Битва дискаунтеров, 28 янв 2016, 09:02

Настоящая инфляция: как и на чем экономит средний класс

54% россиян теперь могут себе позволить купить только еду и предметы первой необходимости. Для среднего класса жизнь по докризисным привычкам подорожала на треть. РБК изучил, как изменилась реальная потребительская корзина
Читать в полной версии
Фото: Артем Геодакян/ТАСС

Опубликовано в журнале РБК №2 за 2016 год

В 2015 году цены, по данным Росстата, выросли на 12,9%, а годом раньше — на 11,4%. Выше 12,9%, зафиксированных официальной статистикой в прошлом году, инфляция с 2003 года поднималась лишь однажды — в 2008 году (тогда она составила 13,3%). При этом доходы людей снижаются. Фактические зарплаты падают второй год: в ноябре 2015 года россияне получали только 91% от того, что годом раньше. Средний по стране реальный располагаемый доход — 30 699 руб., или $394,7 по курсу на 17 января 2016 года.

Официальная бедность стремительно растет: доходы ниже прожиточного минимума, по данным Росстата, получают 20,3 млн человек (14,1%) — это 13 городов размером с Новосибирск, или 24,5 Краснодара. Размер прожиточного минимума — 9673 руб. Больше бедных — и в количественном, и в процентном выражении — в России в последний раз было в 2006 году. Даже в 2008 и 2009 годах цифры были ниже сегодняшних.

Если спросить людей, на что им хватает денег, больше половины (54%) ответят, что они могут себе позволить покупать лишь еду или предметы первой необходимости. Годом раньше таких было 48%. Доля обеспеченных — тех, кто может себе позволить купить как минимум новый автомобиль, — теперь только 13% (еще в 2013 году таких было 18%), свидетельствует исследование Финансового университета.

В столицах — Москве и Санкт-Петербурге — цены выросли еще сильнее, чем в среднем по стране: на 14,2 и 13,2% соответственно. Однако если низкодоходная группа (по классификации «Ромир» — меньше 30 тыс. руб. на члена домохозяйства в Москве) вынуждена была повышать свои расходы вслед за инфляцией, то у среднего класса было больше возможностей для маневра. В результате потребительская корзина среднего класса сильно изменилась, расходы сократились, и критическим стал не размер официальной инфляции, а изменение качества жизни.

РБК решил составить реальную потребительскую корзину среднего класса и оценить настоящую инфляцию для жителей городов-миллионников. Опираясь на статистику сервиса учета личных финансов Easy Finance и социологической компании «Ромир», мы определили ежедневные траты и сбережения семьи из среднего класса и посмотрели, как они изменились в 2015 году по сравнению с относительно благополучным 2013-м. Потом мы посчитали, во что обошлось бы представителю среднего класса сохранение привычек сытых лет (подробнее о методике — см. врез «Как мы считали»).

Для московской семьи среднего класса прежняя жизнь в 2015-м обошлась бы почти на 30% дороже, чем в 2013-м, показали расчеты РБК: пришлось бы тратить 3,9 млн руб. в год вместо 3 млн. Правда, на деле этого не произошло. Годовой бюджет снизился до 2,6 млн руб., причем, чтобы сохранить хотя бы часть трат, среднему классу пришлось больше брать в долг: расходы на проценты по кредитам выросли аж в 4 раза. Данные Easy Finance по остальным городам-миллионникам отличаются в абсолютных значениях, но в целом повторяют московскую тенденцию.

Но средний класс — в тех же ножницах, что и остальные потребители: доходы не растут или даже падают, а цены увеличиваются. Поэтому, как и остальные, белые воротнички изменяют привычки и сокращают покупки. Экономия на привычных раньше тратах — теперь новая привычка: представители среднего класса сокращают расходы на еду, одежду и обувь, путешествия, еду вне дома, обслуживание автомобиля. Они покупают меньше и выбирают более скромные товары. Неизменными остаются лишь траты на детей и медицинское обслуживание.

Ваш браузер не поддерживает вставку видео

Инфляция для среднего класса. 
(Видео: Телеканал РБК)

Как мы считали

Данные о структуре потребительской корзины среднего класса мы получили у сервиса для планирования личных финансов Easy Finance. Выборка по Москве — 940 пользователей, из них более 70% — семьи.

«Ромир», опираясь на Росстат, относит к среднему классу в Москве семьи с доходом 30–45 тыс. руб. на члена домохозяйства, в России в целом — 
20–35 тыс. руб.

Учитывая, что, согласно переписи населения 2010 года, среднее домохозяйство в России состоит из 2,6 человека, для расчетов мы использовали доход семьи в 78–300 тыс. руб. для Москвы, соответственно подняв верхнюю границу диапазона на 183 тыс.руб., и в 52–91 тыс. руб. — для России.

За эталон взята структура потребления в Москве, поскольку структура потребления в других 14 городах-миллионниках при меньшем доходе повторяла эти пропорции с отклонением в пределах 1%.

Для подсчета стоимости корзины-«призрака» 2013 года в 2015 году (то есть суммы, которую представитель среднего класса потратил бы в 2015 году, если бы оставил свою потребительскую корзину неизменной по сравнению с 2013 годом) мы также пользовались структурой потребительской корзины, предоставленной Easy Finance. Чтобы определить подорожание, мы пользовались данными Росстата по средним потребительским ценам на товары и услуги (выборка 659 товаров по Москве).

Совместив данные Easy Finance и Росстата, мы посчитали увеличение расходов на еду, взяв средний рост по тем категориям, которые, согласно данным «Ромира», больше всего покупали представители среднего класса в 2013 году (овощи, фрукты, мясо, птица, конфеты, деликатесы и т.д.). Также на основе данных Росстата мы считали увеличение стоимости расходов на домашнее хозяйство, связь, ТВ и интернет, домашних животных, досуг и отдых.

По части категорий, на которых пользователи в большинстве случаев не экономят (например, детские товары и лекарства), мы брали реальные расходы 2015 года. Аналогичным образом поступали и с «неизбежными платежами» — налогами, сборами, оплатой штрафов, процентов по банковским кредитам.

По части категорий, данных по которым не было в Росстате и явно попавших «под нож», — подарки, материальная помощь, развлечения, книги — мы взяли данные относительно «сытого» 2013 года. Кроме того, по части категорий (одежда, электроника и др.) для расчетов помимо данных Росстата использованы дополнительно данные и экспертные оценки Y Consulting, «Яндекс. Маркет» и «Туту.ру».

Pro
Эра кидфлюенсинга: как родители зарабатывают на собственных детях
Pro
Гайд по этикеткам: как выбирать продукты с умом
Pro
Как устроен ChatGPT — британский программист раскрывает тайны ИИ
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
Хайп и разочарование: ждать ли инвесторам «ИИ-зимы» в 2025 году
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
«Будут искать сурьму во дворе»: выживут ли США без сырья из Китая
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»