претензий бизнесмену предъявлено не было.
В 2010-м Янукович все-таки стал президентом Украины. Ахметов к тому моменту обосновался в первой части списка самых богатых людей планеты: активы СКМ стоили $22,8 млрд, а выручка составляла $12,8 млрд. За 2012 год (консолидированный отчет за 2013-й группа не опубликовала) СКМ отчиталась об активах уже в $32 млрд и выручке в $23,5 млрд.
За время правления Януковича империя Ахметова заметно выросла. ДТЭК выкупила госпакеты акций целого ряда энергокомпаний во главе с крупнейшей «Днепроэнерго». В итоге суммарный объем отпуска электроэнергии генерирующими предприятиями ДТЭК в 2012 году вырос вдвое (до 51,4 млрд кВт∙ч), на них приходилось 46,1% всей добычи угля на Украине, 28,5% генерации электроэнергии и 37,8% поставки и продаж электричества.
В 2012-м СКМ выкупила 50-процентный госпакет в компании «Лемтранс», которая после сделки стала крупнейшим частным оператором вагонов на Украине. Сейчас у нее в управлении больше 16 тыс. железнодорожных полувагонов, а в конце 2013 года гендиректор компании Владимир Мезенцев рассказывал украинскому порталу Delo.ua о планах довести число вагонов до 20 тыс. уже в 2014-м. Для сравнения, у государственной «Укрзализныци» («Украинские железные дороги») около 116 тыс. грузовых вагонов.
В прошлом году Ахметов купил у австрийской группы EPIC 92,79% «Укртелекома» – крупнейшего в стране оператора фиксированной связи: 71% рынка местной телефонной связи, 83% рынка дальней связи и единственная на Украине лицензия на мобильную сеть третьего поколения (3G). В 2010-м в СКМ был создан холдинг «Портинвест», в котором решено было консолидировать портовые активы. В том же году холдинг получил контроль над «Морским индустриальным комплексом» в Севастополе, одним из крупнейших в регионе судоремонтных предприятий.
Казалось, видимых причин поддерживать людей, в ноябре прошлого года начавших акции протеста против подготовки соглашения об ассоциации между Украиной и Евросоюзом, у Ахметова не было. Или были?
После Майдана
Европа – главный рынок для металлургического бизнеса Ахметова за пределами Украины. В 2012 году выручка «Метинвеста» составила $12,8 млрд, из которых 24% компания заработала на европейских рынках – на 5 процентных пунктов больше, чем внутри страны, и вдвое больше, чем во всех странах СНГ. У Ахметова давно были амбиции по превращению своей компании в транснациональную и подписание соглашения об ассоциации с ЕС облегчило бы ему доступ в Европу, отмечает политолог Охрименко.
Ахметов впервые высказал позицию по этому вопросу 13 декабря 2012 года: все хотят ясности, почему Украина приостановила переговоры об ассоциации с Евросоюзом, а Майдан – это свидетельство того, что Украина – «свободная демократическая страна», и политикам стоит сесть за стол переговоров. К тому времени в Киеве уже шли массовые столкновения между людьми на улицах и силами правопорядка, которые затем переросли в уличные бои с человеческими жертвами и в итоге привели к смене власти.
22 февраля 2013-го Верховная рада объявила, что Янукович «самоустранился от исполнения конституционных полномочий» президента. А 25 мая президентом был избран еще один участник мирового списка Forbes – Петр Порошенко (1395-е место с оценкой состояния в $1,3 млрд). Другой крупный украинский бизнесмен, создатель группы «Приват» Игорь Коломойский (в 2013 году «Forbes Украина» оценил его состояние в $1,8 млрд) в марте был назначен руководителем Днепропетровской областной администрации.
После 13 декабря СКМ стала регулярно публиковать комментарии владельца по текущим событиям. Из зимних заявлений выходило, что Ахметов умеренно поддерживает ассоциацию с ЕС и последовательно призывает к переговорам. С момента отделения Крыма и начала вооруженного конфликта на юго-востоке Ахметов в каждом заявлении говорил о поддержке единой Украины.
Но и «своих» он не оставлял: в начале апреля украинские силовики пытались взять штурмом захваченное протестующими здание Донецкой областной администрации, после этого в Интернете появилась запись, на которой человек с голосом, похожим на голос Ахметова, говорит протестующим: «Если будет штурм, я пойду вместе с вами». Тогда удалось убедить протестующих поехать в штаб МВД для переговоров. Еще через несколько дней Ахметов говорил уже о поддержке тех, кто вышел на митинг за то, чтобы «Донецк уважали», и примерно в то же время садился за стол переговоров с приехавшими в Донбасс главой МВД Украины Арсеном Аваковым и премьер-министром Арсением Яценюком. Переговоры ни к чему не привели: 15 апреля временно исполняющий обязанности президента Александр Турчинов сообщил о начале «силовой фазы антитеррористической операции» на юго-востоке страны.
Поначалу нарастание конфликта на бизнесе Ахметова почти не сказывалось. В первом полугодии «Метинвест» сократил производство стали на 8% по сравнению с тем же периодом прошлого года, железорудного концентрата – на 3%, коксующегося концентрата – на 21%, но компания объясняла это в основном сезонными колебаниями и техническими причинами.
В области политики же Ахметов оказался в очень трудном положении: ему приходилось зависеть и от Киева, и от места, где у него основные активы, говорит директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский. Он, считает политолог, «пытался маневрировать».
Заложник ситуации
Ринат Ахметов, по словам его пресс-секретаря Елены Довженко, продолжает жить в Донецке, регулярно выезжая в другие регионы страны. Сам Ахметов отказался общаться с РБК.
«Он всегда был очень гибким. В нынешней ситуации он заложник: заводы так просто не остановишь и с собой не увезешь», – высказывает мнение один из российских топ-менеджеров, долго работавший на Украине. Если бы Ахметов уехал, то изменился бы расклад сил в целом в стране и не факт, что после этого бизнесмен смог бы вернуться, полагает он.
Весной Ахметов формулировал свою позицию предельно четко: Донбасс должен остаться в составе Украины, но получить больше власти. Единственным правильным путем на официальном видео от 14 мая он называл изменение Конституции и децентрализацию власти. По его мнению, собирать всю власть в Киеве и развивать регионы по остаточному принципу больше нельзя, однако создание Донецкой народной республики или присоединение Донбасса к России и вовсе путь к разорению: производство встанет, ведь из-за санкций никто не сможет покупать его продукцию.
К этому времени конфликт уже напрямую влиял на бизнес Ахметова. «Сегодня представители так называемой ДНР захватили железную дорогу. […] Они остановили сердце Донбасса! […] Промышленность Донбасса без железной дороги умрет», – говорилось в заявлении предпринимателя от 19 мая. ДНР он называл «проходимцами», которые «взяли в заложники весь Донбасс».
Но 25 мая в занятом представителями ДНР Донецке начинается бой за аэропорт – первое сражение украинской армии, сопровождаемое авиаударами и повлекшее за собой массовые жертвы. И ко второй половине июня Ахметов переходит к упрекам уже в адрес Киева. Слово «переговоры» встречается в каждом его заявлении, правда, он не уточняет, кто и о чем должен говорить. «Хоть с чертом лысым нужно договариваться, но нужен мир», – сказал он 27 июня.
К началу июля число жертв с обеих воюющих сторон и среди мирных жителей перевалило за тысячу, украинская армия использовала авиацию и артиллерию. Ополченцы стали сосредотачиваться в районе Донецка, угроза авиаударов нависла над городом-миллионником. 6 июля Ахметов дал интервью телеканалу «Украина».
Война в Донбассе
«Донбасс бомбить нельзя» – эту фразу в беседе с журналистом Ахметов повторил несколько раз, призывая уважать Донбасс, его амбиции, традиции и право говорить на русском языке. «Лично я вижу счастливый Донбасс в единой Украине», – резюмирует бизнесмен. Вечером того же дня, как сообщила пресс-служба «Метинвеста», на входящий в его состав Харцызский трубный завод прибыли вооруженные люди из ДНР. «Сославшись на приказ своего командования, они забрали 10 заводских автомобилей, после чего покинули территорию», – уточнила пресс-служба.
Спустя четыре дня под обстрел попал автобус шахты «Красный партизан» в Луганской области, который вез на смену горняков. Погибли четверо, еще 16 были ранены. 11 июля снаряды попали на территорию предприятия «Краснодонуголь», один человек погиб и двое пострадали. В июле ДТЭК почти ежедневно сообщала о разрушенных линиях электропередачи и обесточенных шахтах. 15 июля ДТЭК объявила об остановке четырех шахт в Луганской области и эвакуации сотрудников донецкого офиса компании в другие города. 22 июля снаряды попали в цеха Авдеевского коксохимического завода. Инфраструктура Донбасса на грани разрушения, говорил гендиректор ДТЭК Максим Тимченко.
В августе были повреждены Енакиевский метзавод, шахты «Самсоновская-Западная» и «Комсомолец Донбасса», а «Енакиевский коксохимпром», Харцызский трубный и Макеевский металлургический заводы остановились. На момент сдачи этого номера о возобновлении их работы не сообщалось. В конце августа бомбы попали в «Донбасс Арену».
В июле Харцызский трубный завод снизил производство на 8,4% по сравнению с июнем, Мариупольский металлургический комбинат имени Ильича (ММК) на 14,6% сократил выплавку чугуна и на 8% – конвертерной стали, «Азовсталь» сократила производство металлопродукции на 14,4%. На Енакиевском метзаводе конвертерный цех в июле был загружен на 40%, на столько же загружены машины доменного цеха, сообщала компания.
К середине августа из-за повреждений железнодорожной инфраструктуры и эскалации конфликта поставки угля на доменные печи были на 40% ниже запланированных, указывает в отчете аналитик UBS Данила Якуб. На 13 августа поставки угля на Енакиевском металлургическом заводе были на 51% ниже плана, на «Запорожстали» – на 42%, на ММК – на 26%, на «Азовстали» – на 15%. «Мы считаем, что производители стали могут ощутить влияние в сентябре», – прогнозирует эксперт.
Компании Ахметова пытаются адаптироваться к условиям военного времени: ДТЭК постоянно ведет работы по восстановлению энергоснабжения населенных пунктов и предприятий, логистическое подразделение «Метинвеста» создало штаб для координации грузопотоков. Снижение производства на Украине компания пытается компенсировать за счет прироста на своих европейских предприятиях. Горнодобывающее производство частично переориентируется на экспорт. Corum Group, основные клиенты которой до сих пор были в России, выходит на рынок Китая и открывает торговое представительство в Румынии, рассказывает Евгений Бузыкин из пресс-службы СКМ. Но одна из главных опасностей для Рината Ахметова в том, что и Днепропетровск, и Донецк грозят национализацией активов, говорит Кирилл Чуйко из БКС.
Между молотом и наковальней
Губернатор Днепропетровской области «не призывал к реприватизации имущества Ахметова», говорится в письменном ответе представителя областной администрации на запрос РБК по поводу июльского заявления губернатора: «Имущество предполагалось передавать в специализированное открытое акционерное общество, акционерами которого являлись бы исключительно участники антитеррористической операции». Официально Киев до сих пор никак не отреагировал на заявление днепропетровского губернатора.
Перераспределение активов в пользу Коломойского вполне может произойти, и Ахметову в условиях отсутствия прежнего административного ресурса трудно будет отстоять «нажитое добро», сказал РБК участник официальных переговоров между Киевом, Москвой, ОБСЕ, а также Донецкой и Луганской народными республиками, попросивший об анонимности. Охрименко также называет Коломойского «самым активным, агрессивным и сильным» среди всех остальных бизнесменов.
О том, что Коломойский – единственный из противоборствующих, кому было бы под силу тягаться с Ахметовым, говорит и топ-менеджер, работавший на Украине. Хотя в такой схватке Коломойский ослаб бы, а в его положении это вряд ли нужно. У киевской же власти, полагает собеседник РБК, есть все ресурсы, которые могли бы понадобиться против Ахметова. «Но при наличии в стране нескольких автономных центров [силы. – Прим. РБК] и [в условиях подготовки внеочередных. – Прим. РБК] выборов такая борьба привела бы к усилению третьих сил, что было бы опасно [для Киева. – Прим. РБК]», – заключает он и резюмирует: Ахметов и Порошенко сейчас скорее союзники.
Между тем даже под угрозой национализации своих активов Ринат Ахметов не спешит поддерживать правительство. В мае в интервью украинскому 5 каналу советник министра внутренних дел Украины Антон Геращенко заявил, что Ахметову следовало бы сформировать батальон территориальной самообороны. На это предложение бизнесмен до сих пор не отреагировал.
По словам начальника мобилизационного управления минобороны ДНР Павла Губарева, Ахметов «предпринимал попытки договориться о том, чтобы не бомбили его имущество». С ним лично Ахметов не общался, уточнил Губарев, но в апреле его представители предлагали ДНР финансовую помощь – ДНР от нее отказалась. Пресс-секретарь Ахметова Елена Довженко назвала утверждение Губарева «сказками». «Ранее господин Ахметов уже комментировал подобное: он не давал и не даст [ДНР. – Прим. РБК] ни одного цента», – сообщила она.
Премьер-министр самопровозглашенной Донецкой народной республики Александр Бородай в мае говорил, что в ДНР уважают право частной собственности, и то, что представители Ахметова пошли на переговоры, подтверждает: его позиция по вопросу целостности Украины не является окончательной. Однако после слов бизнесмена о счастливом Донбассе в единой Украине риторика ДНР изменилась.
Народ «хочет обобществления частной собственности», утверждает председатель Верховного совета ДНР Борис Литвинов. «Большинство депутатов [Верховного совета ДНР. – Прим. РБК] настроены на то, чтобы базовые отрасли промышленности были в руках государства, потому что оно не должно ходить с протянутой рукой, собирая налоги, у него должны быть инфраструктура, земельные ресурсы, металлургия, уголь, газ», – заявил он РБК.
До сих пор Ринату Ахметову удавалось договариваться с любой украинской властью, а масштаб бизнес-империи позволял ему занимать совершенно особое положение на Украине – во многих смыслах Ахметов был крепче и стабильнее любого режима. Но с войной он еще не сталкивался. Что победит на этот раз – деньги или оружие? Злато или булат?
При участии Елизаветы Добкиной, Максима Солопова, Елены Мязиной и Анфисы Ворониной