Бизнес, 01 авг 2016, 09:26

Гедонизм по-русски: три бизнесмена, придумавшие новые развлечения горожан

Российские потребители готовились сделать развлечения главной статьей экономии. Но вместо этого урезали траты на продукты питания
Читать в полной версии
Фото: Владислав Шатило / РБК

Прошлой весной россияне готовились из-за кризиса экономить на эмоциях и новых впечатлениях: 37% говорили о планах урезать расходы на развлечения. Эта категория расходов была главной статьей запланированной экономии, немного опережая путешествия. Пища материальная для россиян выглядела намного важнее: сокращать затраты на еду рассчитывали только 15%. На деле же еда оказалась для потребителей гораздо более значимой статьей экономии: на ней экономят 43%. А на путешествия и развлечения сократил расходы только каждый пятый. Даже на рестораны урезание трат оказалось намного меньше заявленного: только 8% против «обещанных» 21% (все данные — «Ромир», всероссийский опрос 1500 человек проводился в марте 2015 и 2016 годов).

Раз развлечения для российских потребителей важны, несмотря ни на что, — значит, есть те, кому удается на этом заработать.

РБК выбрал трех героев, которые придумали новые возможности потратить время и деньги для представителей среднего класса. Бизнесмен Дмитрий Анисимов не нашел организатора для новогоднего корпоратива — и организовал его сам. Из этого родился его новый бизнес — вечеринки, где учиться рисовать можно за бокалом вина. Продюсер Федор Елютин увидел на заграничном театральном фестивале авангардную пьесу и решил привезти ее в Москву — так родился Remote Moscow, а теперь и второй театральный проект бизнесмена — «Твоя игра». Наконец, Валерий Баликоев с партнером построил крупнейший крытый стрелковый комплекс в мире — «из любви к этому виду спорта», но все же с надеждой заработать. Инвестиции еще не окупились, но проект уже рентабелен.

Талант не пропьешь

Восемь часов вечера, Red Café на Cадовой-Кудринской улице в Москве. Около 20 молодых людей, в основном девушек, в ярких фартуках рисуют на мольбертах картину под названием «Осень. Хорошо». Картина несложная в исполнении: дерево с облетающими листьями на фоне из зеркально нанесенных полосок желтого, розового и фиолетового цветов. У кого-то получается сразу, кому-то требуется совет ведущей, профессионального художника. Многие участники признаются ведущей, что не рисовали со школы. Заканчивается мероприятие фотосъемкой и танцами с картинами — нужно, чтобы краска подсохла. Посетители — типичные офисные работники, которые собрались весело провести время.

«У нас люди кричат, танцуют, проходят конкурсы, мы не про то, как «научить человека рисовать», мы — об эмоциях», — говорит Дмитрий Анисимов о проекте Painty (Фото: Владислав Шатило / РБК)

Обучение искусству петербургский предприниматель Дмитрий Анисимов превратил в модное шоу на один вечер. Арт-вечеринки в Москве и Санкт-Петербурге принесли ему в июне 2016 года около 3 млн руб. выручки.

Выпускник факультета информационных и управляющих систем Балтийского университета Дмитрий Анисимов работал в Альфа-банке и Biglion, был эксклюзивным дистрибьютором зонтов фирмы Blunt. А в последние годы пытался развивать сервис по уборке квартир GetTidy — онлайн-агрегатор клининговых услуг, но успеха так и не достиг — бизнес балансировал на грани рентабельности. Перед новым 2015 годом Дмитрий решил провести для своих сотрудников нестандартный корпоратив: «Мы решили, что каждый напишет картину». Но найти подходящие краски, мольберты и ведущего Анисимов тогда не смог.

Офис GetTidy находится в Kokon Space — творческом кластере, где часто проходят разные мастер-классы, иногда люди рисуют с преподавателями. Анисимов решил, что арт-вечеринки, если их правильно организовать, могли бы быть востребованы.

На подготовку и запуск нового проекта ушло полгода и 1 млн руб., заработанный на продаже зонтов. «Я скупил образцы всей акриловой краски, которая продается в России, наносил ее на мебель, на пол, на одежду, стирал, — вспоминает Анисимов. — Я понимал, что работать будем в ресторанах и барах, поэтому краска должна отмываться». В итоге краска с нужными свойствами нашлась только в США, где он ее заказывает до сих пор. Складываемые настольные мольберты, ткань для фартуков и покрытия столов, холсты на деревянных подрамниках покупают в Китае.

Бизнесмен сразу решил, что его вечеринки — это не мастер-классы, поэтому в качестве ведущих нужны были не просто художники-педагоги, а аниматоры с художественным образованием. Их Анисимов искал в соцсетях. После 50 собеседований выбрали двух художниц-ведущих. Дмитрий придумал и написал для них подробный сценарий-скрипт: что говорить, когда шутить. Помог опыт составления таких скриптов для уборщиц.

Первая вечеринка Painty состоялась 7 августа 2015 года в Kokon Space. Она была бесплатной — позвали 30 друзей, коллег, блогеров, лидеров мнений. Вторая, уже платная, прошла в баре «Монополь», расположенном по соседству. «Организаторы провели у нас две вечеринки, нам они понравились своим новым и заманчивым форматом. Гости на мероприятии — интересные, молодые, красивые, платежеспособные, заинтересованные в винной культуре люди — в общем, аудитория наша. Не могу сказать, что заказы были многочисленными — в пределах 10 тыс. руб., но происходило все это не в рейтинговое время», — говорит Филипп Сотничук, директор по связям с общественностью «Ладога Дистрибьюшен» (управляет сетью маркет-баров и ресторанов «Монополь»). Бизнес-модель Painty простая: кафе предоставляет помещение и зарабатывает на выпивке, а Painty — на билетах (2 тыс. руб. — в Санкт-Петербурге, 2,5 тыс. руб. — в Москве, в цену входит все для рисования и готовая картина).

100 вечеринок провела Painty в 2015 году, в 2016 году уже прошло больше 160 мероприятий

3 млн руб. составила выручка проекта в июне 2016 года

40 тыс. руб. в месяц — зарплата ведущего, всего их шесть человек

500 тыс. руб. компания тратит каждый месяц на расходные материалы (краски, кисти, холсты) примерно на 1500 человек

«Когда ты рисуешь, то одна рука свободна, можно заказать бокал чего-нибудь, напитки позволяют раскрыться человеку в творческом плане, это расслабляет, раскрепощает. У нас же вечеринка, люди веселятся, а напитки — это атрибут вечеринки», — рассуждает Анисимов. Вскоре ему удалось договориться об организации вечеринок с заведениями Ginza Project, рестораном «Невесомость» и др.

Первое время спрос был низким, но наступил декабрь — время корпоративов. Painty провела их для сотрудников Сбербанка, компаний EY, Vileda и Active Group Realty. Продажами занимался сам Дмитрий — обзванивал компании. «Все сотрудники радовались, словно дети, а у меня до сих пор картина, которую я тогда нарисовал, висит в офисе», — говорит генеральный директор Active Group Realty Яков Волков. Сегодня такие мероприятия приносят 20–30% оборота компании: кроме корпоративных заказчиков есть и частные, которые празднуют, например, дни рождения.

В марте 2016 года к Анисимову обратились представители «Галереи» — крупного торгового комплекса в центре Санкт-Петербурга. Они придумали маркетинговую акцию: любой посетитель «Галереи» мог купить в магазине товаров на 5 тыс. руб. и получить бесплатно билет на арт-вечеринку. «Нас тогда увидели десятки тысяч человек, это был интересный опыт», — вспоминает Дмитрий.

«Уже лет семь в различных клубах, кафе и антикафе устраиваются вечеринки в формате «своими руками». Хозяева и промоутеры постоянно изобретают способы заинтересовать жителей мегаполисов. Например, в Москве проходили проекты «Читаем стихи и едим», «Вяжем за чашкой кофе», «Глина, керамика, салат», «Общий борщ», «Коктейли и красноречие» и куча подобных. Кому-то удается закрепиться на рынке, кто-то быстро уходит, — говорит владелец event-холдинга «КнязевЪ» Сергей Князев. — Перспективен ли проект Painty? Все зависит от личности художника. Если он харизматичен, умеет общаться с аудиторией и организовать процесс увлекательно, люди будут ходить и рисовать. Если же он скучен, очень быстро народу надоест». Постоянных клиентов у Painty нет, признается Анисимов, — все время приходится искать новых участников.

Сейчас в базе у Painty более 100 картин. Клиенты стартапа отдают предпочтение современным пейзажам и изображениям животных. Названия картин Анисимов придумывает сам: «Первую картину я назвал «Осень. Хорошо». Никто не понимает, почему она так называется, но у меня была идея, что ты выпил и тебе так: «Осень! Хорошо…»

Театр для одного

«Сколько ни говори о дольке лимона, понять, насколько она кислая, можно только надкусив. С моими проектами то же самое — надо пробовать», — говорит Федор Елютин, основатель театрализованных проектов Remote Moscow и «Твоя игра». Оба основаны на тайне — зритель превращается в главного актера, но никогда не знает, какую роль ему придется сыграть. Первый сезон Remote Moscow уже принес ему около 24 млн руб. выручки, а запустившаяся в конце июня «Твоя игра» обещает выручить 7,5 млн руб. за два месяца работы в столице.

Отводя зрителю главную роль, спектакли продюсера Федора Елютина Remote Moscow и «Твоя игра» расширяют границы классического театра (Фото: Алена Кондюрина для РБК)

Remote Moscow — это спектакль-путешествие по Москве для группы из 50 человек. Действо начинается на Миусском кладбище, а завершается на крыше ЦУМа. Прогулка по городу превращается в театральную постановку, сценарий которой звучит в наушниках каждого участника. Все игроки слышат одни и те же команды — например, в метро они должны изобразить балетное па, а на баскетбольной площадке — забить мяч в кольцо. То, что происходит при этом на улицах города, становится декорацией спектакля, а прохожие невольно превращаются в актеров второго плана.

Remote родом из Германии — формат придумали и воплотили режиссеры немецкого документального театра Rimini Protokoll Штефан Кэги, Хельгард Хауг и Даниэль Ветцель. В Москву проект привез Федор Елютин — выпускник РАНХиГС и Школы театрального лидера при Центре им. Мейерхольда. В 2009 году Елютин спродюсировал хип-хоп оперу «Копы в огне». Идею Remote он подсмотрел на одном из фестивалей в Авиньоне. Авторы проекта согласились продать Елютину лицензию на работу в Москве и помочь с адаптацией Remote для российской столицы. К тому времени Remote уже запустился в 17 городах Европы и Санкт-Петербурге (тоже по лицензии). В Петербург идею Remote летом 2014 года привез художественный руководитель Большого драматического театра им. Г.А. Товстоногова Андрей Могучий. Побывав, как и Елютин, на фестивале в Авиньоне, он решил поставить спектакль-путешествие в России. По словам руководителя Remote в Петербурге Даниила Пиктурного, проект уже третий сезон пользуется большой популярностью и будет работать в Северной столице до тех пор, пока не истечет срок действия лицензии — то есть до 2018 года.

Бюджет на запуск московского Remote составил $100 тыс., бóльшая часть из которых ушла на оплату лицензии, гонораров и перелета немецкой команды. Деньги на старт Елютин получил в виде грантов от швейцарского совета по культуре «Про Гельвеция», Гете-института и департамента культуры Москвы (в рамках проекта «Открытая сцена»). Первые два фонда поддержали проект как возможность продвижения национальной культуры в России: Remote родом из Германии, а один из основателей Rimini Protokoll, Штефан Кеги, — швейцарец.

Первая экскурсия Remote Moscow состоялась 30 мая 2015 года. Участниками стали друзья Елютина — в основном актеры и деятели культуры, всего 50 человек. По словам Елютина, рекламы проекту не потребовалось. «Людям нравилось, они рассказывали о проекте друзьям, делились фото в Instagram — мы никого ни о чем не просили, волна поднялась сама собой и до сих пор обеспечивает нас полными группами на каждый сеанс», — говорит Елютин. Сарафанное радио для Remote до сих пор остается основным каналом продвижения. «В ходе таких спектаклей человек переживает катарсис — а это основная задача театра. Этим впечатлением он делится с близкими, которые спешат пережить то же самое», — объясняет волну популярности проекта преподаватель МГПУ и эксперт в области новых театральных форм Ирины Мурзак. Платную рекламу организаторы размещают только в социальных сетях: именно там обитает их целевая аудитория — в основном интеллектуальная молодежь и молодые семьи с детьми. По оценкам арт-директора шоу-пространства «Ленинград Центр» Феликса Михайлова, только в Москве проект может рассчитывать на аудиторию минимум в 1 млн человек. «Помимо местных жителей это туристы, поэтому организаторам стоит подумать о переводах. Особенно на китайский», — советует Михайлов.

Сейчас экскурсии проводятся каждый день, кроме понедельника, — по шесть сеансов на английском и русском языках за день. Билет стоит от 1 до 1,6 тыс. руб. Кроме частных сеансов Елютин проводит корпоративные экскурсии (за прошлый год организовано около таких 20 спектаклей), стоимость которых доходит до 200 тыс. руб. «Корпоративный досуг и тим-билдинги — это огромная ниша, на которую мы очень рассчитываем. Люди уже позанимались вместе спортом, сходили в театр, выехали на барбекю — им нужно что-то свежее», — говорит представитель Remote Moscow Евгения Петровская. Среди корпоративных клиентов Remote — Сбербанк, ЦУМ и «Михайлов и Партнеры». По расчетам РБК, за 2015 год Remote Moscow выручил 24 млн руб.

За год работы Елютин обзавелся пулом партнеров. Так, этим летом посетители Remote Moscow будут ходить по городу в наушниках от Sony, а аппаратура будет перемещаться на автомобилях Lexus. С ними Remote работает на условиях нефинансового партнерства — размещает информацию о спонсорах на сайте и страницах в соцсетях. В штате проекта около 15 человек — продюсеры, администраторы, гиды. Основную часть расходов составляют зарплатный фонд, аренда небольшого (20 кв. м) офиса на Китай-городе и реклама в соцсетях.

Московская версия Remote стала самой популярной за всю историю проекта — за сезон-2015 сыграно 200 спектаклей, летом 2016 года пройдет еще 400 театрализованных экскурсий. Сценарий спектакля всегда одинаков, и стать участником Remote можно, по сути, только один раз. Поэтому век проекта недолог, считает Мурзак. «Remote можно сравнить со знаменитой пьесой «4’33» (сочинение американского композитора Джона Кейджа, которое представляет собой 4 минуты 33 секунды тишины. — РБК), которая произвела фурор среди зрителей. Но ни один здравомыслящий человек не будет переслушивать ее по нескольку раз», — говорит Мурзак. Сами организаторы не отрицают конечности проекта. Поэтому в следующем году Елютин планирует отыграть последний сезон Remote и переключиться на новые театральные проекты.

В конце июня Елютин запустил новый театрализованный проект под названием «Твоя игра». На этот раз загадок еще больше: участник перформанса заходит в темную комнату и становится единственным зрителем и главным героем спектакля. В отличие от Remote, в «Твоей игре» задействованы профессиональные актеры, которые подписывают бумагу о неразглашении того, что происходит в «тайной комнате». За красной кулисой «Твоей игры» скрывается своеобразный лабиринт, в котором, не пересекаясь друг с другом, могут находиться несколько участников. Таким образом, за час через кулисы проходят 5–6 человек (для каждого сеанс длится 30 минут). Цена участия — 1,5 тыс. руб.

Новый проект тоже работает по лицензии. Впервые со спектаклем для одного человека Game of You Елютин столкнулся на фестивале в Эдинбурге. «Когда я вышел из зала, был так впечатлен, что решил непременно привезти эту штуку в Москву», — вспоминает Елютин. После года переписки с авторами идеи, бельгийской командой Ontroerend Goed, он договорился о покупке прав. На старт предприниматель потратил около $100 тыс. собственных средств, полученных от работы Remote Moscow.

Ᵽ24 млн — выручка Remote Moscow за 2015 год

Ᵽ45 млн планирует выручить проект за 2016 год

Ᵽ5 млн вложено в запуск Remote Moscow

Ᵽ7 млн составили стартовые инвестиции в проект «Твоя игра»

50 человек — численность экскурсионной группы Remote

Ᵽ1,1–1,6 тыс. — стоимость сеанса Remote Moscow

Ᵽ1,5 тыс. — цена получасового представления «Твоя игра»

«Твоя Игра» расположилась на четвертом этаже универмага «Цветной» и работает каждый день, кроме понедельника. По словам Елютина, помещение «Цветной» предоставляет бесплатно, взамен на информационную поддержку. Количество билетов на «Твою игру» ограниченно — Елютин планирует провести 5 тыс. спектаклей в Москве и начать гастрольный тур по стране. Пока в планах привезти спектакль в Санкт-Петербург, Екатеринбург, Краснодар и Ростов-на-Дону. Актеров для игры в спектакле отбирают сами бельгийцы, авторы Game of You, поэтому состав труппы на протяжении гастролей, скорее всего, останется неизменным.

Первый сеанс «Твоей игры» состоялся в «Цветном» 25 июня. Большая часть тех, кто купит билет на новый спектакль, уже знакомы с Remote, предполагают основатели. «Мы изначально ориентировались на уже привлеченную аудиторию — многие участники Remote хотели продолжения и спрашивали нас «что дальше?» — рассказывает Евгения Петровская. Рекламировать оба проекта организаторы планируют по-прежнему только в социальных сетях.

Жанр променад-театра, где во время представления зрители перемещаются по отношению к действию, не новость для России. «Среди отечественных постановок такого формата самые яркие примеры — это «Гамлет», который Ростовский молодежный театр играет уже почти 20 лет, и «Норманск» в Центре Мейерхольда — синтез мюзикла, квеста и компьютерной игры», — говорит руководитель проекта ArtNauka Николай Новоселов. Remote воплощает уже известную концепцию променад-спектакля, перемещая его на улицы города, а вот «Твоя игра» может претендовать на роль нового слова в современном театре, считает Феликс Михайлов из «Ленинград Центра». «Твоя игра» доводит оппозицию зритель — актер до логического финала — человек играет уже сам с собой. Это, безусловно, для нынешнего поколения что-то совершенно новое», — говорит он.

Отводя зрителю главную роль в спектакле, проекты, привезенные Елютиным, расширяют границы классического театра, согласна Ирина Мурзак. «В Remote и «Твоей игре» есть формальные признаки театра — сценарий написан, действие срежиссировано, в «Твоей игре» есть даже кулиса, за которой происходит действие. Их смело можно относить к продолжателям традиции постмодернистского театра», — рассуждает она. Основное препятствие для того, чтобы сделать такой вид искусства массовым, — неготовность широкой публики к экспериментам, считает Мурзак: «Оба проекта основаны на познании себя — через общение с городом или самим собой на театральной сцене. У нас как-то не принято заниматься самопознанием».

В планах Елютина и дальше искать такие «театральные жемчужины» на мировых фестивалях и дублировать их в России. «Сейчас я в поисках доброго самаритянина, который готов финансировать развитие новых форм искусства», — делится Федор.

Дикий Запад в Подмосковье

В практической стрельбе есть классификационное упражнение El Presidente: стрелок стоит спиной к трем мишеням на расстоянии 10 м, по сигналу поворачивается, выхватывает из кобуры пистолет и поражает каждую мишень двумя выстрелами. После этого перезаряжает оружие и снова посылает в каждую из мишеней по две пули. У опытных стрелков на все это уходит меньше четырех секунд.

В стрелковом комплексе Валерия Баликоева серьезные взрослые мужчины превращаются в «недоигравших в детстве мальчишек», которым хочется на время стать героями боевика (Фото: Владислав Шатило / РБК)

Практическая стрельба — сравнительно новый для России вид спорта, пришедший из США, где его изначально использовали для подготовки бойцов спецподразделений и полицейских к применению оружия в реальной жизни. «Если вы занимаетесь стендовой стрельбой, вы просто стоите, спокойно целитесь, в жизни так не бывает», — рассказывает гендиректор «Объекта» Андрей Николаев.

Упражнения в практической стрельбе изображают бой в помещении, на улице, в транспорте. «Вы бегаете с оружием, мишени то появляются, то исчезают, вы приседаете, ложитесь, ползаете, прыгаете. Это настоящая мальчишеская игра, только в руках — настоящее оружие», — продолжает Николаев. «Разница с обычной стрельбой — как между двухмерным и трехмерным миром», — уверен Баликоев.

В 2011 году он с партнером Виталием Малининым купил землю на МКАД и построил крупнейший в мире крытый стрелковый комплекс — «Объект». «Это был такой стартап, который создавался с надеждой, что из этого может получиться приносящий прибыль бизнес, но больше из любви к этому виду спорта, — рассказывает Николаев. — Наверняка можно было найти более выгодные бизнесы, которые можно построить на такой территории — овощехранилище или автосалон, но цель была другая».

Основателям пришлось потратиться на строительство галереи, которая была спроектирована специально для занятий практической стрельбой и потребовала разработки «массы технических решений», и на подготовку инструкторов, которых в России просто не было. «Сейчас комплекс рентабелен», — уверяет он, но раскрывать финансовые показатели отказывается. Инвестиции в проект пока не окупились, признает он.

Николаеву нравится рассказывать, как взрослые, серьезные, успешные москвичи, приезжающие в комплекс, сразу превращаются в «недоигравших в детстве мальчишек». Большинство клиентов приходят не просто чтобы научиться стрелять, а именно с целью развлечься, уверен он.

12 тыс. кв. м — площадь комплекса

3,5 тыс. кв. м — стрелковая зона

75 тыс. посетителей прошло через тир за пять лет работы

40 видов огнестрельного оружия есть в тире

«Есть фильмы о Джеймсе Бонде, о Диком Западе с Клинтом Иствудом, есть «Перевозчик» с Джейсоном Стэйтемом, есть фильмы о колумбийских наркобаронах, мы все их смотрели и хотели почувствовать себя в роли этих героев», — рассказывает Николаев. По его словам, нигде в России, кроме нашего клуба, нельзя пострелять из оружия, которое есть в «Объекте». В арсенале комплекса около 40 видов огнестрельного оружия — швейцарские Sphinx, австрийские Glock 34, итальянские Beretta и др.

Клиенты комплекса — в основном мужчины от 25 до 45 лет, среди них много бизнесменов, банкиров, есть федеральные министры и даже участники списка Forbes, говорит Николаев. «Стрельба — удовольствие недешевое, для среднего класса и выше, час занятия в комплексе стоит около 5 тыс. руб. Танцами заниматься дешевле, но в сезон — с сентября до апреля — к нам надо записываться за пять дней, все время с 8 утра до часу ночи залы заполнены», — говорит он. В «Объекте» все они становятся мальчишками, участвуют в соревнованиях, наряжаются в какие-то пончо и так далее. Женщин-стрелков пока немного — около 10–15% от всех посетителей. «Это такие прекрасные Лары Крофт, приезжают к нам на спортивных байках», — отмечает он.

Pro
Налоги в 2025 году: что важно знать инвесторам в акции, облигации, ПИФы
Pro
«Доллар вернется к ₽121». Почему падает рубль и что будет с инфляцией
Pro
Большая игра: зачем развивать стартапы в структуре корпораций
Pro
Аналитики советуют инвестировать в биткоин, а не в золото. Почему
Pro
Глупцы на Олимпе. Почему компании меньше платят сотрудникам с высоким IQ
Pro
Какие товары станут хитами на маркетплейсах в 2025 году
Pro
Кто в IT может получать €5 тыс. в месяц, а кто не найдет работу
Pro
Уволили за эксперименты: каково работать в Revolut — в шести пунктах