Общество, 08 июл 2015, 08:13

Крокус-шоу

Как сделать концертный зал за МКАД самым популярным в столице
Читать в полной версии
Фото: АНТОН БЕРКАСОВ ДЛЯ РБК

Зачем строить шикарный концертный зал там, куда и добраться-то непросто, на пересечении МКАД и Волоколамского шоссе? Зачем вообще Москве новый зал, если даже раскрученные площадки вроде «Олимпийского», «Лужников» и Кремлевского дворца редко заполняются до конца? «Если все изучить, было понятно, что строить «Крокус Сити Холл» не надо», - рассказывает первый вице-президент Crocus Group Эмин Агаларов. Но за несколько лет новый зал стал самым популярным и престижным в столице.

Семейный бизнес

«Parties are my job [вечеринки — моя работа]», — говорил Эмин в сюжете канала NBC, посвященном богачам из России. Его отец, основатель Crocus Group Арас Агаларов, в бизнесе с конца 1980-х годов. Ему принадлежат торгово-выставочный комплекс «Крокус Сити», гипермаркеты «Твой дом», торгово-развлекательные центры Vegas. Crocus Group участвует в больших инфраструктурных проектах, в рейтинге журнала Forbes в 2015 году Агаларов-старший занял 46-е место с состоянием $1,9 млрд.

35-летний Эмин с 1994 по 2001 год жил в США, там окончил частный Marymount Manhattan College по специальности «бизнес-менеджмент в области финансов», но бизнесом интересовался гораздо меньше. В 2006-м под сценическим псевдонимом Emin он выпустил дебютный альбом Still. Большого коммерческого успеха альбом не имел, но Эмин продолжил сольную карьеру: всего к настоящему моменту у него вышло восемь англоязычных и два русскоязычных альбома.

Отец же хотел связать будущее сына с семейным бизнесом. Когда в 2001 году Эмин вернулся в Россию, Агаларов-старший предложил ему возглавить фэшн-направление Crocus Group — Эмин пообещал подумать. Но уже на следующий день отец привез его в «Крокус Сити», созвал директоров магазинов и представил им нового руководителя, поставив сына перед фактом. «Настроение упало ниже плинтуса», — честно признавался Эмин корреспондентам «Первого канала».

Сейчас Эмин первый вице-президент Crocus Group, помимо фэшн-ретейла он управляет торговыми центрами Vegas (сейчас их два, открытие третьего запланировано на 2017 год), комплексом «Крокус Сити Молл», курортным проектом в Азербайджане, ресторанным и концертным бизнесом группы. Общий оборот всех проектов под своим управлением Агаларов-младший оценивает в $300 млн в год. На работу Эмин ездит на черной Ferrari Berlinetta — вместо «Лады»-семерки, на которой, по собственному утверждению, передвигался в далеком 2001 году.

«Вникаю во все вопросы»

В приемной Эмина в «Крокус Сити» нас встречают девушки-секретари модельной внешности в мини. Происходящее на территории комплекса транслируется на несколько мониторов слева от рабочего места Эмина. Рядом панно, изображающее мужчину с револьвером.

Сегодня первый вице-президент обсуждает с подчиненными демонтаж дверей в магазинах «Крокус Сити Молла». Также в повестке — плановый ремонт кровли и туалетов, концертный график Эмина и pre-party премии «Муз-ТВ». Награды в этом году вручают в Астане, Эмин должен лететь туда вечером. Из-за плотного гастрольного графика он иногда не появляется в офисе неделями.

Оперативным управлением «Крокус Сити Холла» занимается наемный менеджер Роман Грачев. Эмин курирует его работу: «Вникаю во все вопросы». По словам представителя Эмина, босс «особенно трепетно» относится к дизайну и маркетингу, а также визирует расходы, участвует в переговорах с контрагентами и дает советы по подготовке зала к концерту.

«То, что я занимаюсь музыкой, дает мне определенный инсайд», — отмечает Агаларов-младший: он знает, чего ждет от концертного зала артист. Сразу после интервью Эмин идет в «Крокус Сити Холл», где обсуждает его перепланировку с работниками зала. В кризис задние места стали хуже продаваться: Эмин предлагает переоборудовать три последних ряда партера в шесть VIP-лож, потратив на это 20–30 млн руб. Чисто маркетинговый ход, объясняет он: VIP-гости получают спецобслуживание, отдельный бар и ощущение собственной исключительности.

Большим маркетинговым проектом является и сам концертный зал: по словам Эмина, его основное предназначение в том, чтобы генерить поток покупателей для остальных объектов «Крокус Сити», который начинался в 2001 году с торгового центра «Твой дом» на территории подмосковного Красногорска.  

Концерты вместо казино

Концертный зал был изначально заложен в концепции «Крокус Сити», рассказывает Арас Агаларов: «В Лас-Вегасе все комплексы — MGM Grand, Venetian, Caesar Palace — имеют в составе концертный зал». Выступления в Вегасе — престижный и денежный контракт для звезды любой величины.

Именно аналог Venetian (воссоздает часть Венеции) планировался на территории торгово-выставочного комплекса на северо-западе Москвы. Реализовать проект Агаларовы рассчитывали с Керри и Джеймсом Пакерами — австралийскими медиамагнатами и владельцами сети казино по всему миру. На подготовку проекта было потрачено $30 млн (50:50 с австралийцами), рассказывает Эмин: «Все было детально проработано: интерьеры, вода, как будут плавать лодки». Опыт австралийцев пригодился бы для строительства крупнейшего в России казино. Но проект не состоялся: в 2006 году Россия запретила игорный бизнес на всей территории страны, кроме нескольких удаленных от больших городов зон, и Пакеры потеряли интерес к московскому Лас-Вегасу. Пришлось менять концепцию на ходу.

Один из главных якорей Лас-Вегаса кроме казино — выставочный бизнес, объясняет Эмин. Свой выставочный центр появился в «Крокус Сити» еще в 2004 году. Территория комплекса в каком-то смысле тоже автономна, проводит параллель с Вегасом Агаларов-младший: с одной стороны МКАД, с другой — Москва-река. А значит, посетители одного объекта «Крокус Сити» могут стать покупателями на других. Проект Venetian был перепрофилирован в торговый центр «Вегас-2», а в 2009 году на территории третьего корпуса «Крокус Экспо» открылся концертный зал «Крокус Сити Холл».

Подвинуть Кремль

«Он дальше всех, неизвестный, никто туда не поедет, и ничего там не произойдет», — вспоминает Эмин прогнозы скептиков. Заполнить зал, по его словам, можно было двумя путями: «либо дать благоприятные условия для бизнеса, чтобы люди могли зарабатывать, либо сделать зал уникальным». Или обоими сразу.

«Первые полтора-два года они предлагали достаточно привлекательные условия», — вспоминает президент концертного агентства T.C.I. Эдуард Ратников: аренда нового зала могла обойтись в 500–600 тыс. руб. в день. Сейчас он сдается вдвое дороже — в среднем 1,2 млн руб. в день. Это дешевле, чем снять «Олимпийский», но сопоставимо с арендой Кремлевского дворца. При этом «Крокус Сити Холл» — самый большой концертный зал в Москве, говорит президент концертного агентства SAV Entertainment Владимир Зубицкий. Зал-трансформер позволяет вместить до 7200 зрителей, а Кремлевский дворец — лишь 5500, отмечает Зубицкий: «Разница в полторы тысячи билетов  — это очень много для нашего бизнеса».

«Крокус Сити Холл» берет комфортом, отмечает Ратников: «Люди готовы потратить на путь на полчаса больше, если знают, что их ждет качественный сервис». «Мы были последними, кто пошел работать в «Крокус Сити Холл», все сомневались», — рассказывает Зубицкий. Оказалось, ничего страшного в удаленности зала нет, признает он: «Удобно доезжать на метро, машине, огромный паркинг, не надо стоять в очередях на вход».

Метро — отдельная история. Открывшаяся в конце 2009 года на территории «Крокус Сити» станция «Мякинино» должна была располагаться в другом месте, но Агаларов заявил о готовности финансировать часть работ по ее строительству, и станцию передвинули. Работы обошлись Crocus Group в $30 млн, строительство «Крокус Сити Холла» — $70 млн, 35% из которых составили кредиты, остальное — собственные средства группы. Если бы это было отдельно стоящее здание, оно обошлось в два-три раза дороже, утверждает Арас Агаларов.

Окупились ли затраты на строительство зала? Если считать его отдельно, нет: по словам Эмина, годовая прибыль «Крокус Сити Холла» не превышает 10% вложенных в него средств, то есть составляет около $7 млн. Выручка концертного зала, которая по словам Агаларова-младшего равна $35 млн, сопоставима с ведущими концертными залами (см. таблицу на с. 58). Сам по себе концертный зал убыточен, признает Арас Агаларов: «Максимум, что он может сделать, — компенсировать свои эксплуатационные расходы». Но, по его словам, это «хорошая добавка в общую копилку», и в зале проходят самые знаковые и престижные мероприятия в стране.

 

Экономика привоза

Первым мероприятием в «Крокус Сити Холле» стал вечер памяти Муслима Магомаева: Арас Агаларов был его близким другом и открыл зал в его честь. С тех пор в «Крокус Сити Холле» выступили Элтон Джон, Дженнифер Лопес, Стинг, Шаде, Jamiroquai, Лана Дель Рей и даже Cirque du Soleil.

Агаларовы предпочитают не заниматься привозом артистов — из 275 мероприятий в год они самостоятельно организуют лишь около 20: в прошлом году, кроме двух «сольников» Эмина, это были концерты Ванессы Мэй, «Би-2», Пелагеи и Леонида Агутина. «Выбираем артистов, которых либо никто не хочет везти, либо у нас с ними с самого начала сложились отношения, как с группой «Би-2», — поясняет Эмин.

«Только сдавая зал в аренду, мы можем собрать $6 млн в год при загрузке в 75%», — говорит он. Аренда зала приносит около 1,2 млн руб. за день, но чтобы заработать ту же сумму, нужно продать всего лишь 300 билетов при средней цене билета в 4 тыс. руб. «При полном солд-ауте можно заработать в среднем 25 млн руб.», — стучит по клавишам калькулятора Эмин.

Не все из этих денег проходят мимо Crocus Group — арендатору придется отдать Агаларовым 10% выручки от билетов, проданных через кассы и сайт «Крокус Сити Холла». Если на первом этапе так продавалось лишь около 20% билетов, то сейчас компания продает до 60% билетов на все мероприятия в своем концертном зале.

В кризис игроки концертного рынка оказались между двух огней: с одной стороны, покупают меньше билетов, с другой — из-за роста курса валют иностранные артисты подорожали, констатирует гендиректор агентства InterMedia Евгений Сафронов.

Из-кризиса Crocus Group потеряла в общей сложности 20–25% выручки, признает Эмин Агаларов. Концертный бизнес — не исключение. «Если раньше у нас были аншлаги, то сейчас средняя заполняемость 80%», — говорит он. Но уже сейчас ведутся переговоры с Lady Gaga, Тони Беннетом и Майклом Бубле: Эмин рассчитывает, что «Крокус Сити Холл» станет пунктом в их мировых турне, что снизит стоимость привоза артистов примерно вдвое. Возникнут и валютные риски, но Агаларовы могут их себе позволить, считает Сафронов: их подстрахуют поступления от сдачи зала в аренду.

Больше того, Агаларовы намерены построить второй концертный зал — Vegas City Hall на 1500 мест в торговом центре «Вегас-2» (также расположен в «Крокус Сити»). На проект будет потрачено около $35 млн. «Финансирует [строительство] «Вегас-2», но головная компания подстрахует в случае чего», — не слишком переживает Агаларов-младший. Открытие намечено на начало 2016 года. Стройка уже идет.

По замыслу Эмина, это будет и концертная площадка, и цирковая арена. Детское цирковое шоу может идти с интервалами два часа три раза в день, объясняет он: «То есть продаваться может 4 тыс. билетов в день, что сопоставимо с «Крокус Сити Холлом».

В Москве идет строительство «ВТБ-Арены» в Петровском парке на 15 тыс. мест, на площадке «Открытие Арена» готовится концертный зал на 12 тыс. мест, открылись «Все звезды» на Автозаводской на 15 тыс. мест, перечисляет Ратников: «Крокус» будет поджат».

«Построим — посмотрим, — отмахивается Эмин. — Мы придумаем, как заполнить площадку вне зависимости от того, что происходит на рынке».

Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
Как нанять лучшего руководителя отдела продаж, не обещая ₽300 тыс.
Pro
Ваш партнер — фигурант уголовного дела. Когда вам грозит арест имущества
Pro
«Я с таким не работаю, но рискнем»: как не должен вести себя психолог
Pro
Что вместо секса: как создавать рекламу в мире гендерного равенства
Pro
Дешевый дофамин не поможет: как справиться с цифровым стрессом
Pro
Как торговаться за выходное пособие, если работодатель хочет вас уволить
Pro
«Снова вырастут цены». Эйчары назвали отрасль с рекордным дефицитом людей