Общество, 27 ноя 2014, 12:11

Гонконг жив

Что надо знать о демонстрациях в самом свободном городе Китая
Читать в полной версии
Фото: Fotobank/Getty Images

«Революция зонтиков»

Волнения в Гонконге начались 22 сентября, когда студенческие организации объявили о недельной забастовке и вышли на улицы. Они продолжали митинговать с переменным успехом несколько дней, пока 28 сентября полиция не применила гранаты со слезоточивым газом. Жесткий разгон студентов вывел на улицу сочувствующих – с того дня те или иные акции протеста шли в городе каждый день. На некоторых улицах появились баррикады. Нынешний руководитель Гонконга Лян Чжэньин, от которого студенты требуют уйти в отставку, отказался это делать. 13 октября лидеры протестующих согласились пойти на переговоры с властями.

Муниципальный фильтр

Единственное формальное требование протестующих состоит в том, чтобы следующие выборы в Гонконге, запланированные на 2017 год, были всеобщими и прямыми. Прежде губернаторов города назначали либо из Британии (до 1997-го), либо – уже в Китае – избирала коллегия выборщиков, представляющая различные профессиональные и общественные организации и так или иначе контролируемая Пекином. Жители надеялись, что через три года порядок изменится, но летом Всекитайский совет народных представителей определил электоральную процедуру на следующий цикл, и оказалось, что перемен ждать не стоит. В частности, кандидаты будут допущены до выборов только после того, как их одобрит слегка переделанная коллегия выборщиков. Некоторых жителей Гонконга идея своеобразного муниципального фильтра не устроила – и они вышли на улицы.

Одна страна – две системы

В 1997 году, когда Гонконг вернулся в Китай, 57% горожан поддерживали лозунг «Одна страна – две системы» и верили, что эта конструкция будет работать. В 2007-м, когда богатеющие материковые китайцы начали тратить в Гонконге деньги, эта доля выросла до 75%. К июлю 2014-го число оптимистов снизилось почти вдвое, до исторического минимума в 37,6%. Хуже, чем сейчас, отношения между островом и материком не были никогда.

Хотя требования протестующих политические, причины протеста могут иметь и экономический характер. Богатеющая китайская элита поднимает в Гонконге цены (недвижимость в городе одна из самых недоступных в мире), а растущая миграция создает конкуренцию на рынке труда. И то и другое больше всего вредит как раз протестующей молодежи.

Гонконг в экономике Китая

Если в момент объединения на Гонконг приходилось 18% ВВП (и меньше 1% населения) страны, то сейчас – только 3%. 15 лет назад город был одним из драйверов роста Китая, а сейчас, напротив, богатые китайцы стали важной составляющей экономического благополучия Гонконга. Во втором квартале 2014 года ВРП упал – экономика рискует скатиться в рецессию. Возможно, это связано с антикоррупционными делами на материке: китайские чиновники стали меньше тратить.

Самая важная для Китая часть Гонконга – это как раз оккупированный протестующими финансовый центр, через который проходит две трети прямых иностранных инвестиций в Китай. С 2012 года китайские компании привлекли $43 млрд в результате размещений на Гонконгской бирже – против $25 млрд на материке.

Золотая неделя

Китайская пресса много пишет о катастрофических последствиях протестов для экономики Гонконга, но пока оснований для паники нет. Отрасли, которые больше всего должны пострадать от перегороженных улиц, – туризм и розничная торговля – вместе отвечают за 8,6% экономики города. В праздничные дни 1–5 октября, во время «золотой недели», с материка приехало 1,16 млн туристов – почти на 5% больше, чем в прошлом году.

Куда более печальные последствия для экономики наступят в том случае, если Китай жестоко подавит протесты и/или серьезно ограничит существующие свободы, включая предпринимательские. Инвесторы, однако, верят, что этого не произойдет: с начала протестов индекс HSI просел меньше чем на 3,5%, а рейтинговые агентства пока не хотят понижать кредитный рейтинг Гонконга.

Pro
«Apple после Джобса». Что будет с акциями «Яндекса» после выкупа
Pro
«Увидим инопланетян на нашем веку»: во что еще верит физик Митио Каку
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Знаки деменции появляются за 15 лет до диагноза. Как не пропустить их
Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни
Pro
Как нейросети загнали Google в «мусорную» ловушку
Pro
Будьте иллюминатором: как строить крепкие эмоциональные связи