Сокровища Али-Бабы
Что надо знать о размещении акций, которое обещает стать главным в историиВ сентябре пройдет IPO крупнейшего китайского интернет-холдинга Alibaba Group. Если инвесторы подпишут акции по верхней границе цены размещения, компания и ее акционеры получат $21,1 млрд, а размещение станет самым дорогим в истории технологического сектора. Предыдущий рекордсмен – Facebook – собрал $16 млрд. Если андеррайтеры реализуют свое право на продажу дополнительных акций, общая сумма может достичь $24,3 млрд и Alibaba побьет мировой рекорд, принадлежащий Сельскохозяйственному банку Китая ($22,1 млрд в 2010 году).
Что такое Alibaba
Alibaba – лидер китайского рынка электрон-ной коммерции. Принципиальное отличие холдинга от конкурентов в том, что сам по себе он не ритейлер, а только посредник для компаний, торгующих друг с другом или с потребителями. Большую часть выручки группе приносит сайт Taobao.com – огромный онлайн-рынок с ассортиментом в 760 млн товарных позиций. Продавцы не платят ни арендных ставок, ни комиссии за транзакции. Сайт зарабатывает, предлагая бизнесу предпочтительные позиции в листинге (места на хороших полках) и одноименном поисковике.
Кроме Taobao, рассчитанного на небольшие компании, есть сайт для крупных игроков c известными брендами, который называется Tmall.com. Там продавцы платят и разовый депозит за вход, и годовую аренду, и процент с каждой транзакции. Каждая вторая посылка, доставленная Почтой Китая, заказана на одном из этих сайтов. В потребительском секторе (B2C) работают и сайт групповых покупок Juhuasuan.com, и Alibaba Express, обслуживающий покупателей за пределами страны.
Второй по значимости бизнес компании – собственно Alibaba.com, сайт, позволяющий бизнесу по всему миру заказывать товары у китайских поставщиков. Поскольку в КНР сосредоточена огромная доля мирового промышленного производства, этот бизнес, хоть и сравнительно небольшой ($1 млрд выручки в год), обещает инвесторам перспективы быстрого роста. Внутрикитайский аналог Alibaba.com называется 1688.com.
Помимо торговли Alibaba занимается платежами. Платежная система Alipay.com была создана для того, чтобы снизить недоверие покупателей к китайским поставщикам: она позволяет обманутым клиентам вернуть деньги. Так как торговый оборот Alibaba приближается к $300 млрд, обороты платежной системы тоже велики. В один день, 11 ноября 2013 года, через систему прошло $6 млрд. На волне успеха Alipay материнская компания запустила новые финансовые проекты, в частности занялась микрофинансированием.
Как и Amazon, Alibaba создала подразделение, продающее услуги по удаленному хранению и обработке данных, с целью монетизировать технологии, развития которых требуют собственные гигантские масштабы. Бизнес этот пока небольшой (сотни миллионов долларов), но растет быстро. Также Alibaba купила за $1,1 млрд 72% китайской картографической компании AutoNavi и инвестировала $585 млн в компанию Sina Corp., управляющую микроблогинговым сайтом Weibo.com (156 млн уникальных пользователей в месяц). Со всем обилием активов Alibaba является скорее конгломератом, нежели компанией с одним понятным бизнесом.
Основатель
Alibaba была придумана там же, где и ее крупнейший конкурент Amazon, – в Сиэтле. Приехав туда в гости, преподаватель английского языка Джек Ма вбил в поисковике китайское слово «пиво» – и не нашел ни одной страницы. Тогда он придумал свой первый бизнес в Интернете – справочную систему «Китайские страницы». Тот стартап прогорел, и через четыре года, в 1999-м, «председатель Ма» вместе с женой и несколькими партнерами начал новый, в собственной квартире. Первыми инвесторами стали японский SoftBank ($20 млн) и Goldman Sachs ($5 млн). Так появился Alibaba – небольшой сайт, связывающий китайских поставщиков с заказчиками по всему миру, а ныне огромный конгломерат интернет-компаний. При удачном размещении личное состояние Джека Ма достигнет $15 млрд, сооснователь компании Джозеф Цай будет стоить $5 млрд.
Кто заработает
Крупнейший акционер Alibaba Group – японская корпорация SoftBank с 34,4%, которые оцениваются в $58 млрд по верхней границе коридора. Основатель SoftBank Масаёси Сон когда-то вложил в китайскую компанию $20 млн, а затем несколько раз докупал акции. Теперь его инвестиция станет одной из самых успешных в истории отрасли.
Еще 22,6% Alibaba принадлежит американской Yahoo!. Ее основатель Джерри Янг поверил в Джека Ма и приобрел 40% компании. Половину своего пакета Yahoo! продала пару лет назад за $7 млрд, оставшееся стоит $31,4 млрд. Капитализация самой Yahoo! вместе с инвестициями в Китае и Японии ($8 млрд – доля в Yahoo! Japan) и деньгами на счетах ($1,4 млрд) составляет $41,5 млрд. Выходит, сам по себе бизнес ветерана отрасли оценивается инвесторами меньше чем в $1 млрд.
Фонды DST Global, совладельцами которых являются Алишер Усманов и Юрий Мильнер, осенью 2011 года вложили в покупку бумаг Alibaba порядка $550 млн, получив, по оценкам, около 1,7% акций. В случае удачного размещения их инвестиции окупятся на 400%.
Партнерство
Большинство технологических компаний так или иначе дают своим основателям голосующие привилегии, непропорциональные экономическому интересу. В Америке и Европе это достигается за счет эмиссии двух видов акций, имеющих разное число голосов, – так устроено, например, управление Google и Facebook. Alibaba тоже пошла по этому пути, но учла китайские культурные особенности. Роль основателей в компании выполняет партнерство из 28 человек – ветеранов и топ-менеджеров. Оно живет по собственному уставу, пополняется на ежегодных собраниях участников и имеет право назначать простое большинство совета директоров. Последний пункт закреплен в специальных соглашениях с нынешними акционерами и не потеряет силы после размещения. Такая система управления помешала провести IPO на Гонконгской бирже, которая была выбрана изначально: правила биржи запрещают вносить в проспект подобные схемы.
Контроль без владения
Некоторые компании, входящие в Alibaba Group, работают в отраслях, которые по китайским законам считаются стратегическими и потому не могут иметь иностранных акционеров. Чтобы провести размещение, пришлось пойти на стандартное ухищрение, оформив свои бизнесы как «компании с переменным владением». Суть этого явления такова. Китайский бизнес ведет местная компания, имеющая все необходимые лицензии и принадлежащая, как того требует закон, китайцам – в данном случае Джеку Ма и его менеджерам. Размещение проводит Alibaba Group, которая зарегистрирована на Каймановых островах и может привлекать иностранный капитал.
Китайские компании не принадлежат островному холдингу, их связывают только контрактные обязательства. Они обязуются перечислять ему дивиденды, выполнять его указания, заказывать у него техподдержку и т.д. – отдельных договоров существует множество. В результате инвесторы де-факто приобретают не долю в бизнесе, а стопку контрактов. Такая система, хоть и позволяет обойти устаревшее китайское законодательство, не слишком надежна и много критикуется: собственность защищать легче, чем обеспечивать выполнение контрактных обязательств. По сути, инвесторы покупают контроль без владения.