Бизнес, 24 мар 2016, 10:07

Расшифрованный мир: колонка главного редактора журнала РБК

Читать в полной версии
(Фото: Алена Кондюрина для РБК)

На первый взгляд противостояние между ФБР и компанией Apple выглядит наигранным и даже фальшивым. ФБР хочет, но не может получить доступ к информации в смартфоне убитого террориста. Apple наотрез отказывается разблокировать телефон, игнорируя решение суда и подавая в суды встречные иски. Как верить в реальность происходящего после разоблачений Эдварда Сноудена, раскрывшего каналы и способы сбора такой информации? Заодно перечислив компании, сотрудничающие с властями США в этом направлении, — в их число попали и Apple, и другие технологические гиганты Америки.

Но, возможно, мы неверно понимаем саму суть противостояния. Оказавшись в ситуации, когда банка с червями открыта и запечатать ее нет никакой возможности, власти предложили способ решения проблемы в стиле «риал политик» — признать за ними право получать доступ к такой информации и легализовать наличие «Старшего брата». Не узаконить — законы и так им дают это право, — а зафиксировать ситуацию в качестве общественной нормы, раз уж правда выплыла наружу. Это необходимо для совместной борьбы со злом — терроризмом, детской порнографией и уклонением от уплаты налогов, в который раз перечислил типы зла президент США Барак Обама в середине марта, заявив, что «в некоторых случаях» власти должны иметь доступ к информации со смартфонов граждан. Иначе «все будут ходить со швейцарским банком в кармане», добавил Обама, явно огорчив компании, которые предлагали свою продукцию именно как карманный швейцарский банк.

Одно дело — сотрудничать тихо и негласно, и совсем другое — официально делать и встраивать бреши в безопасности в своих продуктах: к такой реальности технологические компании оказались явно не готовы. Большинство таких компаний основаны и наполнены людьми, взгляды и убеждения которых очень расходятся с убеждениями людей, управляющих правоохранительными органами. Вероятнее всего, многие из них не знали о сотрудничестве с властями и многие не в восторге от такого сотрудничества.

Но если раньше находить оправдание можно было в том, что компании идут на это просто потому, что им «выкрутили руки», то полностью разделять ответственность за возможные нарушения и злоупотребления в области слежки за гражданами компании просто не хотят. «Должно ли государство получить возможность заставить нас создавать и другие способы для слежки, такие как запись разговоров и отслеживание местонахождения?» — говорится в заявлении главы Apple Тима Кука. Оптимисты в лице того же Кука считают, что сдаваться легко нельзя и надежда на отмену опасных для общества законов все же есть.

В глазах пессимистов или прагматиков исход этого противостояния выглядит предрешенным: власть получит то, что хочет. Реалисты — или параноики, как посмотреть, — давно оставили попытки остановить вторжение государства в Сеть. «Призыв к криптографическому вооружению» — так называется предисловие Джулиана Ассанжа к опубликованной в 2012 году книге «Шифропанки: свобода и будущее интернета». Шифрование данных — единственное оружие борьбы со слежкой и контролем, считают Ассанж и его союзники. Только браузер Tor и шифрование PGP, соглашается с ними Сноуден. Правда, эта борьба в итоге может привести к жизни в осажденном посольстве или тайному бегству в далекую страну.

Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Закон о госзакупках переписан: как работать поставщикам с 2025 года
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Как сделать сотрудников более ответственными: набор практик
Pro
«Болезни духа»: как люди справлялись с ментальными проблемами в прошлом
Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы