Самые кассовые развлечения России
Телепрограммы, концерты, постановки, книги и спортивные события, которые лучше всего продавались в сезоне-2014/15На «услуги по организации досуга», как называет развлечения Федеральная служба государственной статистики, средний житель России тратил в 2013 году около 1,5% потребительских расходов. По оценке PwC, в 2013 году рынок «развлечений и СМИ» достиг почти $28 млрд, из которых значительная часть пришлась, впрочем, на рекламные доходы медиа.
За потребительские расходы на развлечения борются крупные компании — издательства, продюсерские центры, театры и музеи — поставившие производство на поток. Но журнал РБК исследовал не производителей, а бренды — и выяснил, сколько денег собирают в кассе отдельные мероприятия. Перед вами наш первый рейтинг самых кассовых развлечений России.
В рейтинг вошли книги, выставки, концерты, фестивали, спортивные мероприятия, теле-программы и постановки, имевшие самый большой потребительский успех за последний сезон — с 31 мая 2014 по 31 мая 2015 года. Господдержка, спонсорские взносы и рекламные сборы не учитывались — даже несмотря на то, что для некоторых культурных институций они составляют большую часть годового дохода. Получившийся рейтинг отражает привлекательность развлечений для потребителей, а не их предпринимательский потенциал.
Важнейшее из искусств
Первый — и неудивительный — результат исследования состоит в том, что потребление развлечений, выраженное количеством и ценой проданных билетов, практически полностью состоит из походов в кино.
Если бы все культурные и спортивные мероприятия России на равных конкурировали с кинопрокатом, 86% рейтинга состояло бы из фильмов. Естественно, голливудских: среди десяти самых прибыльных лент в сезоне-2014/15 нет ни одной российской, среди топ-25 таких только две. Усилия министра культуры Владимира Мединского, выступающего за разнообразные санкции в адрес импортного кино, едва ли смогут изменить ситуацию. По этой причине мы исключили кинофильмы из общего рейтинга — бокс-офис кассовых лент хорошо известен, и они участвуют в собственном зачете.
Даже за пределами киноиндустрии первые места в рейтинге сохраняют международные проекты. Четыре позиции в первой пятерке занимают прямые переложения транснациональных продуктов — мюзиклы «Призрак оперы» (2) и «Красавица и чудовище» (5), телешоу «Голос» (3), российский этап «Формулы 1» (4). На первом месте — «Пусть говорят» — передача, которая выходит не по лицензии, но прямо наследует знаменитым американским образчикам жанра.
Главные города для развлечений — Москва и Санкт-Петербург, на две столицы приходится 87% (55 и 32%) потребления, поддающегося локализации. Важнейшие поставщики кассовых развлечений — это Мариинка (8 строчек в рейтинге), «Первый канал» (7), Издательство «Эксмо-АСТ» (6), Большой театр (5) и «Стейдж Энтертейнмент» (4) — русская «дочка» международной компании, продюсер мюзиклов и ледовых шоу.
Если не учитывать кино, остальные развлечения относятся к самым разным жанрам. Больше всего в рейтинге балетов (13), затем — концертов и музыкальных фестивалей (5+4), семь телепередач (включая один сериал), по шесть — выставок и книг, по два мюзикла, цирковых и ледовых представления и, наконец, гонка, опера и спектакль.
Граждане России подтвердили свою репутацию культурных людей, половина строчек рейтинга — высокие развлечения, выставки, классические постановки и книги. Из шести книг, впрочем, первые три были написаны Э.Л. Джеймс: «Пятьдесят оттенков серого» и два сиквела.
При участии Дмитрия Романова и Сергея Соболева
Методика
Выручка книжных изданий вычислялась исходя из предоставленных издательствами данных и разброса цен в магазинах. Концерты, выставки, фестивали и театральные постановки оценивались по числу зрителей, диапазону цен на билеты и распределению мест по ценовым категориям (когда данных по числу зрителей не было, учитывались средняя заполняемость, размер и устройство зрительных залов). Для этого мы пользовались широким набором средств, начиная с официальных цен на билеты, оценок конкурентов, организаторов и распространителей (как правило, анонимных) и заканчивая опубликованными отчетами, фотографиями и материалами в прессе. Поскольку издатели и антрепренеры почти никогда не разглашают данные о сборах, мы старались делать оценки максимально консервативными: какие-то культурные продукты и мероприятия могли собрать больше нашей оценки, но, скорее всего, никто не собрал меньше.
В рейтинг вошли только данные о кассовых сборах, отражающие прямой, потребительский успех мероприятий. Для многих музеев, театров и организаторов фестивалей билетная выручка составляет не единственный источник дохода — наряду с рекламными, спонсорскими и государственными средствами. Сведения о сборах, предоставленные организаторами, в случае, если были анонимными, учитывались со скидкой.
Оценивая сборы российского этапа «Формулы 1» в Сочи, мы не учитывали билеты в паддок-клуб, продающиеся международным организатором гонки и часто — по абонементной системе, на весь сезон сразу.
Единственным исключением стали телешоу, для которых приход рекламных средств напрямую связан с размером аудитории и свойствами площадки. По просьбе РБК компания «TNS Россия» составила рейтинг самых популярных телепередач года, а также посчитала количество GRP каждой программы (GRP — условные единицы при продаже телерекламы, число зрителей, которые увидели стандартный 30-секундный ролик). В рейтинг вошли регулярные телепрограммы, которые выходили в эфир не менее четырех раз. Новостные программы не учитывались. Оценивались данные за телесезон — сентябрь 2014 — май 2015 года, города больше 100 тыс. жителей, аудитория 4+. Специализирующаяся на медиа-аудите международная сеть Etat Control International (ECI) на основании рейтинга TNS рассчитала, сколько заработала на рекламе каждая программа.
В рейтинге не учитывались видеоигры. Футбольные и хоккейные матчи при расчетах учитывались как отдельные мероприятия, а не в совокупности (как, например, «сезон футбольного клуба «Спартак»).
Мюзикл
2-е место 1,16 млрд руб.* «Призрак оперы» Аудитория: 505 тыс. человек
*Здесь и далее выручка в сезоне-2014/15
Мюзиклов в рейтинге только два, но средняя выручка у них больше, чем у любых других культурных мероприятий — 750 млн руб. В этом отношении Россия не отличается от всего остального мира: «Призрак оперы», который отметит в следующем году 30-летний юбилей, собрал за время проката $5,6 млрд, побив все голливудские рекорды. В Москве мюзикл Эндрю Ллойда Уэббера собрал миллиард с лишним рублей — и уступил первое место только ток-шоу «Пусть говорят» (ради которого не нужно вставать с дивана). Запуском «Призрака оперы» в российской столице занималась компания «Стейдж Энтертейнмент». Она же в свое время ставила на отечественной сцене культовые западные мюзиклы «Кошки», Mamma Mia!, «Чикаго», «Красавица и чудовище» (№ 5) и «Звуки музыки», а сейчас работает над новым проектом под названием «Анастасия». Помимо мюзиклов «Стейдж Энтертейнмент» поставил еще два ледовых шоу, которые тоже вошли в рейтинг.
Спорт
4-е место «Формула 1» Сочи 600 млн руб. Аудитория: 166 тыс. человек за три дня (65 тыс. билетов)
Российский этап главной мировой гонки занял первое место среди всех убыточных участников рейтинга и стал, в отсутствие олимпиад и чемпионатов мира по футболу, единственным спортивным мероприятием в списке. Компания Берни Экклстоуна, которой принадлежат права на гонку, получила в 2013 году чистую прибыль в полмиллиарда долларов, но национальные организаторы практически всегда работают в минус. На новых гран-при зарабатывают не организаторы гонок, а местная индустрия гостеприимства: отели, рестораны, магазины. В Сочи соревнования решено было проводить для того, чтобы задействовать олимпийское наследие после игр. Контракт на проведение Гран-при России подписан до 2020 года, но пока что кажется, что его продлят. На трибунах автодрома Сочи в прошлом октябре присутствовали все главные люди страны, и опыт был признан успешным. Балет
14-е место «Лебединое озеро» 163 млн руб. Аудитория: 37 тыс. человек
Классический балет — самый надежный способ собрать кассу. В рейтинг вошли сразу три «Щелкунчика» (в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске), два «Лебединых озера» и две «Жизели». Мариинский театр — абсолютный лидер рейтинга, представленный в нем 8 раз, а Петр Ильич Чайковский — самый плодовитый автор; каждое десятое кассовое мероприятие в России поставлено на его музыку. Зрители не являются для крупных театров основным источником дохода: спонсоры, попечители и государственный бюджет приносят больше. Тем не менее цены на билеты на классические постановки в главных театрах страны совсем не демократичные: когда сдавался этот номер журнала, самый дешевый проход на ближайший спектакль, оперу «Кармен» на исторической сцене Большого можно было купить за 3,5 тыс. руб. (балкон 2-го яруса). Но даже по таким ценам билетов не достать: раньше сентября доступных билетов в кассе не было.
Концерт 43-е место 57 млн руб. Робби Уильямс Аудитория: 35 тыс. человек
Среди концертов комфортное первое место удерживает «Нашествие» — фестиваль русской рок-музыки, но вслед за ним идут одни иностранцы, вместе и по отдельности. Самая прибыльная концертная музыка была написана десятилетия назад: Aerosmith и Black Sabbath по-прежнему собирают стадионы — как правило, «Олимпийский», единственную в рейтинге площадку для таких представлений. Скорее всего, наиболее популярные российские музыканты вроде Григория Лепса и Филиппа Киркорова в течение года собирают большую кассу, чем любые заезжие звезды. Но каждое их отдельно взятое выступление не может сравниться с концертом Джастина Тимберлейка или Робби Уильямса. Выставка
20-е место 110 млн руб. Фотобиеннале-2014 Аудитория: 498 тыс. человек
Среди музеев с большим отрывом лидирует Эрмитаж: за один год кассы Зимнего дворца и Главного штаба собирают около 1 млрд руб. (общий годовой бюджет музея в 6 раз больше). Кроме него, в рейтинг вошли Музеи Московского Кремля и ГМИИ им. А.С. Пушкина, очень популярный в этом сезоне «Бал роботов» (его показывали в Москве, Сочи и Краснодаре), а также Фотобиеннале в московском Мультимедиа Арт Музее. В 2015 году крупные музеи могут немного потерять в выручке: с 1 января Министерство культуры велит им пускать школьников бесплатно. Для музеев федерального подчинения это совсем не фатально: их содержание — самая затратная статья госпрограммы «Развитие культуры и туризма», музеи получают почти треть всех средств этой программы (см. «Одобрено государством» на с. 51).