Любительская футбольная лига
Любой город с населением в 500 тыс. может иметь полноценную лигу из 100 команд»«Если футбол мешает семье, бросай семью», — шутят 45-летние близнецы Дмитрий и Артем Смирновы. За 20 лет из небольшого турнира для друзей они сумели создать Любительскую футбольную лигу (ЛФЛ), годовой оборот которой превышает 500 млн руб.
Братья играли в футболе на уровне первенства Москвы в позднем СССР. На рубеже 90-х ушли в армию, а когда вернулись, советская система любительских соревнований быстро деградировала. В 1995 году у братьев возникла идея проведения постоянных соревнований. В первом розыгрыше участвовали шесть команд, до конца турнира добрались пять.
В 1996-м было принято изменившее судьбу лиги решение: число игроков в команде сократили с 11 до 8, а длительность матча — с 90 до 60 минут. Это позволило проводить игры на более доступных школьных стадионах и снизило требования к уровню физподготовки участников. Несколько лет игры оставались для Смирновых всего лишь хобби. «В 90-х мы были обычными мелкими бизнесменами, работали и грузчиками, и директорами магазинов», — улыбается Дмитрий.
В 2001 году братья предложили запустить многоуровневую систему соревнований, как у профессионалов: сезон осень-весна, розыгрыш чемпионства округов, свою лигу чемпионов и т.д. Если в начале 2001-го в ЛФЛ выступало 32 команды, то к середине 2002-го — уже 208. В Москве были образованы восемь лиг (по числу столичных административных округов минус ЦАО и Зеленоград), в каждой созданы высшие и первые дивизионы.
Бизнес-модель ЛФЛ построена на ежемесячных членских взносах команд и сборе денег для оплаты судейства. «Инвестор, спонсор, бюджет и так далее сегодня есть, а завтра нет. Если соревнования не обеспечены полностью их участниками, тогда нельзя давать 100% гарантий их проведения», — считает Артем. В 2002 году ежемесячные взносы составляли 200 руб., оплата судейства за матч — 100 руб., в год это меньше 500 тыс. руб. Лигой занимался в основном Дмитрий: «У Артема был маленький ребенок, он полностью присоединился в сезоне-2001/02». Сейчас, по данным ЕГРЮЛ, Дмитрию принадлежит 51% ООО «ЛФЛ», Артему — 49%.
Аренда стадионов — отдельный бизнес, на нем зарабатывает не лига, а партнеры ЛФЛ, которых Смирновы не раскрывают. Лига контролирует качество строительства и помогает минимизировать расходы, партнеры отбивают вложения за счет платы команд за тренировки и матчи. По такой схеме были построены десять спорткомплексов, в том числе гордость братьев — открытый в 2014-м стадион «Сетунь Парк» на месте заброшенного футбольного поля недалеко от дворца спорта «Крылья Советов»: в рамки поля для «большого» футбола влезло три для футбола «8 на 8».
Взносы каждый год возрастали как минимум на 100 руб. и к 2015 году достигли 2 тыс. руб. с команды в месяц, а судейство и добавившаяся к нему впоследствии аренда поля стоят 2,5–4 тыс. руб. за матч. Минимальный бюджет столичной команды (их в Москве сейчас более 1100 в формате «8 на 8» и несколько сотен в других форматах) Смирновы оценивают в 150 тыс. руб. на год.
Но с бюджетом меньше миллиона рублей выиграть что-то в высших лигах ЛФЛ почти нереально, добавляет Дмитрий: на верхних уровнях команды давно стали полупрофессиональными, проводят предсезонные сборы, в том числе за границей, выплачивают игрокам премиальные. Это привлекает и бывших звезд футбола: в разное время за клубы ЛФЛ играли и играют Александр Панов, Дмитрий Хлестов, Вадим Евсеев, Дмитрий Парфенов, Алексей Смертин.
С 2009-го ЛФЛ начала региональную экспансию (сейчас в регионах 40 партнеров) и стала проводить чемпионат России по футболу «8 на 8». На регионах ЛФЛ пока не зарабатывает, но партнеры зависят от информационной системы лиги, и Смирновы рассчитывают это монетизировать. «Любой город с населением в 500 тыс. может иметь полноценную лигу из 100 команд», — уверены они.
Оборот ЛФЛ и партнеров в 2014 году*: 500 млн руб.
Бюджет команд: от 150 тыс. до нескольких миллионов рублей
Число сотрудников (в том числе занятых частично): более 500
Инвестиции в строительство стадиона «Сетунь Парк»: 50 млн руб.
Собственное интернет-телевидение ЛФЛ: более 500 прямых трансляций в год
Зрительская аудитория финальной части чемпионата России по футболу «8 на 8» (четыре дня): 40 тыс.
Инвестиции в строительство стадиона «Сетунь Парк»: 20 млн руб.
Собственное интернет-телевидение ЛФЛ: более 500 прямых трансляций в год
Число зрителей финала чемпионата России по футболу «8 на 8»: 40 тыс.
*В оценку включены взносы, судейство, аренда стадионов, затраты команд на экипировку, выплаты игрокам